ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (подготовительная группа 6-7 лет)
методическая разработка по психологии

Умственное развитие — важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психических познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь в этом случае ребенок научится самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Аленький цветочек»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Сахалинская область г. Корсаков, ул. Невельская, 14

Тел. (факс) (8 424 35) 4-45-24; 4-45-22

Принято

педагогическим советом

протокол № 1 от 31.08. 2022г.

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ «Детский сад №2

 «Аленький цветочек»

________________Т.Г. Спиридонова

Приказ от 31.08.2022 № 61 § 5

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(подготовительная группа 6-7 лет)

Педагог-психолог:

Михайлова Ю.В.

Корсаков

2022

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.  

3

1.2. Цели и задачи программы

3

  1. Принципы и подходы программы

4

1.4. Планируемые результаты и эффективность использования программы.

4

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Организация, формы и методы работы, этапы проведения занятия

5

2.2. Содержание программы

6

2.3. Перспективный план работы коррекционно-развивающих занятий

7

2.4. Конспект занятий

9

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития.

Умственное развитие — важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психических познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь в этом случае ребенок научится самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике.

 «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие познавательной сферы. Основными компонентами познавательной сферы являются познавательные процессы и способности – динамические компоненты, а также познавательные интересы и познавательная активность, которые выступают в качестве мотивационного компонента познавательной сферы ребёнка.

Необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Особенно актуальным этот вопрос становится при поступлении детей в школу.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника – принятие позиции школьника, овладение умениями учиться. В связи с этим в рамках воспитательно - образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.

  1. Цели и задачи программы

Цель данной программы:

 - реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников 6-7 лет.

Задачи программы:

 - учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи

- учить ориентироваться в пространстве.

 - формировать способность к наблюдательности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- формировать способность к творческому воображению; 

- способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;

- формировать способность к распределению и устойчивости внимания;

- развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности.

- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность;

- воспитывать у детей умение отвечать распространёнными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

Необходимым условием эффективности программы является активное участие детей на занятиях, их заинтересованность. 

В соответствии с этими требованиями были разработаны игры-занятия, в содержании которых использовались различные развивающие игры и упражнения. 

  1. Принципы и подходы программы.

Программа построена на основе следующих принципов:

Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности).

Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения).

Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников).

Принцип учета возрастных особенностей (с учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивает формирование у каждого ребенка активной и творческой индивидуальности).

Принцип доступности (материал преподносится в доступной для понимания форме, что облегчает работу с детьми, делает ее для них понятной).

Игровой принцип (для детей ведущим видом деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер. Обучение ведется через логические игры и игровые ситуации).

1.4. Планируемые результаты и эффективность использования программы.

Планируемые результаты

- способность к наблюдательности;

 - способность к зрительному и слуховому восприятию;

 - способность к творческому воображению;

 - способность к произвольному, самостоятельному порождению какой-либо идеи и воссозданию воображаемого плана её реализации;

 - способность к произвольному и словесно-логическому запоминанию;

 - способность к распределению и устойчивости внимания;

 - способность к наглядно-схематическому мышлению и организации деятельности;

 - способность классифицировать, обобщать, устанавливать логические связи;

 - способность ориентироваться в пространстве.

Эффективность использования программы.

Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, повышается интеллектуальный уровень.

С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма. А также формируются навыки в общении, повышается самооценка.

Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса. Анализ результатов включает в себя обследование детей психологом: изучение познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка.

Программа поможет решить следующие проблемы:

- повысить интеллектуальный потенциал детей, раскрыть творческие возможности;

- обеспечить психологическую готовность ребенка к школьному обучению.

 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Организация, формы и методы работы

Описание. 

Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволят развить и откорректировать их познавательную сферу. Для этих целей мною была систематизирована, дополнена и адаптирована к старшему дошкольному возрасту коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие познавательной сферы детей шестилетнего возраста.

Категория и возраст обучающихся.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет. Отбор детей в группу и итоговый контроль осуществляются на основании диагностики. Выбор методик осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей и поставленными перед специалистом задачами. В журнале учета групповых занятий заносятся данные.

Организационные условия проведения занятий.

Программа реализуется в учебном году, не протяжении 6 месяцев (ноябрь - аллель).

Количество детей в группе: 6. Занятия проводятся с подгруппой детей, состоящей из 6 человек, 1 раза в неделю

Общее число занятий: 23 занятия,

Продолжительность одного занятия: 25-30 минут.

Форма работы: подгрупповая.

