Консультация для педагогов и родителей "Агрессия у детей"
консультация по психологии

Агрессивное поведение ребёнка иногда ставит в тупик взрослого. А нередко вызывает неосознанную агрессию в ответ. Между тем для такого поведения ребёнка есть причины. А также существуют способы преодоления раздражения и выхода негативным эмоциям. Об этом консультация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АГРЕССИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Агрессия (в наиболее общем определении) − это поведение, причиняющее ущерб.

По форме агрессия подразделяется:

  • на физическую (избиение, ранение);
  • вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения).

Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

Агрессивное поведение в детском возрасте − достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:

  • на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);
  • на близких людей;
  • на животных;
  • на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
  • на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
  • на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

Мотивы агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно, то есть его мотивы могут не осознаваться ребёнком.

Агрессия может быть вызвана словами и поступками, которые унижают человеческое достоинство (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка). В таких случаях агрессивное поведение является попыткой устранить психологический дискомфорт, вызванный этой ситуацией.

В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства. Пик неуступчивости ребёнка в дошкольном возрасте приходится на 2 года, а агрессивности − на 3 года. Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их очень сложно.

Как вести себя с агрессивным ребёнком

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

  • просто «не замечайте» реакцию ребёнка;
  • выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
  • переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
  • позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».

КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого очень важно и  необходимо для ребёнка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии − мощный способ изменения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

  • «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);
  • «Ты злишься?» (констатирующий вопрос);
  • «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);
  • «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
  • «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции

Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

  • не повышать голос, не кричать, не устрашать;
  • не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;
  • не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
  • не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
  • не оценивать личность ребёнка или его друзей;
  • не использовать физическую силу, не угрожать;
  • не читать нотации, проповеди;
  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку» − они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка

Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

  • «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);
  • позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
  • предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка. Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

  • выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
  • тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
  • внушайте спокойствие жестами, мимикой;
  • шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценеггера»).

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие − искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

  • игнорирование;
  • переключение внимания;
  • «изящный уход».

Изящный уход − это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра − самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Игры и упражнения для детей, склонных к агрессивному поведению

Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него «всё не то и не так», когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.

Играя, соблюдайте следующие правила:

1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка: "Хорошо!", "Молодец!", "Умница!", "Как у тебя здорово получается!", "Смотри, как нам интересно!"

2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость.

3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка − хорошие! В игре нет "правильного" или "неправильного". Хорошо то, что оригинально и нестандартно.


ИГРА «ДА И НЕТ»

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.

Оборудование: небольшой колокольчик.

Ход игры

Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово "да", а другой будет говорить слово "нет". Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика -- сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.

Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами.

ИГРА «КЛЯКСЫ»

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Ход игры

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Педагогу лучше брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)

ИГРА «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ»

Цель: снять у детей усталость, агрессию.

Оборудование: карандаши.

Ход игры

Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.

ИГРА «РУБКА ДРОВ»

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Ход игры

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув "Ха!". Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2--3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

Можете рубить дрова вдвоём, втроём. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.

ИГРА «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»

Цель: снять у детей негативные эмоции.

Ход игры

Вы говорите: "Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: "Тух-тиби-дух!" Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание. Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Консультация для педагогов по ФЭМП у детей с ОВЗ Формирования математических представлений у детей с ОВЗ

Данная статья отражает опыт работы по формированию математических представлений у детей с ОВЗ...

Консультация для педагогов по ФЭМП у детей с ОВЗ Формирования математических представлений у детей с ОВЗ

Данная презентация наглядно отражает содержание консультации по вопросу формирования математических представлений у детей с ОВЗ....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....

консультации для педагогов и родителей "Застенчивые дети" "Упрямые дети"

Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей....