П Р О Е К Т «Подружимся с эмоциями» (средняя группа)
проект по психологии (средняя группа)

Ю.М. Соколова

Формирование эмоционального интеллекта дошкольников, способствующее решению конфликтных ситуаций в реальной жизни группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akt-t_proekta.docx63.41 КБ

Предварительный просмотр:

                        Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                «Центр развития ребенка – детский сад № 2»

                                     Управления делами Президента Российской Федерации

       

                                                              П Р О Е К Т

                                                «Подружимся с эмоциями»

                                                         (средняя группа)

                                                     

                                                                                                                                     Авторы проекта:

                                                                                                       - педагог-психолог 1 категории Соколова Ю.М.

                                                                                                       - воспитатель 1 категории Косякина С.Д.

                                                         

                                                                        2022 г.

Проектная деятельность в детском саду                            

         

Авторы проекта: 

- педагог-психолог Соколова Ю.М.,

- воспитатель средней группы детского сада Косякина С.Д.

Возрастная группа: средняя группа (дети 4 - 4,5 лет)          

Вид проекта: информационный, игровой, познавательный;

Продолжительность проекта: краткосрочный (продолжительность проекта - 21 день)

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатель, воспитанники ДОУ (дети средней группы),

родители воспитанников средней группы ДОУ

Проект реализуется через образовательные области:

- речевое развитие

- познавательное развитие

- социально-коммуникативное развитие

- художественно-эстетическое развитие

- музыкальное развитие

- физическое развитие

                                                                     

                                                                     Актуальность проекта

«Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

                                                                                                                                      Л.С. Выготский

     Под эмоцией в широком смысле понимается «душевное переживание, чувство». Эмоции сопровождают практически любые проявления активности человека. Эмоциями считают простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

   Каждая эмоция имеет свое внешнее выражение.  Выразительные формы проявления эмоций: жесты, мимика, пантомимика, эмоциональные компоненты речи, вегетативные изменения. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Проблемой развития эмоций личности занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин.  

    В современном мире взрослые все чаще уделяют внимание развитию познавательных способностей детей и забывают о формировании эмоциональной сферы детей, а этой сфере необходимо придавать такое же значение, как и интеллектуальным достижениям детей.

    В чем же важность формирования эмоциональной сферы? Эмоционального интеллекта?

 

     

     Способность различать собственные эмоции, управлять этими эмоциями, а также различать эмоции другого человека, лучше понимать друг друга, не пользуясь речью- называется эмоциональным интеллектом

     Эмоции, чувства занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его развитие. В дошкольном возрасте формируется и развивается эмоциональная сфера.  

Эмоциональное развитие – это одно из главных условий, которое  в будущем обеспечивает эффективность процесса воспитания и обучения ребенка. Существует тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.

     Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, обогащает их жизнь впечатлениями. Возникает дефицит общения детей и взрослых и как следствие возникают нарушения в эмоциональной сфере. Почему эту проблему важно обсуждать и решать?

     Потому что у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, застенчивость, агрессивность и т.д.

      С 4-5 лет начинается новый этап развития дошкольника – этап становления личности. Одна из особенностей ребенка среднего возраста - стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим. Вторая особенность ребенка среднего возраста - он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.У ребенка появляется большой интерес к ровесникам.   Вся жизнь ребенка теперь в игре. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты. В игре формируется самооценка ребенка.

     В связи с этим мы решили разработать и провести проект по развитию эмоциональной сферы у дошкольников средней группы детского сада: «Подружимся с эмоциями»

Цель проекта:

- Формирование эмоционального интеллекта дошкольников, способствующее решению конфликтных ситуаций в реальной жизни группы.

Задачи:

Развивающие:

- создание условий для знакомства детей с миром эмоций;

-  развитие умений их различать и понимать;

- создать условия для формирования знаний у дошкольников о методах, приемах для решения конфликтных ситуаций в реальной жизни группы детей дошкольного возраста;

- помочь понять детям о необходимости и важности конструктивного разрешения конфликта;

- развивать связную речь, моторику, воображение, память, мышление, внимание, память;

- формирование доброжелательных взаимоотношений между братьями и сестрами детей

через развитие эмоционального интеллекта;

- способствовать преодолению робости, застенчивости, обучение умению публичного выражения эмоций, чувств;

- побуждать детей к самостоятельности;

- познакомить с различными способами выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание узнавать о различных проявлениях эмоций, чувств как у себя, так и у другого человека;

- воспитывать уважительное отношение к другим людям.

Работа с родителями:

- познакомить родителей с предстоящим проектом, в форме индивидуальных бесед и консультационного материала по проблеме;

- предложить родителям принять участие в реализации данного проекта (подбор наглядного материала, просмотр мультфильмов, беседы с детьми)

                                              первый этап - организационный

день

недели

                  мероприятия

организатор/

место проведения

ответственный

пн.