Методы работы:

- задания на зрительное восприятие;

- упражнения для совершенствования графических навыков письма;

- психодиагностические методики;

- творческие задания;

- логические задания;

- загадки.

2.2. Содержание программы

Оборудование.

-методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.).

- куклы, фигурки животных, игрушки животных.

- кубики, разрезные картинки, счетные палочки, и др.

- бумага разных форматов.

- краски, карандаши.

- фломастеры.

- восковые и пастельные мелки.

2.3. Перспективный план работы коррекционно- развивающих занятий

Месяц

Неделя

№ занятия, тема упражнений

Цели решаемые на каждом занятие

Ноябрь

1 неделя

Занятие № 1

Игра «Животные»

Игра «Запомни картинки»

Игра «Найди предметы» 

Игра «Помоги найти портрет»

Развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

2 неделя

Занятие № 2

Игра «Найди предмет»

Игра «Лабиринт»

Игра «Найди предмет не похожий на другие»

Развитие зрительного восприятия, внимания (способности к распределению внимания, устойчивости внимания), ловкости и умения сравнивать.

3 неделя

Занятие № 3

Упражнение «Воспроизведение рассказа»

Игра «Соблюдай правила»

Игра «Найди спрятавшихся зверей»

Развитие словесно-логической памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания).

4 неделя

Занятие № 4

Игра «Собери вещи»

Игра «Найди билет» Упражнение «Повторяем и рисуем»

Развитие словесно-логической и произвольной памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.

Декабрь

1 неделя

Занятие № 5

Игра «Найди и сосчитай»

Игра «Повтори рисунок»

Игра «Посмотри и запомни»

Развитие произвольной памяти, зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.

2 неделя

Занятие № 6

Игра «Запрещённое движение»

Игра «Разведчики»

Игра «Составь фигуру»

Игра «Найди предметы»

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания).

3 неделя

Занятие № 7

Игра «Найди отличия» Игра «Просьба»

Игра «Запомни картинки»

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольность и устойчивость внимания).

4 неделя

Занятие № 8

Игра «Просьба»

Игра «Найди отличия» Игра «Составь картинку

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания).

Январь

2 неделя

Занятие № 9

Упражнение «Поставь фигуры»

Упражнение «Найди заплатку»

Упражнение «Шарфики»

Развитие зрительного восприятия и внимания, координации слухового и двигательного анализаторов, умения рассуждать, сравнивать, соотносить форму с образцом, делать элементарные умозаключения; развитие координации движений пальцев рук, формирование способности выполнять действия по показу, представлению, словесной инструкции.

3 неделя

Занятие № 10

Упражнение «Поручения»

Упражнение «Небылицы»

Упражнение «Классификация»

Развитие умения находить нужную фигуру по вербальной инструкции, классифицировать предметы по заданным признакам, работать вместе по визуальному образцу; развитие внимания и наглядно-образного мышления.

4 неделя

Занятие № 11

Упражнение «Нарисуй картинку палочками»

Упражнение «Скопировать точки»

Упражнение «Дорожки»

Развитие умения схематически изображать предметы с помощью палочек, выделяя основной признак предмета, развитие произвольного внимания, восприятия, совершенствование графомоторных навыков.

Февраль

1 неделя

Занятие № 12

Игра «Что лишнее?»

Игра «Запомни слова»  

Упражнение «Домик».

Развитие умения читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями, в единый образ фигуры, развитие логического мышления, координации движений, памяти, зрительного восприятия, внимания, связной речи.

2 неделя

Занятие № 13

Игра «Пары слов»

Игра «Лишнее слово»

Игра «Бамбалео»

Развитие произвольного внимания, логической и слухоречевой памяти, мелкой моторики руки, формирование умения классифицировать понятия, развитие словесно-логического мышления и связной речи.

3 неделя

Занятие № 14

Упражнение «Домики»

Упражнение «Часть – целое»

Упражнение «Скопировать по точкам»

Развитие комбинаторного и словесно-логического мышления, зрительного восприятия и произвольного внимания, сенсомоторной координации движений, аудиальной и моторной памяти, мелкой моторики рук.

4 неделя

Занятие № 15

Упражнение «Покажи фигуру»

Упражнение «Логические пары» Упражнение «Недорисованная картинка»

Развитие восприятия, произвольного внимания, воображения, логического мышления, зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики; формирование умения понимать инструкцию, удерживать её в памяти.

1 неделя

Занятие № 16

Упражнение «Да или нет?»

Упражнение «Пройди лабиринт»

Упражнение «Запомни слова»

Развитие произвольного внимания, кратковременной и долговременной слуховой памяти, мелкой моторики; формирование умения понимать инструкцию, удерживать её в памяти и искать фигуры в соответствии с ней.

