Игры с детьми с ОВЗ: вопросы коррекционно-развивающего использования игры
статья по психологии

Ошманкевич Светлана Станиславовна

Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми: психокоррекция эмоционально-волевых нарушений; преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки; развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики; формирование творческого потенциала, развитие фантазии; снятие психоэмоционального напряжения; развитие основных психических процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Амелина Ю.В., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад № 5 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Игры с детьми с ОВЗ: вопросы коррекционно-развивающего использования игры

Дошкольное детство это период, когда ребёнок развивается как никогда бурно и стремительно. Этот период является сензитивным с точки зрения развития психических процессов дошкольника. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), в частности, дети с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ разнородна по составу. Это обусловлено, в первую очередь, возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья.

Значимым отягощающим фактором является позднее включение ребенка с проблемами в развитии в систему психолого-педагогической диагностики и коррекции.

Цель: определить наиболее эффективные формы взаимодействия психолога с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР).

Можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы с «особенными» детьми: психокоррекция эмоционально-волевых нарушений; преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки; развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики; формирование творческого потенциала, развитие фантазии; снятие психоэмоционального напряжения; развитие основных психических процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение).

В настоящее время наиболее эффективными формами и методами работы с детьми с ОНР являются: сказкотерапия, игротерапия, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, арттерапия, фольклор. Наиболее продуктивной формой взаимодействия с детьми дошкольного возраста в ДОУ является игровая деятельность.

Основные коррекционно-развивающие игры для детей 4-5 лет, направленные на развитие основных психических процессов, мелкой моторики, также на развитие общих и умственных способностей и т.д.:

1. Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»

2. Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»

3. Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, помогают в формировании сенсорных эталонов.

Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудокубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.

4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности: Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

5. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например: «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки». Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости обучения в играх, что помогает развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Игровое обучение это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение коррекционно-развивающих игр становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме.

6. Так же набирают популярность логические игры на 1 игрока, где представлены карточки с заданиями и фигурки, которые нужно подстроить логически в пространстве. Такие игры хорошо развивают логико-математические представления, что позволяет развить те процессы, которые чаще всего при ОНР требуют большего внимая.

Так как игра – является ведущей деятельностью дошкольника с 3 лет можно сделать наиважнейший вывод:

Любое взаимодействие с ребенком будет интересным и коррекционно-развивающая работа будет эффективной при использовании игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми с ОВЗ: вопросы коррекционно-развивающего использования игры

Игра – неотъемлемый  элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности....

«Взаимодействие педагогов в рамках реализации комплексного подхода в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ»

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Одним ...

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»

Дидактические игры и упражнения на формирование фонематического слуха с использованием игры «Улитка»...

Аналитический отчет учителя-логопеда по результатам мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы дошкольного образования.

Аналитический отчет проводится с целью оценки степени продвижения дошкольника в образовательной программе, а также с целью определения индивидуальных особенностей каждого ребенка для выработки диффере...

Игры с детьми ОВЗ: вопросы коррекционно–развивающего использования игры (из опыта работы воспитателя).

В дошкольной коррекционной педагогике среди разных видов игр особая роль принадлежит дидактической игре....