1.постановка целей и задач,

определение актуальности

и значимости проекта, разработка

 плана мероприятий по реализации

 проекта;

2. подбор и изучение методической

и художественной литературы,

подбор мультфильмов и подбор иллюстраций, картинок по тематике проекта.

педагог-психолог,

воспитатель/

группа/каб.пед.-

психолога

педагог-психолог,

воспитатель

вт.

1.подбор и изготовление

дидактических игр, наглядного и игрового

материала по тематике проекта;

2.разработка бесед и подвижных игр,

 квестов по тематике проекта.

педагог-психолог,

воспитатель/

группа/каб.пед.-

психолога

педагог-психолог,

воспитатель

ср.

чт.

1.разработка рекомендаций для родителей

по тематике проекта:

- индивидуальных;

 - на сайте ДОУ «У меня братишка есть! У меня сестренка есть!»

2.составление бесед, презентаций по тематике проекта (использование ИКТ и ТСО)

педагог-психолог,

воспитатель/

группа/каб.пед.-

психолога

педагог-психолог,

воспитатель

пт.

1.организация предметно-развивающей

среды в группе ДОУ (размещение

наглядного материала в группе, тематические уголки:

- для выражения негативных эмоций «подушка-колотушка» и варежки «мирилки»;

- для выражения ежедневных эмоций «Паровозик эмоций»)

2. составление каталога игр и сказок по тематике проекта для использования в дальнейшем в группе.

педагог-психолог,

воспитатель/

группа/каб.пед.-

психолога

педагог-психолог,

воспитатель

                                      Основной этап - практический

день

недели

          работа с детьми/мероприятия

организатор/

место проведения

ответственный

пн.

  1. Беседа о культуре поведения «Вежливые слова»
  2. Рассматривание иллюстраций в книгах по тематике проекта

Воспитатель;

Педагог-психолог

/группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

вт.

  1. Обсуждение м/ф «Крошка енот»;
  2. Игра «Путешествие в лес»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

ср.

  1. Чтение сказки «Маленький медвежонок» (сказкотерапия; автор О.В.Хухлаева);
  2. Обсуждение сказки «Маленький медвежонок»
  3. Показ иллюстраций, картинок по теме «Такие разные эмоции и чувства» (радость, грусть, злость);
  4. Обсуждение картинок «Такие разные эмоции и чувства»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

чт.

  1. Чтение и обсуждение сказки:

«Сказка про ежика Витю»

(сказкотерапия; автор О.В.Хухлаева);  

  1. Показ картинок и иллюстраций с изображением ежика;
  2. Обсуждение картинок и иллюстраций

по теме: «Почему ежик колючий?»;

  1. Знакомство с выражением

«Колючий как ежик».

  1. НОД «Поможем ежику»

     (конструирование)

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

пт.

  1. Беседа о культуре поведения («Вежливые слова»);
  2. НОД «Письмо от Карлсона»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

пн.

  1. Обсуждение м/ф «Два жадных медвежонка»
  2. НОД «Поможем лесным жителям»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

вт.

  1. Обсуждение поведения и поступков героев м/ф «Лесное яблоко»;
  2. Дидактическая игра «Как разделить и собрать яблоко»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

ср.

  1. Игра – квест «Сюрприз от Карлсона» (на прогулке)
  2. Беседа о культуре поведения  («Вежливые слова»);

Воспитатель;

Педагог-психолог /группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

чт.

  1. Подвижная игра «Самолетики» (задание от Карлсона) (на прогулке);
  2. Чтение сказки ««Сказка про ежика Витю» (автор О.В.Хухлаева) (повтор).

Воспитатель;

Педагог-психолог
/группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

пт.

  1. Чтение сказки «Сказка про тигренка» (сказкотерапия);
  2. Обсуждение сказки про тигренка.
  3. Обсуждение мультфильма

 «Просто так!»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

пн.

  1. Чтение и обсуждение сказки «Белочка-припевочка»;
  2. Игра «Путешествие в лес»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

вт.

  1. Сказка «Когда я злюсь» (автор К. Спилман) - формирование эмоционального интеллекта;
  2. Знакомство с уголком выражения

эмоций и чувств «Паровозик эмоций»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

ср.

  1. Показ картинок, иллюстраций

 «Угадай эмоцию»;

  1. Сказка «Когда я боюсь» (автор К.Спилман)- формирование эмоционального интеллекта

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

чт.

  1. Чтение и обсуждение сказки «Маленький медвежонок» (сказкотерапия; автор О.В.Хухлаева) (повтор);
  2. Показ иллюстраций, картинок по теме «Такие разные эмоции и чувства» (радость, грусть, злость);
  3. Обсуждение картинок «Такие разные эмоции и чувства»
  4. Игра «Поссорились-Помирились»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

                                       заключительный    этап

пт.

  1. Игра «Утренний круг»;
  2. Знакомство с уголком выражения

эмоций и чувств «Паровозик эмоций»;

  1. Обучение детей (с помощью

взрослого) обозначать свою эмоцию

дня на стенде «Паровозик эмоций»

Воспитатель;

Педагог-психолог/группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

пн.

   1.   Игра «Утренний круг»;

   2.   Знакомство с уголком выражения

 эмоций и чувств «Паровозик эмоций»,

 с уголком для эмоциональной разгрузки

детей «Подушка-колотушка»;

"Варежки-мирилки»;

    3. Обучение детей (с помощью

 взрослого) обозначать свою эмоцию

 дня на стенде «Паровозик эмоций».

  1. Знакомство родителей

воспитанников с материалами по

формированию эмоционального

интеллекта у ребенка.

Воспитатель;

Педагог-психолог/группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

Инновационные технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии
  2. Технологии проектной деятельности
  3. Информационно-коммуникативные технологии
  4. Личностно-ориентированные технологии
  5. Игровая технология

Планируемый результат:

- расширить у детей знания и представления об эмоциях (радость, грусть, злость, страх);

- вызвать интерес к окружающему миру и человеку в этом мире;

- развить стремление детей самим преодолевать негативные эмоции и радоваться своим успехам в этом;

- помогать ребенку проявлять активность в сложном процессе становления его взрослым человеком

План реализации проекта:

1 этап-подготовительный

- опрос детей на темы: «Какие эмоции или чувства вы знаете?

- формулировка цели и задач проекта;

- разработка плана мероприятий по реализации проекта;

- подбор и изучение методической и художественной литературы; иллюстраций по теме проекта;

- организация предметно-развивающей среды для самостоятельного выражения своих эмоций и чувств детьми;

- составление консультаций, презентаций (использование ИКТ и ТСО) по теме эмоций и чувств;

- разработка конспектов занятий (бесед) по ознакомлению детей с эмоциями и чувствами;

- подбор, изготовление дидактических игр, наглядного материала.

Второй этап-основной

(работа с детьми)

Третий этап – заключительный

(обобщение опыта, рефлексия)

Развитие речи:

  1. Знакомство с литературными произведениями:

- «Маленький медвежонок» (автор О.В.Хухлаева);

- «Сказка про ежика Витю» (автор О.В.Хухлаева);  

- Сказка «Белочка-припевочка» (автор О.В.Хухлаева);

- Сказка «Когда я боюсь» (К.Спилман) формирование эмоционального интеллекта;

- Сказка «Когда я злюсь» (К.Спилман) формирование эмоционального интеллекта;

- «Сказка про тигренка» (сказкотерапия)

2. Просмотр и обсуждение мультфильмов:

- «Крошка енот»; «Два жадных медвежонка»; «Лесное яблоко»; «Просто так!»

3. Беседы-обсуждения:

 - Беседа о культуре поведения («Вежливые слова»);

Познавательное развитие

4. Использование дидактических игр:

- Дидактическая игра «Как разделить и собрать яблоко»;

- Дидактическая игра «Сортировка»

Музыкальное развитие:

5. Прослушивание музыкальных произведений:

-  песня «Если с другом вышел в путь» (песня Михаила Т. и Владимира Шаинского);

Художественно-эстетическое развитие:

6. НОД по изобразительной деятельности и конструированию

- «Поможем ежику» (раскраска-аппликация)

Социально-коммуникативное развитие

- игра-квест «Сюрприз от Карлсона»

- игра «Поссорились-Помирились»

- игра «Утренний круг»

- включено в деятельность по другим образовательным направлениям.

Физическое развитие

7. НОД по физической деятельности:

Подвижные игры:

- «Путешествие в лес»;

- «Самолетики»

Взаимодействие с родителями:

8. Работа с родителями:

- участие родителей в подборе мультфильмов, просмотре и бесед с детьми, помощь в изготовлении наглядного

материала по тематике проекта

Третий этап-заключительный:

- игра «Утренний круг»;

- Обозначение ребенком (с помощью взрослого) своей эмоции дня на стенде «Паровозик эмоций»

 

                                                  Подвижная игра «Самолёты» 

            (формирование целенаправленного поведения у детей средней группы детского сада)

Проведение подвижной игры «Самолёты», формирующей целенаправленное поведение у детей средней группы детского сада.

 Развивающие задачи: 

- формирование представлений о нормах взаимоотношений в детском сообществе;

- способствовать формированию устойчивого интереса к деятельности, к сверстникам; 

- способствовать формированию сплоченного коллектива детей;

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения между сверстниками в группе;

- воспитание организованного поведения, умения соблюдать игровые правила.