2 неделя

Занятие № 17

Упражнение «Составь рисунок»

Упражнение «Небылицы

Упражнение «Машины»

Развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, формирование умение концентрировать и распределять внимание, анализировать, синтезировать и комбинировать, понимать схематическое изображение позы человека.

3 неделя

Занятие № 18

Игра «Найди предмет»

Игра «Лабиринт»

Игра «Найди предмет не похожий на другие»

Развитие зрительного восприятия, внимания (способности к распределению внимания, устойчивости внимания), ловкости и умения сравнивать.

4 неделя

Занятие № 19

Игра «Просьба»

Игра «Найди отличия» Игра «Составь картинку

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания).

Апрель

1 неделя

Занятие № 20

Игра «Найди и сосчитай»

Игра «Повтори рисунок»

Игра «Посмотри и запомни»

Развитие произвольной памяти, зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.

2 неделя

Занятие № 21

Игра «Найди отличия» Игра «Просьба»

Игра «Запомни картинки»

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольность и устойчивость внимания).

3 неделя

Занятие № 22

Игра «Разведчики»

Игра «Составь фигуру» Игра «Найди предметы»

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания).

4 неделя

Занятие № 23

Игра «Повтори рисунок»

Игра «Найди отличия» Игра «Составь картинку

Развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания).

2.4. Конспект занятий

Занятие № 1

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве, зрительной, произвольной памяти, зрительного восприятия, способности к распределению и устойчивости внимания, умения сравнивать.

Оборудование и материал: 10 карточек с изображением предметов, индивидуальные бланки, простой карандаш, плакат «Мальчик и 5 портретов».

Содержание занятия.

Игра «Животные» (развитие внимания).  Детям предлагается выбрать любое животное (зайца, волка, лису и т. д.). Ведущий вперемежку называет животных. Услышав название своего животного, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.

Игра «Запомни картинки» (развитие зрительной, произвольной памяти). Детям предлагается 10 карточек-картинок, на каждой из которых изображено по 1 предмету. Дети рассматривают эти карточки в течение 2 минут. Затем карточки убирают, а ребят просят те картинки, которые они запомнили шёпотом назвать ведущему.

Игра «Найди предметы» (развитие зрительного восприятия, способность к распределению и устойчивости внимания). Каждому ребёнку раздаются бланки с рисунками. Зачеркнуть рыбок, а яблоки обвести кружком.

Игра «Помоги найти портрет» (развитие зрительного восприятия, умения сравнивать). Детям предлагается внимательно посмотреть на мальчика и 5 портретов и ответить, какой портрет принадлежит этому мальчику.

Занятие № 2

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания (способности к распределению внимания, устойчивости внимания), ловкости и умения сравнивать.

Оборудование и материал: индивидуальные бланки, простой и цветные карандаши, мяч.

Содержание занятия.

Игра «Найди предмет» (развитие зрительного восприятия, способности к распределению внимания). Каждому ребёнку даётся индивидуальный бланк с рисунками. Среди 8 рисунков ребёнок должен найти такой же предмет, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинки детям даётся 30 секунд. После этого они должны поставить крестик возле правильной картинки.

Игра «Лабиринт» (развитие устойчивости внимания). Каждому ребёнку даётся индивидуальный бланк с рисунками. Нужно помочь мальчику пройти в детский сад, а девочке в школу.

Игра «Найди предмет не похожий на другие» (развитие внимания и умения сравнивать). Каждому ребёнку даётся индивидуальный бланк с рисунками. Среди нескольких предметов надо найти не похожий на другие и раскрасить его (цвет по выбору ребёнка).

Занятие № 3

Цель: развитие словесно-логической памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания). 

Оборудование и материал: плакат к игре «Найди спрятавшихся зверей».

Содержание занятия.

Упражнение «Воспроизведение рассказа» (развитие словесно-логической памяти, слухового восприятия, речи). Каждому ребёнку читается рассказ. Затем просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Если ребёнок не справился с рассказом, следует задавать ему вопросы.

Игра «Соблюдай правила» (развивать произвольное внимание). Вариант 1: играющие по очереди должны делать движения: 1-й – один раз хлопнуть в ладоши, 2-й – два раза хлопнуть в ладоши, 3-й – один раз хлопнуть в ладоши и т. д.

Вариант 2: дети делают следующие движения: 1-й – приседает и встаёт, 2-й – хлопает в ладоши, 3-й – приседает и встаёт и т. д.

Игра «Найди спрятавшихся зверей» (развивать зрительное восприятие и устойчивость внимание). Надо посмотреть внимательно на картинку и найти спрятавшихся там зверей.

