Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальным традициям
статья по психологии (подготовительная группа)

Тищенко Ольга Ивановна

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры), становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию), побуждение к нравственному поведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tishchenko_.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальным традициям

Тищенко Ольга Ивановна, воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры), становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию), побуждение к нравственному поведению.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории  нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки» [1; с.329]. Поэтому в духовно-нравственном воспитании первостепенное значение имеет духовная атмосфера окружающей среды, а не обилие правил и требований.

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Мы считаем, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь.

Систему духовно-нравственного воспитания дошкольников в старшем дошкольном возрасте мы строим через приобщение их к культурному наследию своего народа.

Содержание системы реализуется по следующим направлениям:

1.Широкое использование фольклора  (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности: представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимают отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

2. Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги. Совместно с детьми и родителями проводим сезонные музыкально-игровые праздники: осенью, в честь урожая, « Широкая ярмарка», «Кузьминки»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «При солнышке – тепло, при матери – добро», «Праздник птиц», «Пасха».

 Вместе с детьми исследуем особенности каждого народного праздника, устанавливаем его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

3. Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры – один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В играх удовлетворяется детская жажда действия. Игры предоставляют обильную пищу для ума и воображения. С детьми мы с удовольствием играем в народные игры: «Завивайся, капустка», «Кот и мыши», «Мышеловка», «Воробей», «Птицы», «Жаворонок».

4. Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев. Для мальчиков стали любимыми русские песни «Во кузнице», для девочек – «Выходили красны девицы», хоровод «Во саду ли, в огороде».

5. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Знакомство ребёнка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Дети старшего возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народного прикладного искусства. В течение года знакомим детей с русским народным костюмом, а также с костюмом других национальностей, населяющих нашу страну. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапрадедушкой). Особое внимание акцентируем на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Знакомим детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение), с их бытовым назначением. Стараемся донести, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края, например, в Сибири – это резьба по дереву, плетение корзин, лаптей, изготовление изделий из бересты как необходимых предметов быта. Знакомим детей с колокольчиками и колоколами, их назначением, рассказываем о роли колокола в жизни предков (извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя).

 Предметом познания народной культуры является и архитектура, как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дети получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят между ними сходства и различия. Дети старшего возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города (села), о сельском рубленом доме, тереме расписном, городском доме, деревянной резьбе, культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем и украшениях.

6. Создание в детском саду мини-музея «Русская изба». Подобные мини-музеи оказывают большое внимание на формирование душевных качеств ребенка: развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. В музее с детьми проводятся беседы, используем его для проведения праздников.

Знаменитый историк В.О.Ключевский писал: «Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько той нравственною атмосферой, которой он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» [2, с.6].

В своей работе мы стараемся создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями стало бы обоюдно интересным и продуктивным, так как у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это качается лично его, семьи. С этой целью проводятся консультации, открытые мероприятия, например, «Растим счастливого малыша», «Семейные ценности», «Приобщение детей к труду».

Таким образом, постижение духовно-нравственной культуры в дошкольном возрасте невозможно без приобщения к национальному фольклору, традициям своего народа.

Список используемой литературы:

  1. К.Д. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании. М-1953.
  2. В.О. Ключевский. О нравственности и русской культуре. URL:http://www.Iitmir.net/bd/?b=112665


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является ...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальным традициям

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Мы с...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...

Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»

Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....