Статья на тему: «Формирование у ребенка 3-4 лет представления о себе». Разработала воспитатель ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
статья по психологии (подготовительная группа)

«Формирование у ребенка 3-4 лет представления о себе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_rebenka_3.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование у ребенка 3-4 лет представления о себе»

Составила воспитатель Никульшина М.А.

Ребенок с помощью взрослого знакомится с такими сферами действительности, как:

-  представление о себе (« я сам»)  

-  представления о других людях и об отношениях между ними (« мир людей и человеческих отношений»);

-  представление о рукотворном мире (« предметная среда»)

-  представления о нерукотворном мире (« природа»)

Многие психологи полагают, что в возрасте 3-4 лет рождается личность человека. Именно к 3 годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребёнок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности.

Представление о себе в психологии называют самосознанием, т. е. это весь комплекс знаний человека о своём внешнем облике и внутреннем мире.

Развитие представлений о себе  складывается из двух моментов : из представлений о себе как об уникальном, ценном индивиде и как члене коллектива.

Для того чтобы ребёнок ощущал себя неповторимой личностью , любимой и принимаемой другими людьми, взрослые должны направлять свои усилия на формирование более полных представлений ребёнка о себе.

-  о своём физическом облике – строении тела;

-  об имени;

-  о росте;

-  о половой принадлежности, о различиях в поведении мальчиков и девочек.

Детям нужно прививать гигиенические навыки. У них следует развивать положительное отношение к себе, самоуважение, понимание своих переживаний и умение управлять ими.

        

Содержание работы с детьми 3 – 4 лет.

  1. Ребёнка очень интересует, как он устроен. Большинство  детей к 3 годам уже знают, где у них руки, ноги, пальцы, голова, лицо и другие части тела. Однако для малыша слова « красивый», « любимый», « хороший», являются синонимами. Если ребёнок считает себя красивым , значит, он уверен в том, что он хороший, нравится окружающим, и прежде всего близким. Объективное, критичное отношение к внешности ребёнка очень вредно на данном этапе. К сожалению, часто можно слышать такие высказывания трехлеток: « Я плохой, мама сказала, что у меня шея короткая».

Приемы: упражнения перед зеркалом с добрыми папой и мамой; в игровой форме, глядя в зеркало ,по очереди поднимать ручки, ножки, показать головку, пошевелить пальчиками, обращая внимание на то, какие они у него красивые, умелые, весёлые, ловкие и  т. д.; стихи с движениями « Шла коза по лесу…»; релаксация под медленную, успокаивающую музыку, гладить малыша и тихим голосом рассказывать ему, какой он молодец, ловкий, умелый, красивый.

  1. Знакомство с лицом, его частями, выражением различных эмоций. Формирование положительного отношения к себе.

Приемы: « волшебное зеркало», автопортрет, работа с книгой – альбомом « Я сам» Р. Сефа, чтение сказки « Крошка енот и тот, Кто сидит в пруду» М. Мурр.

  1. Отнесение ребёнком себя  к мальчикам или девочкам и знание особенностей поведения своего пола.
  2. Положительное отношение ребёнка к своему имени.
  3. Развитие представлений ребёнка о себе как о члене коллектива начинается с приходом  в детский сад ( организуются праздники, дни рождения, именины группы, подходящие торжества, из которых складываются свои традиции). Традиции, название  группы, её символическое обозначение способствуют сплочению и пониманию ими общности с другими.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...