Занятие № 4

Цель: развитие словесно-логической и произвольной памяти, слухового и зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.

Оборудование и материал: индивидуальные бланки, простой и цветные карандаши, альбомные листы.

Содержание занятия.

Игра «Собери вещи» (развитие распределения и устойчивости внимания).

Обведите все баночки кружочками, (для каждого ребёнка индивидуальный лист). 

Игра «Найди билет» (развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания).

Разыщите среди билетов два одинаковых и раскрасьте их в жёлтый цвет (для каждого ребёнка индивидуальный лист). 

Упражнение «Повторяем и рисуем» (развитие словесно-логической и произвольной памяти; слухового восприятия). Повторить стихотворение и нарисовать то, о чём говорится в нём.

«Море синее сверкает,

Чайка по небу кружит.

Солнце тучки разгоняет,

И кораблик вдаль бежит».

Занятие № 5

Цель: развитие произвольной памяти, зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.

Оборудование и материал: индивидуальные бланки, простой карандаш, плакат к игре «Посмотри и запомни».

Содержание занятия.

Игра «Найди и сосчитай» (развитие зрительного восприятия, распределения и устойчивости внимания). Найди и сосчитай всех попугаев (для каждого ребёнка индивидуальный лист).

Игра «Повтори рисунок» (развитие произвольной памяти, зрительного восприятия). Раздаются индивидуальные листы. Рассмотреть рисунок и запомнить, как на нём расположены предметы. Перевернуть лист и нарисовать все фигуры в той же последовательности.

Игра «Посмотри и запомни» (развитие произвольной памяти, зрительного восприятия). Показывается картинка. Рассмотрите и запомните картинку (время запоминания 10 секунд). Картинка убирается, детям раздаются индивидуальные карточки, необходимо обвести в круг те предметы, которые были на картинке.

Занятие № 6

Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания).

Оборудование и материал: сюжетные картинки к игре «Разведчики», геометрические фигуры, таблички с изображением предметов из геометрических фигур, индивидуальные бланки, простой карандаш.

Содержание занятия.

Игра «Запрещённое движение» (развитие произвольного внимания, слухового восприятия). Повторяют все движения ведущего, кроме одного: когда последует команда «Руки вверх» - их следует опустить вниз.

Игра «Разведчики» (развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности). Предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем ведущий переворачивает картинку и задаёт по ней несколько вопросов. Постепенно демонстрируется всё более сложные картинки.

Игра «Составь фигуру» (развитие зрительного восприятия, произвольную зрительную память). Раздаются геометрические фигурки (на каждого ребёнка). Показывается табличка с изображением. Необходимо составить такую же фигуру.

Игра «Найди предметы» (развитие зрительного восприятия, способность к распределению и устойчивости внимания). Каждому ребёнку раздаются бланки с рисунками. Зачеркнуть шары, а кубики обвести кружком.

Занятие № 7

Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольность и устойчивость внимания).

Оборудование и материал: картинки к игре «Найди отличия», 10 карточек-картинок к игре «Запомни картинки».

Содержание занятия.

Игра «Найди отличия» (развитие зрительного внимания). Детям показываются 2 картинки. Предлагается найти 7 отличий (3 – 4 картинки).

Игра «Просьба» (развитие слухового восприятия, устойчивости внимания). Ведущий показывает любые упражнения, но дети должны выполнять только те, перед показом которых звучит слово «Просьба». Игра проводится на выбывание. 

Игра «Запомни картинки» (развитие зрительной, произвольной памяти). Детям предлагается 10 карточек-картинок, на каждой из которых изображено по 1 предмету. Дети рассматривают эти карточки в течение 2 минут. Затем карточки убирают, а ребят просят назвать те картинки, которые они запомнили. Затем задание усложняется. Детям предлагается внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке расположены карточки. Затем картинки перемешиваются, дети должны разложить их в таком же порядке как они лежали.

Занятие № 8

Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания).

Оборудование и материал: картинки к игре «Найди отличия», плакаты и разрезные картинки к игре «Составь картинку».

Игра «Просьба» (развитие слухового восприятия, устойчивости внимания).Ведущий показывает любые упражнения, но дети должны выполнять только те, перед показом которых звучит слово «Просьба». 

Игра «Найди отличия» (развитие зрительного внимания). Детям показываются 2 картинки. Предлагается найти отличия (3 – 4 картинки).

Игра «Составь картинку» (развивать зрительное восприятие, устойчивость внимания, произвольную память). Раздать детям картинки, разрезанные на 6 – 7 частей. Показывается картинка-эталон, которую дети должны запомнить, затем она убирается. Каждый ребёнок должен собрать такую же из разрезанных частей.