Содержание:

Дети строятся в 2-3 колонны (в зависимости от количества детей в группе) в разных местах площадки, которые отмечаются цветными ориентирами (кубик, лента или др.). Играющие дети изображают летчиков на самолетах. Каждое звено строится за ориентиром своего цвета. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места (приземляются, строятся в колонны)

Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Игровые сигналы:

1.  Воспитатель: «К полету готовься!» - дети заводят мотор

2.  Воспитатель: «Летите!» - дети поднимают руки в стороны и бегают по площадке

врассыпную, в разных направлениях, стараясь не сталкиваться друг с другом.

  1. Воспитатель: «На посадку!» - дети находят свои места, строятся в колонны

Объяснение и закрепление правил игры до начала непосредственно игры:

1. По какому сигналу летчики заводят мотор? (после слов «К полету готовься!»).

2. По какому сигналу самолёты начинают летать? (после слов «Летите!»).

3. По какому сигналу самолёты возвращаются на аэродром? (после слов «На посадку!»).

4. Какое звено самолётов считается выигравшим? (в котором все самолёты первыми вернуться на своё место).

После каждой игры необходимо проанализировать ход игры.

1. Можно сказать, что команда синих самолётов выиграла? Почему? (потому что все летчики первыми вернулись на своё место). На табло выставляется один кружок напротив синего самолёта.

2.  Можно сейчас, после игры, сказать, что все летчики были хорошими друзьями? Почему? (потому что в полёте никто не сталкивался, все вовремя уступали друг другу).

Игра проигрывается не менее 2-3 раз. После каждого проигрывания ставится кружок напротив выигравшей команды самолётов.

 В завершении 2-3 игр, необходимо провести итоговый педагогический анализ.

1. Какая команда самолётов победила сегодня в игре? (дети сравнивают кружки на табло и определяют, где больше кружков).

2. Все лётчики сегодня были хорошими друзьями? Почему? (Да, потому что в полёте никто не сталкивался, все вовремя уступали друг другу)

                                                           

                                       

                                           

                                                  Конспект НОД «Поможем лесным жителям»

Цель:

- Формировать дружеские взаимоотношения внутри группы.

Задачи:

- Развивать навыки взаимопомощи у детей дошкольного возраста;

- Формировать у детей негативное отношение к такому качеству личности, как жадность;

- Воспитывать желание и готовность делиться с другими людьми;

- Повторить название овощей и геометрических фигур, учить сопоставлять фигуры по контуру;

- Формировать у детей навыки саморегуляции и внимательного слушания;

- Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния (веселый, грустный).

- Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование:

- мягкая игрушка ежик;

- корзинка для ежика;

- конверт с письмом от ежика;

- «Сортировщик овощи» (настольная игра);

- Веревочка, крупные детали деревянного конструктора для имитации препятствий в воображаемом лесу;

- бумажные самолетики по количеству детей в группе

Ход НОД:

  1. Приветствие

Педагог-психолог и воспитатель становятся с детьми в круг, держа друг друга за руки дети и взрослые произносят приветствие:

                        Собрались все дети в круг

                        Ты мой друг и я твой друг

                        Дружно за руки возьмемся

                        И друг другу улыбнемся!

  1. Сюрпризный момент:

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, я сейчас посмотрю кто к нам пришел (появляется корзинка, а в ней ежик). Ребята, кто это? (ответы детей). Что нужно сделать, если к нам пришел ежик в гости? Правильно, надо с ним поздороваться. Он нам принес письмо от лесных жителей. Давайте я его вам прочту: «Здравствуйте дорогие ребята! Я и мои друзья, лесные жители, посадили на грядках овощи, сейчас они уже созрели и надо их собрать, но их так много, что мы сами не справимся. Помогите нам пожалуйста их собрать.»

  1. «Путешествие в лес» (подвижная игра)

Педагог-психолог: Ребята, поможем лесным жителям собрать урожай? Тогда нам нужно отправиться к ним в гости. Где же живут лесные жители? (ответы детей) А каких лесных жителей вы знаете? (ответы детей) Их лес находится очень далеко, а дорога туда интересная, но непростая, вам на пути могут встретиться разные препятствия. Сможете их преодолеть? (ответы детей) Постройтесь друг за другом «паровозиком». Чтобы преодолеть препятствия в лесу, нужно идти дружно, медленно, чтобы паровозик не расцепился. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Садитесь в паровозик и держитесь друг за друга.

Воспитатель: На вашем пути встали горы, давайте обойдем их змейкой. А здесь разлилась река, давайте пройдем по мосту, но он очень узкий и идти надо аккуратно, чтобы не упасть в воду. На нашем пути деревья. Их ветки склонились очень низко. Нужно наклониться чтобы пройти под ними. Молодцы ребята, какие вы дружные!

  1. «Сортировка овощей» (настольная дидактическая игра)

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Посмотрите, ребята, на грядках созрели овощи. Какие овощи вы видите? (ответы детей) Овощи напоминают нам геометрические фигуры. На какие геометрические фигуры они похожи?

