"Игровые методы в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

Традиционно психологическая работа с ребенком в детском саду оказывается в рамках индивидуальной и групповой работы с педагогом-психологом.

Одним из основных принципов ФГОС  является реализация Программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Включение игр в коррекционный  процесс повышает его эффективность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семченкова Виктория Владимировна

педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №38 компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Традиционно психологическая работа с ребенком в детском саду оказывается в рамках индивидуальной и групповой работы с педагогом-психологом.

Одним из основных принципов ФГОС  является реализация Программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Включение игр в коррекционный  процесс повышает его эффективность, так как игра:

• создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

• непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;

• способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации, собственного «Я».

Игровые технологии - совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр. Применяя игровые технологии, педагог-психолог реализует цели:

  1. Коррекция поведения детей :
  • снижение негативных настроений и восстановление сил;
  • развитие в детях чувства эмпатии;
  • снижение агрессивности и тревожности у детей;
  • повышение уверенности в своих возможностях и в себе;
  • умение управлять своим поведением

2. Эмоциональное развитие:

  • эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
  • умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других);
  • умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
  1. Познавательное развитие:
  • развитое воображение;
  • хорошая память;
  • развитое наглядно-образное мышление
  • хорошая ориентировка в пространстве и времени;
  • развитая тонкая моторика рук;
  • развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
  • интеллектуальная активность 
  1. Развитие личности:
  • снижение агрессивности и детских страхов;
  • улучшение взаимоотношений с окружающими;
  • повышение самоуважения.

Игровая ситуация позволяет поддержать интерес и мотивацию к деятельности.

Игры подбираются в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами.

Опыт работы с дошкольниками с тяжелым недоразвитием речи позволил определить специфику применения игр при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения, снижение самоконтроля во всех видах деятельности, суетливость, импульсивность, расторможенность. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы можно отметить  низкое развитие мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.

В работе с дошкольниками ОВЗ наиболее эффективным стало применение следующих технологий:

  1. Игры с песком

Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, тактильно-кинестетической чувствительности, развитию двух полушарий (так как ребенок действует двумя руками одновременно). В тоже время снимают мышечную напряжённость, стабилизируют эмоциональные состояния: успокаивают импульсивных, излишне активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. В процессе игр совершенствуется зрительно-пространственная ориентировка, активизируется речь, память, мышление, воображение. Выполнение определенных правил способствует формированию навыков произвольного поведения, коммуникации.

  1. Игровой тренинг
  • Игровые тренинги направлены на развитие коммуникативной компетентности детей: развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями;
  • развитие творческих способностей, активности, самостоятельности;
  • коррекцию нежелательных черт характера и поведения;
  • обеспечивается эмоциональная разрядка, снятие мышечного, нервнопсихического напряжения, что является важной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
  1. Сенсорная интеграция

В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств  - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.

  • Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов,  увеличивают словарный запас. 
  • Игры с прятанием, поиском и нахождением, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов способствуют тренировке зрительного восприятия. Детям интересно искать рисунки на дне, под тонким слоем наполнителя.
  • Игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы.
  • Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений. Во время игр с «грязными» материалами развиваются сенсорные ощущения, ребёнок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт.
  • С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
  • Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук, поэтому в своей работе мы используем традиционную пальчиковую гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению тактильной чувствительности. Самомассаж кистей и пальцев рук в «сенсорной коробке» способствует стимуляции  тактильно-двигательных ощущений,    нормализации мышечного тонуса,  формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.  От шума в коробочке стимулируется слух, зрительные ощущения. Обогащается чувственный опыт ребёнка (фактура материала).

Таким образом, в процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. В игровом коллективе у ребенка появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре ребенок учится умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

Таким образом, игра способствует формированию таких качеств личности дошкольника как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...

Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...

Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...

Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада».

Консультация для родителей:        "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада»....

Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...