Занятие № 9

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, координации слухового и двигательного анализаторов, умения рассуждать, сравнивать, соотносить форму с образцом, делать элементарные умозаключения; укрепление мышц кистей, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу, представлению, словесной инструкции.

Оборудование и материал: игрушка Лиса, блоки Дьениша. Демонстрационный материал для упражнения «Поставь фигуры», раздаточный материал для упражнений «Найди заплатку», «Шарфики», цветные карандаши

Содержание занятия.

Упражнение «Поставь фигуры» (Развивать зрительное восприятие и внимание, учить соотносить форму с образом) Первое занятие– конструирование. Психолог по очереди вывешивает карточки с нарисованными фигурами. Дети выкладывают блоки Дьенеша по образцу.

Упражнение «Найди заплатку» (Развивать зрительное восприятие и внимание). Дети смотрят на нарисованные коврики и подбирают заплатки, которые позволят восстановить узор (проводят карандашом линию, соединяющую коврик с нужной заплаткой).

Упражнение «Шарфики» (Учить рассуждать, сравнивать, делать элементарные умозаключения). Психолог раздаёт детям рисунки шарфиков, по два цветных карандаша и формулирует задачу: «У Лисы два шарфика – красный и жёлтый. Длинный шарфик – не жёлтого цвета, а короткий – не красного. Раскрасьте шарфики правильно».

Занятие № 10

Цель: развитие умения находить нужную фигуру по вербальной инструкции, классифицировать предметы по заданным признакам, работать вместе по визуальному образцу; развитие внимания и наглядно-образного мышления, аудиального восприятия, координации движений, слуховой и моторной памяти.

Оборудование и материал: игрушка Лиса, блоки Дьениша, раздаточный материал для упражнения «Классификация», демонстрационный материал для игры «Разноцветные цепочки», «Небылицы», цветные карандаши, разноцветные флажки.

Содержание занятия.

Упражнение «Поручения» (Учить находить нужную фигуру по вербальной инструкции, развивать аудиальное восприятие). Сначала лиса проверяет какие дети внимательные. Психолог (от имени Лисы) даёт детям поручение: найти среди логических блоков все некрасные, несиние, некруглые, нетреугольные, неквадратные, нетолстые, небольшие фигуры.

Упражнение «Небылицы» (Развивать произвольное внимание и наглядно-образное мышление).  Психолог показывает детям картинки-путаницы и говорит: «Маленький Лисёнок узнал, что Лиса отправляется к нам в гости и нарисовал нам картинку. Но он ещё не ходит в лесную школу, поэтому допустил много ошибок. Найдите, пожалуйста, все ошибки». Дети рассматривают картинку и по очереди называют ошибки.

Упражнение «Классификация» (Учить классифицировать предметы по заданным признакам). Психолог раздаёт карточки и просит раскрасить изображения игрушек красным карандашом, предметов одежды – жёлтым карандашом, предметов посуды – синим.

Занятие № 11

Цель: развитие умения схематически изображать предметы с помощью палочек, формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основной признак предмета, развитие произвольного внимания и аудиального восприятия, совершенствование графомоторных навыков.

Оборудование и материал: раздаточный материал для упражнений «Нарисуй картинку палочками», «Скопировать точки», «Дорожки», счётные палочки.

Содержание занятия.

Упражнение «Нарисуй картинку палочками» (Учить схематически изображать предметы с помощью палочек. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основной признак предмета). Педагог одну за другой раздаёт карточки со схематическим изображением предметов (от простого к сложному). Дети выкладывают формы с помощью счётных палочек. 

Упражнение «Скопировать точки» (Развивать произвольное внимание) Психолог раздаёт пустые таблицы и таблицы с точками – образцы. Дети должны заполнить пустые таблицы точками в соответствии с образцами.

Упражнение «Дорожки» (Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать графомоторные навыки) Психолог раздаёт карточки с изображением дорожек. Дети должны провести карандашом линию внутри каждой дорожки, не заходя за её границы.

Занятие № 12

Цель: развитие умения читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями, в единый образ фигуры, которую нужно найти; развитие логического мышления, координации движений, памяти (аудиальной, кратковременной и долговременной слуховой) зрительного восприятия, внимания, связной речи.

Оборудование и материал: блоки Дьенеша; раздаточный материал для упражнений «Найди фигуру», «Что лишнее?», «Домик»; картинки к игре «Снеговики»; простой карандаш.

Содержание занятия.