(ответы детей)

Педагог-психолог: Ребята, мы видим, что лесные жители не собрали овощи с двух грядок. Давайте разделимся на две команды и каждая команда будет собирать овощи со своей грядки. (перед детьми на столе расположен «сортер» состоящий из помидора, огурца и морковки) (Дети, разделившись на две команды начинают собирать овощи и обнаруживают, что в одной команде есть два помидора, но нет ни ной морковки, а в другой команде наоборот, есть две морковки, но нет ни одного помидора)

Воспитатель: Ребята, что же случилось? У вас не хватает моркови, но есть два помидора? А у вас не хватает помидора? А лишние овощи у вас есть? Что же делать? Правильно. Надо поменяться овощами.

Педагог-психолог: Для того, чтобы поменяться овощами, надо вежливо попросить товарища отдать нужную вам деталь игры и предложить ему другую деталь. Как это сделать? Как называют человека, который не хочет делиться?

(жадный человек). Ребята, какие вежливые слова вы знаете? Как попросить вежливо у товарища то, что вам нужно? (ответы детей) (дети меняются деталями игры)

Молодцы ребята, вы и лесным жителям помогли и друг с другом поделились! Посмотрите на свои грядки, все овощи собраны!

Воспитатель: Ребята, давайте подскажем лесным жителям какие еще можно посадить овощи? Какие овощи вы знаете? (ответы детей)

Педагог-психолог: Ребята, вы помогли лесным жителям собрать урожай овощей, а нам необходимо возвращаться обратно в детский сад. Постройтесь друг за другом «паровозиком». Помните о том, что нужно идти дружно, медленно и аккуратно, чтобы преодолеть все препятствия, которые встретятся в лесу.

  1. Рефлексия

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей). Где мы были? (ответы детей) А для чего мы ходили в гости к лесным жителям? (ответы детей)

Педагог-психолог: Какие преграды мы в пути преодолели? (ответы детей) А почему нам удалось их преодолеть? (ответы детей)

  1. «Всем-всем до-свидания!»

Педагог-психолог: Ежику пора возвращаться в лес к своим друзьям, лесным жителям, что мы ему скажем? Правильно, вежливо попрощаемся: «До свидания, ежик! Приходи к нам, если опять нужна будет наша помощь!»

Воспитатель: Лесные жители вам очень благодарны вам за то, что вы им помогли и передали каждому из вас по одному бумажному самолетику. Давайте пойдем на улицу и поиграем в них!

Сказка про ежика Витю

(автор О.В.Хухлаева)

Возраст: 4-9 лет.

Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: «Я плохой. Со мной никто не будет дружить!»

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост.

Разве я могу дружить с такой серой колючкой, как ты? - говорила Вите лиса.

— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой- бурчал медведь.

— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь - пищал зайка.

— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя- курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький» - подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно

хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг - сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.

Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

Вопросы для обсуждения

За что было обидно ежику, почему он плакал? Что изменило жизнь ежика? Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?

       

                                          Конспект НОД «Путешествие в волшебный лес».

Цель:

- формировать у детей представление о нравственных нормах поведения: доброжелательности, справедливости, отзывчивости;

Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- музыкальное развитие.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать у детей опыт правильной оценки поступков (умение детей анализировать свои поступки, поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми нормами);

- направлять сознание, действия детей на совершение положительных поступков;

-способствовать развитию эмоциональной сферы;

Образовательная область «Речевое развитие»:

- обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

Образовательная область «Познавательное развитие»

 - формировать целостную картину мира, расширять представления об этических нормах и правилах поведения;

- побуждать детей к активному познанию окружающей действительности;

Оборудование:

  1. Веревочка-канат (изображать ветви деревьев)
  2. Обруч и синяя ткань (изображать озеро)
  3. Крупная прямоугольная фигура от деревянного конструктора (изображать поваленное дерево)
  4. Магнитофон
  5. Аудиозапись песен: 1. «Если с другом вышел в путь!»

2. А. Вивальди «Гроза»

  1. Мягкая игрушка ежик

Ход НОД

  1. Приветствие

Воспитатель и педагог-психолог: Ребята, мы рады видеть ваши добрые лица!

Встанем вместе все в круг и прочитаем стихотворение:

Станем все скорее в круг,

Слева друг и справа друг

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Мы желаем вам доброго дня и бережного отношения друг к другу

  1. Путешествие в гости к ежику в волшебный лес

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас в гостях сегодня ежик, посмотрите и можете его потрогать. Это добрый ежик, он совсем не колючий. Он живет в волшебном лесу.

Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес в гости к ежику, но на пути в лесу могут встретиться различные препятствия и если вы будете друг другу помогать во время этого путешествия, то преодолеете все препятствия!

Дети встают в ряд друг за другом.

Воспитатель: Ребята, слышите звуки дождя? Это неожиданно начался дождик, но дождик необычный в волшебном лесу, а клеевой. Он вас всех приклеил друг к другу. Возьмитесь за плечи впереди стоящего друга и во время всего путешествия руки с плеч впереди стоящего товарища убирать нельзя, представьте, что вы приклеились друг к другу.

