Обучение навыкам организации поведения дошкольников с РАС с помощью структурирования
методическая разработка по психологии

Коновалова Юлия Владимировна

Детский аутизм – актуальная проблема на сегодняшний день. С каждым годом число детей, имеющих расстройство аутистического спектра увеличивается. Проблема помощи таким детям в России стоит все острее.

Система образования детей с нарушениями в развитии в настоящее время существенно меняется. Приняты новые нормативно-правовые документы, которые ориентируют все содержание образования на индивидуализацию, учет индивидуальных способностей и возможностей детей.

Аутизм – это синдром, который объединяет несколько признаков отклонения в психическом развитии, характеризуется ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в личные переживания и потерей стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к проявлениям индивидуальности при расстройстве аутистического спектра почти полностью отсутствует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ras_statya.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение навыкам организации поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью структурирования

Детский аутизм – актуальная проблема на сегодняшний день. С каждым годом число детей, имеющих расстройство аутистического спектра увеличивается. Проблема помощи таким детям в России стоит все острее.

Система образования детей с нарушениями в развитии в настоящее время существенно меняется. Приняты новые нормативно-правовые документы, которые ориентируют все содержание образования на индивидуализацию, учет индивидуальных способностей и возможностей детей.

Аутизм – это синдром, который объединяет несколько признаков отклонения в психическом развитии, характеризуется ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в личные переживания и потерей стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к проявлениям индивидуальности при расстройстве аутистического спектра почти полностью отсутствует.

У детей с расстройством аутистического спектра присутствует триада нарушений:

1. Нарушение социального взаимодействия.

2. Нарушение коммуникации.

3. Стереотипность поведения.

Для эффективной работы с детьми, имеющих расстройство аутистического спектра необходимо создание специальных условий, в которых сочетается оказание как психологической и педагогической, так и медицинской помощи.

Для детей с расстройством аутистического спектра характерна демонстрация нежелательного поведения. Осложняется это тем, что такие дети не умеют «держать себя в руках» в сложных, непонятных для них ситуациях.

Помочь в этом и снизить частоту проявлений нежелательного поведения можно с помощью структурированного обучения.

сСтруктурированное обучение — это стратегия обучения, разработанная Отделением ТЕАССН (Лечение и Образование Детей с Аутизмом и другими Расстройствами сферы Коммуникации). В рамках этой стратегии обучения используются разнообразные методы обучения навыкам, такие как визуальная поддержка, система коммуникации с помощью обмена карточками PECS, прикладной поведенческий анализ, сенсорная интеграция.

Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма. Структурированноеное обучение — это система организации среды обучения для аутистов, развития необходимых навыков и помощи аутистам в понимании требований.

Для структурированной помощи необходимо соблюдать следующие принципы: лаконичность, соблюдение рутины, системность подачи материала, обедненность среды, ничего лишнего (берем только, то что используем), простота инструкции.

Для детей с аутизмом важно, чтобы большинство событий происходили в одном и том же порядке каждый день. В противном случае это может стать причиной поведенческих нарушений.

Использование визуальной структуры событий (расписания) позволяет разработать положительную рутину, когда ребенок обращается к своему расписанию за информацией, что увеличивает его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в дошкольном учреждении и дома. Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке, что снижает уровень тревожности у ребенка. Благодаря структурированию деятельности у ребенка уменьшается количество проявлений агрессивного и самоагрессивного поведения. Это в свою очередь помогает ребенку лучше сконцентрировать внимание на происходящем.

Преимуществами визуального расписания для детей с расстройствами аутистического спектра являются:

- Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом.

- Он может увеличить гибкость данного человека

- Метод позволяет человеку обучаться новым навыкам и расширять свои интересы.

- Он помогает человеку с аутизмом сохранять спокойствие и уменьшает нежелательное и неуместное поведение.

- Это инструмент, который позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.

- Он помогает человеку с аутизмом развивать самостоятельность, что повышает его самооценку.

Дополнительный плюс визуальных расписаний в том, что они могут увеличить независимость ребенка с РАС. Благодаря им, дети учатся переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его вербальные подсказки. Визуальная структура применяется на любом этапе образовательного процесса. С педагогической точки зрения становится важным формировать у ребенка учебное поведение, такое как уметь сидеть за столом, слушать и смотреть на педагога, выполнять задания, ждать перерыва, не портить методический материал. Особенно актуальны такие навыки в групповой работе, где ребенку необходимо самостоятельно контролировать себя в течение всего занятия.

Использование методов структурирования в обучении детей с РАС на протяжении нескольких лет, даёт нам возможность убедиться в его эффективности. Мы наблюдаем у наших детей положительную динамику: во время перехода с одного вида деятельности в другой, снижение проявления проблемного поведения, снижение тревожности, развитие навыком коммуникации, развитие самостоятельности, овладение навыками самообслуживания, улучшение понимания правил и  инструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение навыкам безопасного поведения в семье

Статья будет полезна как  родителям , так и воспитателям разных возрастных группНекоторые советы и рекомендации, которые могут помочь родителям  в их «семейном» курсе обучения де...

Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...

Обучение навыкам безопасного поведения ребенка на дороге

Консультация-памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению навыкам безопасного поведения ребенка на дороге...

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге

Материал предназначен для размещения в уголке для родителей. Он позволяет повысить педагогическую граммотность родителей и вовлечь их в воспитательный процесс по формированию у дошкольников  навы...

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников с помощью моделирования ситуаций.

Жизнедеятельность человека  неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире.  Ключевая роль в обеспечении национальной бе...

Обучение навыкам организации поведения с помощью структурирования

Обучение навыкам организации поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью структурирования...