Игра «Что лишнее?» (развивать логическое мышление методом исключения лишней картинки). Каждый разведчик должен быть внимательным для того чтобы замечать то, что ему необходимо. Мы сейчас проверим кто из вас внимательный. Я вам дам сейчас карточки с картинками. Вы должны сами внимательно рассмотреть свою карточку и вычеркнуть ту картинку, которая лишняя (после окончания работы все вместе проверяют правильность выбора).

Игра «Запомни слова» (развивать кратковременную и долговременную слуховую память, и мышление). У любого разведчика должна быть хорошая память, так как он должен много запоминать разной информации. Давайте проверим, как вы умеете запоминать, и поиграем в игру «Запомни слова».  Психолог зачитывает слова, затем просит повторить их (нос, ухо, лоб, автобус, рот, глаза, поезд, щека). Дети по очереди говорят по одному слову. Затем они должны назвать группы, на которые можно разделить эти понятия.

Упражнение «Домик» (развивать восприятие, учить мысленному соединению частей предмета в единое целое). Психолог даёт каждому ребёнку карточку. Дети обводят карандашом те фигуры, из которых состоит домик.

Занятие № 13

Цель: развитие произвольного внимания, логической и слухоречевой памяти, мелкой моторики руки, сенсомоторной координации; формирование умения классифицировать понятия, развитие словесно-логического мышления и связной речи; формирование у детей умения договариваться, помогать друг другу во время игры.

Оборудование и материал: мягкая игрушка зайца, инвентарь для игры «Бамбалео».

Игра «Пары слов» (развивать логическую и слуховую память)

Зайчик хочет с вами поиграть. Психолог читает пары слов, между которыми существуют смысловые связи. Затем читает первое слово каждой пары, а дети по очереди вспоминают второе слово (яма-лопата, кисточка - краски, груша - ваза, сын -коньки, берёза - гриб, конфета - друг).

Игра «Лишнее слово» (учить классифицировать понятия, развивать словесно-логическое мышление и связную речь). А сейчас зайка хочет вас попросить помочь ему решить сложную задачку. Психолог просит выбрать из трёх слов лишнее (с учётом выделенного признака) и объяснить свой выбор. Дети отвечают по очереди.

Цвет: огурец, морковь, трава.

Форма: арбуз, мяч, диван.

Величина: дом, карандаш, ложка.

Материал: альбом, тетрадь, ручка.

Вкус: торт, селёдка, мороженое.

Вес: мясорубка, перышко, гантель.

Игра «Бамбалео» (учить детей договариваться, помогать друг другу во время игры, развивать мышление). На неустойчивую тарелку дети по очереди ставят сначала лёгкие, потом тяжёлые фигуры так, чтобы тарелка не перевернулась.

Занятие № 14

Цель: развитие комбинаторного и словесно-логического мышления, зрительного восприятия и произвольного внимания, сенсомоторной координации движений, аудиальной и моторной памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование и материал: игрушечный заяц, блоки Дьениша, раздаточный материал для упражнения «Домики», «Скопировать по точкам», простые карандаши.

Упражнение «Домики» (Развивать комбинаторное мышление, зрительное восприятие и внимание). Каждому ребёнку психолог даёт изображение домика. Дети должны мысленно соединить два признака блоков Дьенеша и выложить нужные блоки на свободные «квартиры». После выполнения задания дети меняются домиками.

Упражнение «Часть – целое» (Развивать словесно-логическое мышление). Психолог (от лица зайца), обращаясь к каждому ребёнку, называет предмет, который является частью чего-либо (дверца, циферблат, плавник, ветка, стебелёк, голова, рукав, ступенька, ножка, ручка). Дети называют целое.

Упражнение «Скопировать по точкам» (Развивать мелкую моторику рук, произвольное внимание). Психолог даёт лист с заданием каждому ребёнку. Дети копируют рисунки по точкам. Психолог проверяет правильность выполнения упражнения.

Занятие № 15

Цель: развитие аудиального восприятия, произвольного внимания, творческого воображения, логического и творческого мышления, координации движений, аудиальной и моторной памяти, зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики; формирование умения понимать инструкцию, удерживать её в памяти и искать фигуры (блоки) в соответствии с ней.

Оборудование и материал:  блоки Дьениша, раздаточный материал для упражнений «Логические пары», «Недорисованная картинка», простой и цветные карандаши.

Содержание занятия.

Упражнение «Покажи фигуру» (Развивать аудиальное восприятие, внимание, учить понимать инструкцию, удерживать её в памяти и искать фигуры (блоки) в соответствии с ней) Перед каждым ребёнком – коробка с блоками Дьенеша. Психолог просит найти красный большой тонкий треугольник; жёлтый маленький толстый круг и т. д. Дети находят блоки и показывают их.

