Эссе "Творческий человек: кто он и какой он?
материал по психологии

Уколова Марина Алексеевна

В данном эссе рассматриваются особенности творческой личности, условия, необходимые для её развития и формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий человек: кто он и какой он?

(Эссе)

        Существует два противоположных мнения о том, кого можно считать творческим человеком.

Одни полагают, что такое качество, как «творческость» - это дар, которым наделены лишь избранные, а подавляющее большинство человечества – лишь «серая масса». Обычно право называться творческими личностями такие люди признают за представителями профессий, связанных с искусством или наукой: художниками, поэтами, композиторами, актёрами, изобретателями. Причём, не за всеми, а только за лучшими представителями этих профессий, теми, кто внёс что-то принципиально новое в искусство или совершил переворот в науке. Например, Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Пьер Ферма.

Их оппоненты придерживаются совсем других взглядов: каждый человек способен к творчеству, в каждом заложена «божья искра» - талант, но не все смогли эту искру в своей душе разглядеть и разжечь.

На мой взгляд, дело обстоит не так просто и не стоит судить так уж однозначно.

Во-первых, следует определиться с тем, что мы понимаем под словосочетанием «творческий человек» и чем он отличается от «нетворческого».

        В «Современном психологическом словаре» под общей редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко (2007) даётся два определения творчества человека.

В узком смысле слова это понятие означает «человеческую деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее и  имеющее общественно-историческую ценность.

Творчество в более широком смысле, понимаемое как творческая деятельность – «это всякая практическая или теоретическая деятельность, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты». Таким образом, субъективно ребёнок, впервые самостоятельно вылепивший зайчика из пластилина, проявляет больше творчества, чем профессиональный скульптор, из года в год создающий однотипные скульптуры так, как его научили в ВУЗе, а домохозяйку, увлечённо изобретающую новые рецепты салатов и борщей, можно считать более творческим человеком в своём деле, чем ресторанного шеф-повара, постоянно готовящего блюда по строго выверенным технологическим картам.

Кто же такой творческий человек?

Это, в первую очередь,  созидатель, то есть, человек, который что-то даёт миру: материальные объекты, идеи, сценические или кинематографические образы и т.д.. В этом смысле,  творчество может проявляться в самых разных областях деятельности: науке, искусстве, педагогике, политике, производстве, спорте.

 В то же время, истинно творческий подход к любому делу предполагает нетрадиционный подход к решению поставленных задач, преодоление шаблонного мышления, умение видеть привычные вещи с необычной стороны, обращать внимание на детали, которых большинство людей просто не замечают, и использовать знакомые свойства предметов по-новому.  Так, швейцарский инженер Георг де Местраль изобрёл застёжку-липучку после того, как ему пришлось выбирать репьи из шерсти своей собаки. Сколько людей до него занимались этим неприятным делом, но никому не пришло в голову, что прочное сцепление множество мелких крючков и волокнистых петелек может стать основой для оригинальной застёжки. Сегодня же липучка используется не только для застёгивания одежды, обуви, сумок. Педагоги приспособили это изобретение для крепления съёмных частей наглядных пособий. Создатели детских игрушек тоже воспользовались этой идеей, например, при изготовлении безопасных дартсов, игрушечных продуктов, которые ребёнок может многократно «разрезать» на части, а затем вновь соединять, или мягких игрушек, которые могут лапками цепляться за одежду хозяина.

Кроме того, по-настоящему творческий человек не боится быть не таким, как все, «неправильным», допускать ошибки. Наличие социальных страхов, тревожность мешают работе творческой мысли, препятствуют самореализации и самоактуализации личности.

Несомненно, творческих людей в мире было бы гораздо больше, если бы вовремя были созданы необходимые условия для раскрытия и развития способностей каждого ребёнка. А это возможно только если в его ближайшем окружении окажутся творческие взрослые, которые смогут заметить склонности малыша, дать ему возможность для занятия различными видами деятельности, чтобы увидеть, чем он занимается с большим интересом, чему уделяет больше времени, в какой деятельности достигает лучших результатов.

Существование династий композиторов, учёных, литераторов, объясняется не только врождённой предрасположенностью к тому или иному виду деятельности, но и тем, что родители смогли увидеть творческий потенциал своего чада, связали его именно с тем направлением деятельности, которое им ближе всего, и начали раннее развитие определённых способностей. В то же время, родители являются для ребёнка первым и главным примером для подражания. Он растёт в окружении людей, близких его семье по интересам. Среда, в которой формируется личность ребёнка, и раннее целенаправленное обучение приводят к тому, что он  и сам много времени и усилий посвящает творческой деятельности. Это, в свою очередь, способствует формированию личности по творческому типу. Американская писательница Майя Энджелоу писала «Вы не можете израсходовать креативность. Чем больше вы её используете, тем больше у вас её становится». Подобным же образом складываются династии и в других сферах деятельности - династии кузнецов, инженеров, педагогов. В произведениях П.П. Бажова, мы можем увидеть немало примеров рабочих людей, которых по праву можно считать творческими личностями, и целых династий таких мастеров, например, персонажи сказов «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка», «Хрупкая веточка»  Данила-мастер и его семья. Кто знает, попади в детстве сирота Данилка Недокормыш в обучение не к мастеру по камню, а к художнику, не стал ли бы он великим живописцем.

Ярким примером творческой семьи является династия Михалковых – Кончаловских, в которой у родителей, прославившихся в литературном творчестве, дети и внуки посвятили себя режиссуре и актёрскому мастерству.

Из всего сказанного следует, что творческий человек обладает определёнными качествами характера, постоянно работает над собой, ищет новые пути в любой деятельности, какой бы он ни занимался. Без практического применения творческий потенциал индивида может вовсе не проявиться или угаснуть.

Педагогу, в особенности работающему с маленькими детьми, просто необходимо быть творческим человеком, чтобы пробудить и поддержать творческие способности своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека на тему: « Вот я какой!»

познакомить детей с внешнем строением, возможностями тела человека ( я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать); воспитывать чувство гордости, что ...

Исследовательский проект педагога-психолога Гайнутдиновой Лейсан Рафиковны и воспитателя Бакиевой Ольги Владимировны на тему: "Какую роль играет собака в жизни человека"

Авторы педагог-психолог Гайнутдинова Лейсан Рафиковна, воспитатель Бакиева Ольга ВладимировнаИсследовательский проект «Какую роль играет собака в жизни человека?»Тема нашего проекта «О роли собаки в ж...

Консультация для родителей "Какого человека мы называем гражданином?"

Консультация для родителей"Какого человека мы называем гражданином?"     Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед ...

Этическая беседа «Какой он – культурный человек?» (подготовительная группа)

Цель: Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведенияЗадачи:Образовательныезакреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; учить осознанно относится к поступкам...

Какого человека мы растим

Как построить жизнь в семье, как регулировать отношения с ребёнком, чтобы он рос психически здоровым?...

Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?»

Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения)Называем мы слова:Лоб, затылок, голова,Шея, плечи, паль...

Игровые технологии по лексической теме «Человек. Части тела человека. Кто я? Какой, я?»

Цель: систематизировать знания о частях тела человека и их назначении. Игра «Части тела» (импровизация движений в такт стихотворения)Называем мы слова:Лоб, затылок, голова,Шея, плечи, паль...