(Дети встают в ряд друг за другом и держат друг друга за плечи)

Педагог-психолог: Ребята, отправляемся в волшебный лес!

(Включаем музыку «Если с другом вышел в путь»)

Дети двигаются друг за другом, не отпуская рук от плеч товарища.

Дети останавливаются, как только перестает звучать музыка.

Педагог-психолог: Что случилось?

Воспитатель: Я слышу звуки грозы!

(звучит музыка А.Вивальди «Гроза»)

Обсуждение: какая это музыка? (добрая? сердитая?) Это гроза, сильный дождь.

Воспитатель: Ребята, осторожно, впереди первое препятствие. Во время грозы от сильного ветра на тропинку упало дерево, вам надо перешагнуть через него, но отпускать руки от плеч товарища нельзя, помните, что вас приклеил друг к другу клеевой дождик!

(Дети перешагивают через воображаемое дерево)

Педагог-психолог: Молодцы. Ребята! Двигайтесь по тропинке дальше!

Дети двигаются друг за другом, не отпуская рук от плеч товарища.

Педагог-психолог: Ребята, осторожно, впереди второе препятствие. Надо обойти озеро, двигайтесь друг за другом, помните о том, что вас приклеил друг к другу клеевой дождик!

(дети обходят вокруг воображаемого озера)

Педагог-психолог: Молодцы. Ребята! Двигайтесь по тропинке дальше!

Дети двигаются друг за другом, не отпуская рук от плеч товарища.

Воспитатель: Ребята, осторожно, впереди еще одно препятствие. Во время дождя на тропинку очень низко наклонились ветви деревьев, вам надо пройти под ними, не задев ветви, чтобы капельки от дождя вас не намочили, наклоняйтесь все вместе, можно присесть на корточки и так двигаться, но отпускать руки от плеч товарища нельзя, помните, что вас приклеил друг к другу клеевой дождик!

Педагог-психолог: Ребята, вы преодолели все препятствия, оказывается вы очень дружные и умеете помогать друг другу, но пора возвращаться в группу. Покружились-покружились, в нашей группе очутились.

  1. Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие в волшебный лес? ответы детей) Обсуждение поведения детей во время путешествия (взаимопомощь)

  1. Всем- всем: До свидания!

                                                                       

                                                                           

                                                                            Конспект НОД

                                                            "Такие разные эмоции и чувства"

Цель: Формирование понятия об эмоциях радости, грусти, злости.

Задачи:

Развивающие:

- познакомить с мимическим выражением и схематичным изображением таких эмоций, как радость, грусть, злость;

- развивать волевую регуляцию поведения;

- способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе;

- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

    Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, эмоциональную отзывчивость;

Оборудование:

  1. Иллюстрации, картинки с изображениями людей и животных с эмоциями радости, грусти, злости.
  2. Схематичное изображение эмоций радости, грусти, злости

       Ход НОД:

  1. Приветствие:

Педагог -психолог и воспитатель:

Ребята, скажем друг другу – «Здравствуйте!»

Садитесь на стульчики и внимательно слушайте, сегодня вы познакомитесь с эмоциями и чувствами, которые есть у каждого человека, только одни чувства приятные, а другие-нет.

  1. «Знакомство с чувствами»

 Показываются иллюстрации, картинки с изображениями людей и животных с различными чувствами (эмоциями):

- радость

- злость

- грусть

Педагог-психолог:

  1. Иллюстрация (картинка) эмоция «Радость»

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также, как и доставлять радость другим. Животные, как и люди, испытывают чувство радости.

Ребята, попробуйте изобразить на своем лице эмоцию радость. Молодцы!

  1. Иллюстрация (картинка) эмоция «Грусть»

Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным. Животные, как и люди, испытывают чувство грусти.

Ребята, попробуйте изобразить на своем лице эмоцию грусть. Молодцы!

  1. Иллюстрация (картинка) эмоция «Гнев»

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок. Животные, как и люди, испытывают чувство злости, эмоцию гнев.

Ребята, попробуйте изобразить на своем лице эмоцию гнев. Молодцы!

  1. Обсуждение эмоций (Рефлексия)

                                                           Вопросы для детей:

  1. С какими эмоциями вы сегодня познакомились?
  2. Назовите эмоцию, которую сейчас увидите на изображении.

(показ изображения-дети называют эмоцию)

  1. Радость – приятная эмоция? С радостным человеком хочется поиграть? поговорить?
  2. Грусть- приятная эмоция? С грустным человеком не поиграть, но с ним можно поговорить.
  3. Злость приятная эмоция? Со злым человеком не хочется играть и не

хочется разговаривать.

(В течение дня в режимных моментах дети рассматривают схематичное изображение эмоций.)

