Семинар-практикум "Как эффективно выстроить отношения воспитателям с родителями воспитанников"
методическая разработка по психологии

Яковлева Оксана Михайловна

Семинар-практикум «Как эффективно выстроить общение с родителями»

 

 

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  • актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
  • познакомить с приемами бесконфликтного общения;
  • содействовать повышению уверенности в себе;
  • упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

 

 

Сегодня вопросы общения и понимания в мире выходят на первый план. Мы с вами видим к каким последствиям приводит неумение и нежелание договариваться, слушать и слышать друг друга. Мы понимаем, что на политическую ситуацию вряд ли сможем повлиять, но каждый из нас может внести свою лепту. Сейчас многие говорят о том, что пришло время когда очень важно осознать, что в жизни важнее всего. А важнее всего простое человеческое общение и доброе отношение друг к другу.

Сегодня мы будем говорить про эффективное общение с родителями, но на самом деле все рекомендации будут касаться всех людей, с которыми мы так или иначе взаимодействуем в нашей жизни.

Мы живем в такое время, когда приводят в садик родители другого поколения. К сожалению, профессия воспитателя перестала быть так уважаема и важна для родителей как раньше. Отношение к нам зачастую не очень уважительное. Каждый из нас сможет привести ни один пример неадекватности родителей. И мы с вами можем долго жаловаться друг другу на них, и мы делаем это, и это нормально – мы живые люди, и у нас есть потребность выговориться в надежде быть услышанными, хотим получить помощь, поддержку, совет. Но это происходит между нами, тем временем с родителями мы вынуждены общаться и находить пути наилучшего взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Как эффективно выстроить общение с родителями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  • актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;
  • познакомить с приемами бесконфликтного общения;
  • содействовать повышению уверенности в себе;
  • упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

Сегодня вопросы общения и понимания в мире выходят на первый план. Мы с вами видим к каким последствиям приводит неумение и нежелание договариваться, слушать и слышать друг друга. Мы понимаем, что на политическую ситуацию вряд ли сможем повлиять, но каждый из нас может внести свою лепту. Сейчас многие говорят о том, что пришло время когда очень важно осознать, что в жизни важнее всего. А важнее всего простое человеческое общение и доброе отношение друг к другу.

Сегодня мы будем говорить про эффективное общение с родителями, но на самом деле все рекомендации будут касаться всех людей, с которыми мы так или иначе взаимодействуем в нашей жизни.

Мы живем в такое время, когда приводят в садик родители другого поколения. К сожалению, профессия воспитателя перестала быть так уважаема и важна для родителей как раньше. Отношение к нам зачастую не очень уважительное. Каждый из нас сможет привести ни один пример неадекватности родителей. И мы с вами можем долго жаловаться друг другу на них, и мы делаем это, и это нормально – мы живые люди, и у нас есть потребность выговориться в надежде быть услышанными, хотим получить помощь, поддержку, совет. Но это происходит между нами, тем временем с родителями мы вынуждены общаться и находить пути наилучшего взаимодействия.

Давайте разбираться. Нас с родителями детей связывает два основных вопроса – организационные вопросы и все остальные (связанные с ребёнком). В решении организационных вопросов – важно выбрать хороший родительский комитет. Основные проблемы возникают при решении всех остальных вопросов.

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. В детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе. Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. Но часто и мы не можем или не хотим расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в нашем саду было тепло и уютно не только детям, но и их родителям?

Восточная притча

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

А сейчас давайте займёмся самодиагностикой и оценим уровень общительности у каждого из вас. Результаты будут известны только вам.

(проводится диагностика оценки уровня коммуникабельности педагога с родителями на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В. Ф. Ряховскому)

Таким образом, наша задача, как педагогов научиться выстраивать так общение с родителями, чтобы избегать конфликтных ситуаций и эффективно решать все возникающие вопросы. Во всяком случае сделать всё, что от нас зависит.

 

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в любом общении существуют свои закономерности.

Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника и комплимент.

Улыбка - для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Всегда располагает к себе человек, который улыбается, позитивный, жизнелюбивый и общительный.

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Воспитателям довольно трудно запомнить всех родителей, друзей, родственников ребёнка по имени, но бывают ситуации, когда называние по имени- отчеству поможет снять напряжение. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: рыбаку улов или удочку, рукодельнице – её работы, ну а родителю его ребенка.

Очень часто мы совершаем одну ошибку. Представьте себе ситуацию -загруженные, усталые после работы родители приходят за ребёнком в детский сад, а тут воспитатель сразу начинает на что-то жаловаться. Родители очень уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание сразу на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Также важно научиться выстраивать равноправные отношения с родителями, не говорить с позиции «сверху», но и не соглашаться со всем, если вы не согласны.

Давайте сейчас выполним упражнение «Комплимент» в кругу.

Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Ведущий: как мы с вами уже поняли и вспомнили - умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом.

Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Ведущий подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Бывают ситуации, когда сами воспитатели провоцируют конфликт.

Во-первых, конечно, незнание и неумение общаться, но есть и другие ситуации. Чаще всего, по моим наблюдениям и жалобам родителей, это связано с тем, что к разным детям предъявляют разные требования (если нельзя игрушку в группу приносить, то всем нельзя, если спит один с игрушкой, то и другим разрешить). Очень важный момент-постараться не выделять среди детей и родителей «любимчиков», так как это может оттолкнуть других родителей и создать конфликтные ситуации. Дружбу с родителями водить тоже лучше за пределами детского учреждения. С младшей группы отвадить родителей от совместных прогулок на площадках. Это также является поводом для конфликта.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

• Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

• Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»«Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» - «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!»«Нас всех беспокоит, что дети…»«Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. Изучите их и используйте в процессе общения с родителями детей.

 

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность»

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.  (Игра проводится под релаксационную музыку)

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, направляете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...

Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанников.

Эффективные методы взаимодействия педагога и родителей воспитанниковПамятки для воспитателей. Методы работы с родителями...

Презентация на тему "Эффективные формы общения воспитателя с родителями воспитанников"

Цель данной презентации: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать сов...

Создание информационного сайта ДОУ - эффективная форма сетевого взаимодействия с родителями воспитанников.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, и оптим...