Упражнение «Логические пары» (Развивать логическое мышление). Психолог раздаёт листы с заданием каждому ребёнку. Дети соединяют линиями предметы, которые логически связаны между собой. Затем каждый ребёнок объясняет свой выбор.

Упражнение «Недорисованная картинка» (Развивать творческое мышление и воображение). Психолог даёт каждому ребёнку рисунок с элементом картинки. Дети, используя цветные карандаши, дорисовывают этот элемент до целого изображения. Затем придумывают название своему рисунку.

Занятие № 16

Цель: развитие произвольного внимания, кратковременной и долговременной слуховой памяти, мелкой моторики; формирование умения понимать инструкцию, удерживать её в памяти и искать фигуры в соответствии с ней.

Оборудование и материал: «Недорисованная картинка», «Пройди лабиринт», простой и цветные карандаши.

Содержание занятия.

Упражнение «Да или нет?» (Развивать произвольное внимание и слуховое восприятие) Психолог читает предложения. Если дети согласны с этими утверждениями, они хлопают в ладоши (да), если не согласны – их руки лежат на столе (нет).

- Мясорубкой измельчают мясо.

- Топором рубят дерево.

- Зимой холодно.

- Газета может быть из пластмассы.

- Осёл умеет говорить

- Из камня течёт вода.

- Крыша бывает из соломы.

- Помидор синий.

- Колесо квадратное.

- Колбаса сделана из мяса.

Упражнение «Пройди лабиринт» (Развивать зрительно-пространственную ориентацию, внимание, мелкую моторику рук). Психолог раздаёт листы с заданием каждому ребёнку. Дети рассматривают лабиринт, ищут дорогу, которая приведёт путешественников к лесу. Затем отмечают путь простым карандашом.

Упражнение «Запомни слова» (Развивать кратковременную и долговременную слуховую память). Психолог зачитывает детям слова (мяч, рука, луна, море, кот, арбуз, бык, вода) и просит повторить те, которые они запомнили.

Занятие № 17

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентации, наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, координации движений, аудиальной и моторной памяти; формирование умение концентрировать и распределять внимание, анализировать, синтезировать и комбинировать, понимать схематическое изображение позы человека.

Оборудование и материал: кубики Никитина «Сложи узор», демонстрационный материал для упражнений «Составь рисунок», «Небылицы», «Замри», раздаточный материал для упражнения «Машины», цветные карандаши.

Содержание занятия.

Упражнение «Составь рисунок» (Развивать зрительно-пространственную ориентацию, произвольное внимание, учить анализировать, синтезировать и комбинировать). Сложить из кубиков такой узор как на картинке. Психолог даёт каждому ребёнку по 4 кубика из набора «Сложи узор». Затем вывешивает по очереди образцы трёх картинок, которые детям предстоит сложить.

Упражнение «Небылицы» (Развивать наглядно-образное мышление и произвольное внимание). Психолог вывешивает картинку. Дети её рассматривают и по очереди называют все несоответствия.

Упражнение «Машины» (Развивать логическое мышление). Психолог раздаёт каждому ребёнку картинка: «У Буратино две машинки: красная и синяя. Грузовая – не красного цвета. Какого цвета легковая машинка? Раскрась машинки правильно».

Занятие № 18

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания (способности к распределению внимания, устойчивости внимания), ловкости и умения сравнивать.

Оборудование и материал: индивидуальные бланки, простой и цветные карандаши, мяч.

Содержание занятия.

Игра «Найди предмет» (развитие зрительного восприятия, способности к распределению внимания). Каждому ребёнку даётся индивидуальный бланк с рисунками. Среди 8 рисунков ребёнок должен найти такой же предмет, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинки детям даётся 30 секунд. После этого они должны поставить крестик возле правильной картинки.

 Игра «Лабиринт» (развитие устойчивости внимания). Каждому ребёнку даётся индивидуальный бланк с рисунками. Нужно помочь мальчику пройти в детский сад, а девочке в школу.

Игра «Найди предмет не похожий на другие» (развитие внимания и умения сравнивать). Каждому ребёнку даётся индивидуальный бланк с рисунками. Среди нескольких предметов надо найти не похожий на другие и раскрасить его (цвет по выбору ребёнка).

Занятие № 19

Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания).

Оборудование и материал: картинки к игре «Найди отличия», плакаты и разрезные картинки к игре «Составь картинку».

Игра «Просьба» (развитие слухового восприятия, устойчивости внимания).Ведущий показывает любые упражнения, но дети должны выполнять только те, перед показом которых звучит слово «Просьба». 

