Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности
консультация по психологии

Н.Н.Лысенко

Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Синдром профессионального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности»

Цель мероприятия: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогами своего здоровья.

Целевая аудитория: педагоги СОШ

Оборудование: цветные карандаши, листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно   разноцветных,        раздаточный   материал:        Поле   самодиагностики,        памятки педагогам

«Профилактика синдрома профессионального выгорания» (Приложение 2)

Описание мероприятия:

  1. Тест «О плохой погоде и нестиранных носках» (после его проведения сказать о том, что педагоги определили уровень стресса, который они чувствуют в своей жизни) (Приложение 1)
  2. Лекция психолога: Как установлено многочисленными исследованиями, специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (педагоги, врачи, социальные работники, юристы, менеджеры всех уровней и др.), испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении. Как пишет К.Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию эмоционального выгорания, «деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который с эмоциональной точки зрения часто очень трудно поддерживать продолжительное время».

Что означает фраза «синдром профессионального выгорания» (СПВ)? При достижении определенного уровня напряжения организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с клиентами.

«Психическое выгорание» – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. (В.Е.Орел) Явление выгорания с данной точки зрения рассматривается как проявляющееся в виде целого ряда симптомов, которые делятся на аффективные, когнитивные, физические и поведенческие.

«Синдром эмоционального выгорания» - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Существует более узкая трактовка феномена выгорания, в центре которой лежат эмоции и чувства человека. Эмоциональное выгорание, по мнению доктора психологических наук Бойко Виктора Васильевича, - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов и предпосылок – внешних и внутренних.

СПВ – это эмоциональное истощение энергии у педагогов – трудоголиков, обладающих большим творческим потенциалом, ориентированных на других людей и преданных своему делу. Они чувствуют себя перегруженными проблемами других, теряют мотивацию в работе в ответ на чрезмерные обязательства, появляется неудовлетворенность, хроническая усталость: «сгорел» на работе.

  1. Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.

Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.

Поле самодиагностики

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выходу не работу

Частые опоздания

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Аффективные

Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины,

самообвинения

Повышенная раздражительность

Ощущение придирок со стороны других

Равнодушие

Бессилие, эмоциональное истощение

Подавленное настроение

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Ригидность мышления, использование

стереотипов

Сомнения в полезности работы

Разочарование профессией

Циничное отношение к учащимся, коллегам

Озабоченность собственными проблемами

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным

заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

  1. Лекция психолога:

Три стадии синдрома

Как уже было сказано, профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям, в нем можно выделить три основные стадии.

Первая стадия: Эмоциональное и физическое истощение (усталость).

Симптомы: простуда в легкой форме, редкие головные, другие боли, «провалы» в памяти. Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких- либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет

Выход: перерывы на работе, домашний сон, полноценный отдых.

На второй стадии, если говорить о симптомах, то наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем педагог общается по роду деятельности (школьников, родителей, коллег), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Выход: лечение, самолечение.

Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия собственно полное личностное выгорание (надо отметить, что встречается достаточно редко).

Хронические признаки и симптомы: характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.

Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет. Выход: профессиональное лечение.

Техника безопасности: эмоциональная регуляция

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

  • естественная регуляция
  • саморегуляция

Естественные способы регуляции организма. Интуитивно нами используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

  1. Упражнение «Что мне доставляет удовольствие?»: необходимо проранжировать для себя 10 приятных дел на приятные и доступные занятия. Как правило, в результате обнаруживается, что у присутствующих достаточно времени на эти занятия, но они по разным причинам этого не делают. Вопрос состоит не в том, чтобы в принципе придумать, как же можно отдохнуть. Важно реально уделять этому время и место в своей жизни.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Здесь нам на помощь приходят приемы саморегуляции.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Приемы саморегуляции:

а) управление собой с помощью слов: релаксация, аутотренинг, самовнушение. Продуктивен прием «Самопрограммирование», с помощью которого можете настроить себя на успех. В первую очередь, необходимо вспомнить ситуацию, когда вы справились с подобными трудностями. Затем сформулируйте текст программы. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например,

  • «Именно сегодня у меня все получится»;
  • «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;
  • «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;
  •         «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

Мысленно повторите его несколько раз.

б) управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует у расслабления, т.е. релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно- психическую напряженность.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

  • на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
  • затем плавный выдох на счет 1-2-3-4;
  • снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

в) применяя антистрессовые кинезиологические упражнения, например, упражнение «Святоша», которое эффективно для расслабления после работы. Сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.

Упражнение успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы.

  1. Упражнение «Оставь свой след»

Данное упражнение послужит удачным завершением данного семинара на положительной позитивной ноте.

Педагоги на листе обводят фломастером свою ладонь, пишут на ней свое имя и передают по кругу соседу справа. Участники пишут на полученных ладошках добрые слова и пожелания человеку, листок которого пришел к ним.

Каждый в конце получит свою ладошку, а также памятку Профилактика «синдрома профессионального выгорания»

Литература

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других –М.: ИИД Филин, 2011
  2. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке //Вопросы психологии. – 2009, №6.
  3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2014, № 3
  4. Сборник упражнений для проведения тренинга по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания: практикум / сост. Н.А.Разнадежина, А.И.Шишкина – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа

«Методический центр социального обслуживания», 2016

  1.         Словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.belogurova.ru/glossary?letter=26

Приложение 1

Тест «О плохой погоде и нестиранных носках»

Вы перенеслись назад во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор.

Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове? (Выберите только одну мысль из предложенных ниже)

  1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»
  2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится». З. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».
  1. «Займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Ключ:

Эта ситуация — прекрасный пример тех мелких стрессов, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни: ежедневная монотонная работа, плохая погода. Ваш ответ по поводу неудачного для стирки дня — это измеритель уровня стресса, который вы чувствуете в своей жизни.

  1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, что я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.

  1. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

  1. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

  1. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новые.

Приложение 2

Профилактика

«синдрома профессионального выгорания»

(памятка педагогу)

  1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!
  2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
  3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.
  4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.
  5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.
  6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
  7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
  8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.
  9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синдром профессионального выгорания у педагогов»

Семинар для педагогов дошкольного учреждения...

Консультация на тему: "Синдром профессионального выгорания"

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: "Синдром профессионального выгорания"...

Синдром профессионального выгорания

Данная консультация представлена для воспитателей ДОУ. В материале расскрыто понятие "Синдром профессионального выгорания" и приведены ряд игр, которые помогают сплотить коллектив, снять лишнее напряж...

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...

Презентация для педагогов ДОУ "Синдром профессионального выгорания. Симптомы, причины, профилактика"

В презентации кратко описаны признаки СПВ, причины его возникновения, некоторые статистические данные и предложены возможные пути профилактики. Данную презентацию следует рассматривать как составляющу...

«Синдром профессионального выгорания учителей общеобразовательных школ и его профилактика».

В условиях современной действительности научные исследования и разработки, преследующие цели прогнозирования, диагностики, коррекции и профилактики проявлений эмоционального выгорания (далее ЭВ), акту...

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов " Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

Семинар направлен на развитие навыков стрессоустойчивости, на снятие эмоционального напряжения. на предупреждение эмоционального выгорания....