  1. Завершение деятельности.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали и многое узнали, скажем друг другу «Спасибо!» и «До свидания!»

                                                                           

                                                                                       Игра «Утренний круг»

    "Утренний круг" – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, настроиться на «работу», поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы и договориться о правилах. Воспитатель не главный, он направляет разговор в нужное направление.

Начинать игру «Утренний круг» можно с того, что воспитатель помогает детям занять свои места на ковре, хорошо использовать музыку и тогда не нужно будет повышая голос, чтобы все услышали, созывать всех детей занять свои места на ковре. Чтобы дети спокойно сидели в кругу помогут медиаторы пространства, например, маленькие подушечки, небольшие детали от напольного коврика-паззла и др. Поначалу воспитатель сам раскладывает эти предметы, потом вместе с детьми, а через некоторое время их дети делают это самостоятельно.

    Во время игры «Утренний круг» дети, как задают, так и отвечают на вопросы, рассказывают и обсуждают, предлагают различные идеи. Чтобы общение не превратилось в шум и гам, чтобы дети слушали друг друга, не перебивали говорящего, можно использовать игрушку. Правило: «У кого в руках игрушка, тот и говорит».

темы для общения на «утреннем кругу»:

  1. Обмен новостями после выходных.
  2. Обсуждение разных ситуаций, произошедших в группе.
  3. Правила группы.
  4. Свободная тема.

Каждое утро, после прихода детей в группу до начала завтрака, дети располагаются на ковре образовав круг вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся

Воспитатель вместе с детьми проговаривают стихотворение «Дружба»:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

После того, как все поздоровались, обсуждается какая-либо тема. После обсуждения дети отвечают на вопрос, какое у них сегодня настроение с каким чувством они проведут начавшийся день. (отвечает каждый ребенок про себя, передавая по кругу игрушку, у кого в руках игрушка – тот отвечает)

После ответа ребенка, какое у него настроение, он прикрепляет схематичное изображение своей эмоции дня на воздушном шарике около своей фотографии на «Паровозике эмоций»                                                               

                                                               

                                                                Конспект НОД

                                                    Квест: «Сюрприз от Карлсона»

                                                          (вид квеста – групповой)

 Цель:

- формировать у детей навыки сотрудничества и взаимопомощи.

 Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- музыкальное развитие;

- физическое развитие.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей опыт совместного взаимодействия и взаимопомощи;

- учить осознанно, относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям;

- воспитывать умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание успеха другого.

Образовательные:

 - формировать целостную картину мира, расширять представления об этических нормах и правилах поведения;

-  побуждать детей к активному познанию окружающей действительности;

-  обогащение словарного запаса и активизация словаря.

Развивающие:

- развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач;

- развивать память, внимание, мышление, восприятие;

- развивать координацию движений.

Оборудование:

  1. Набор кеглей (по 6 шт. на команду);
  2. Два набора деревянного конструктора;
  3. Загадки (2 комплекта);
  4.  Магнитофон
  5.  Аудиозапись песни: «Если с другом вышел в путь!»
  6.  Вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник и треугольник)

для обозначения станций выполнения заданий;

  1.  Маршрутный лист для каждой команды с заданиями и обозначением станции задания;
  2.  Бумажные самолетики (по одному на каждого ребенка)
  3.  Эмблема для каждой команды

Ход квеста

1.Приветствие

Воспитатель и педагог-психолог: 

Ребята, мы рады видеть ваши добрые лица!

Скажем друг-другу - «Здравствуйте!»

Сегодня мы получили письмо от Карлсона, в котором написано, что на прогулке вас ждет интересное приключение.

(Дети одеваются и выходят на улицу на площадку). (На веранде находят письмо от Карлсона для каждой команды с заданиями квеста)

2. Маршрутный лист

   Каждая команда получает маршрутный лист (на нем написаны последовательно задания квеста и станции, где они расположены). Педагог-психолог и воспитатель объясняют детям правила следования по маршруту квеста.

Участники квеста узнают о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории). Педагог-психолог сопровождает одну команду, воспитатель-другую.

3.Непосредственно квест.

Педагог-психолог: Ребята, вы готовы выполнить задания, которые вам прислал Карлсон?

Ответы детей: Да, готовы

Включается аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь»

Команды приступают к выполнению заданий.

Станция 1. (зеленый квадрат)

Команды получают наборы деревянного конструктора (по одному на команду). Необходимо построить красивый замок для Карлсона, которому надоело жить на крыше.

Выигрывает та команда, которая построит замок быстрее, и он будет построен правильно (должна быть крыша, стены, окна, дверь и желательно фундамент)

Воспитатель: Ребята, вы справились с первым заданием от Карлсона, молодцы!

Дети с помощью маршрутного листа квеста отправляются на поиски второй станции квеста.

Станция 2. (красный прямоугольник)

Подвижная игра «Не задень». 

Параллельно в два ряда ставятся кегли (6 штук) на расстоянии 40 см одна от другой. Играющие становятся в две

шеренги, воспитатель объясняет задание, и его выполняет каждая команда. Дети выстраиваются в две колонны и поточно друг за другом, стараясь не задеть за кегли, проходят «змейкой». Как только все игроки колонны аккуратно пройдут, стоящий первым поднимает руку вверх. Объявляется команда-победитель. (Необходимо не задеть ни одной кегли)

Воспитатель: Ребята, вы справились со вторым заданием от Карлсона, молодцы!

Дети с помощью маршрутного листа квеста отправляются на поиски третьей станции квеста.

Станция 3. (красный треугольник)

Педагог-психолог: Ребята, Карлсон прислал для каждой команды по три загадки, победит та команда, которая отгадает все загадки. Вы готовы отгадывать загадки?

Ответы детей: Да, готовы!

Воспитатель и педагог психолог по очереди загадывают загадки от Карлсона детям.

Воспитатель: Ребята, вы справились с третьим заданием от Карлсона, молодцы!

4.Рефлексия

Педагог-психолог: Ребята, посмотрим на лавочку в автобусе (игровое оборудование на площадке) там, я вижу, лежит красный мешок, может быть в нем сюрприз от Карлсона? Дети достают мешок и бумажные самолетики из него.

Воспитатель: Ребята, а здесь еще лежит послание от Карлсона.

- Хотите, я вам его прочту?

"Дорогие ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы МОЛОДЦЫ! Ваш сюрприз - новая игра для группы, я думаю она вам очень понравится. Я знаю, что вы умеете запускать бумажные самолетики и эта игра вам очень нравится. До свидания, Ваш Карлсон. "

Ребята, вам понравились задания от Карлсона? (ответы детей)

- А сейчас скажите, какие задания были для вас сложными? Почему? (ответы детей)

- А какие задания были легкими? Почему? (ответы детей)

5. Завершение квеста и возвращение в группу детского сада

 Воспитатель: - А теперь, пора возвращаться в группу. Скажем Карлсону спасибо и до свидания!

                                                             

                                                           

                                                             сказка «Маленький медвежонок»

                                                                                    (автор О.В. Хухлаева)

Возраст: 4-6 лет.

Направленность: Нарушение общения со сверстниками.

Повышенная агрессивность.

Ключевая фраза: «Я ударю его, чтобы он меня не обидел»

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что, если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»— так думал Медвежонок.

Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом— сказала Белочка.

— Но посмотрите— закричал Зайчик— он сжал кулаки и собирается с нами драться!

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».

— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться— закричали зверята— Мы будем защищать себя!

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться— сказали зверята— Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..— закричали они.

— Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?»— думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!»— решил Медвежонок.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Вопросы для обсуждения

Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле?

Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали? Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?

Используемая литература:

 1. К. Спилман «Когда я злюсь. Сказки для эмоционального интеллекта» изд-во «Питер», 2018

 2. К. Спилман «Когда я боюсь. Полезные сказки» изд-во «Питер», 2019

           3.  М.А. Панфилова «Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов» изд-во «Гном», 2018

          4.  О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Лабиринт души. Терапевтические сказки» изд-во «Академический проект», 2021

          5. Т.П. Трясорукова «Развитие базовых эмоций. Рабочая тетрадь» изд-во «Феникс», 2021

          6. И.Н. Андреева «Азбука эмоционального интеллекта» изд-во «BHV», 2012

          7. Т.В.Громова «Страна эмоций» изд-во «Перспектива», 2002

          8.  интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога "Знакомство с эмоциями" (средняя группа)

Здесь представлен конспект занятия, направленного на обучение детей определять и сравнивать различные эмоциональные состояния, на основе полученных знаний строить свое поведение....

"Этюды на развитие эмоций" средняя, старшая группы

Картотека этюдов на развитие эмоций....

Новогодний праздник «Как зайчики с лисичкой подружились» для 1 младшей группы

Веселый новогоний праздник с песнями, танцами ,играми и стихами для группы раннего возраста....

Педагогический проект "Как подружиться с книгой?" (подготовительная группа)

МБДОУ  НАО «Детский сад № 50 «Родничок»      Проект «Как подружиться с книгой» Подготовительная группа «Смешарики»...

Конспект НОД на тему: «Мы с дорогой подружились». (для детей второй группы раннего возраста)

Задачи с интеграцией по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»:воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям;формировать у детей понимание ...

Проект "Подружись с елочкой" средняя группа

Данный проект рассчитан для детей средней группы. Реализация проекта поможет познакомить и расширить представления детей о ели, узнать новые факты из жизни ели в природе....

Проект "Подружиться с природой" Разновозрастная группа(5-7лет)

Проектная деятельность дошкольников способствует формированию познавательных мотивов учения, так как дети конечный результат своей деятельности. Проект<< Подружиться с природой >> рас...