Игра «Найди отличия» (развитие зрительного внимания). Детям показываются 2 картинки. Предлагается найти отличия (3 – 4 картинки).

Игра «Составь картинку» (развивать зрительное восприятие, устойчивость внимания, произвольную память). Раздать детям картинки, разрезанные на 6 – 7 частей. Показывается картинка-эталон, которую дети должны запомнить, затем она убирается. Каждый ребёнок должен собрать такую же из разрезанных частей.

Занятие № 20

Цель: развитие произвольной памяти, зрительного восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания), умения ориентироваться в пространстве.

Оборудование и материал: индивидуальные бланки, простой карандаш, плакат к игре «Посмотри и запомни».

Содержание занятия.

Игра «Найди и сосчитай» (развитие зрительного восприятия, распределения и устойчивости внимания). Найди и сосчитай всех попугаев (для каждого ребёнка индивидуальный лист). 

Игра «Повтори рисунок» (развитие произвольной памяти, зрительного восприятия). Раздаются индивидуальные листы. Рассмотреть рисунок и запомнить, как на нём расположены предметы. Перевернуть лист и нарисовать все фигуры в той же последовательности.

Игра «Посмотри и запомни» (развитие произвольной памяти, зрительного восприятия). Показывается картинка. Рассмотрите и запомните картинку (время запоминания 10 секунд). Картинка убирается, детям раздаются индивидуальные карточки, необходимо обвести в круг те предметы, которые были на картинке.

Занятие № 21

Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольность и устойчивость внимания).

Оборудование и материал:  картинки к игре «Найди отличия», 10 карточек-картинок к игре «Запомни картинки».

Содержание занятия.

Игра «Найди отличия» (развитие зрительного внимания). Детям показываются 2 картинки. Предлагается найти 7 отличий (3 – 4 картинки).

Игра «Просьба» (развитие слухового восприятия, устойчивости внимания). Ведущий показывает любые упражнения, но дети должны выполнять только те, перед показом которых звучит слово «Просьба». Игра проводится на выбывание. 

Игра «Запомни картинки» (развитие зрительной, произвольной памяти). Детям предлагается 10 карточек-картинок, на каждой из которых изображено по 1 предмету. Дети рассматривают эти карточки в течение 2 минут. Затем карточки убирают, а ребят просят назвать те картинки, которые они запомнили. Затем задание усложняется. Детям предлагается внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке расположены карточки. Затем картинки перемешиваются, дети должны разложить их в таком же порядке как они лежали.

Занятие № 22

Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (произвольное внимание, распределение и устойчивость внимания).

Оборудование и материал: сюжетные картинки к игре «Разведчики», геометрические фигуры, таблички с изображением предметов из геометрических фигур, индивидуальные бланки, простой карандаш.

Содержание занятия.

Игра «Разведчики» (развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности). Предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем ведущий переворачивает картинку и задаёт по ней несколько вопросов. Постепенно демонстрируется всё более сложные картинки.

Игра «Составь фигуру» (развитие зрительного восприятия, произвольную зрительную память). Раздаются геометрические фигурки (на каждого ребёнка). Показывается табличка с изображением. Необходимо составить такую же фигуру.

Игра «Найди предметы» (развитие зрительного восприятия, способность к распределению и устойчивости внимания). Каждому ребёнку раздаются бланки с рисунками. Зачеркнуть шары, а кубики обвести кружком.

Занятие № 23

Цель: развитие произвольной памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания (устойчивость зрительного внимания).

Оборудование и материал: картинки к игре «Найди отличия», плакаты и разрезные картинки к игре «Составь картинку».

Игра «Повтори рисунок» (развитие произвольной памяти, зрительного восприятия). Раздаются индивидуальные листы. Рассмотреть рисунок и запомнить, как на нём расположены предметы. Перевернуть лист и нарисовать все фигуры в той же последовательности.

Игра «Найди отличия» (развитие зрительного внимания). Детям показываются 2 картинки. Предлагается найти отличия (3 – 4 картинки).

Игра «Составь картинку» (развивать зрительное восприятие, устойчивость внимания, произвольную память). Раздать детям картинки, разрезанные на 6 – 7 частей. Показывается картинка-эталон, которую дети должны запомнить, затем она убирается. Каждый ребёнок должен собрать такую же из разрезанных частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. "Ребёнок - это не сосуд, который надо ...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами в...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Сущность познавательного развития – вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствам...

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: "КВН по теме "Комнатные растения""

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей  старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)Тема: КВН по теме "Комнатные ...