Кризис семи лет
статья по психологии (подготовительная группа)

ДЕНИСОВА  ЕЛЕНА  АДОЛЬФОВНА

Кризис семи лет (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — кризис в развитии ребёнка, который возникает, когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям, манерничанье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-krizis_7_let.docx221.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             КРИЗИС 7 ЛЕТ

                                                                     

                                       

Кризис 7 лет – это один из переломных моментов развития ребёнка, отделяющий один возрастной этап от другого.

Процесс перестройки личности, сознания представляет собой комплекс внутренних изменений.

Кризис может начаться в 5, 6 или 8 лет и длиться от нескольких месяцев до пары лет.

Его протекание напрямую зависит от индивидуальных особенностей, а также степени благоприятности окружающей среды, стиля воспитания, ситуации успеха.

Во время перехода с одной возрастной ступени на другую дети сильно меняются, становятся трудновоспитуемыми.

Ребёнка 7 лет отличает утрата детской непосредственности ,

                                                                 переживания, желания и их выражения, поведение,

                                                                                      дети утрачивают наивность, прямолинейность.

Помимо внешних изменений (активный рост, смена зубов) они ярко, открыто демонстрируют симптомы периода внешне: манерничество;

                                                       капризность;

                                                                            вертлявость;

                                                                                                 паясничанье;

                                                                                                                        клоунада.

Потеряв непосредственность, ребёнок обретает относительную свободу от окружающей действительности за счёт произвольности психической и поведенческой активности.

Дети начинают осознавать собственные переживания.

В этом возрасте формируются:

                                                требовательность к себе;

                                                                              самооценка;

                                                                                     уровень запросов к собственно успешности.

К 7 годам значительно расширяется кругозор – в общении с окружающими появляются новые темы, которые связанны с более важными, а иногда риторическими вопросами бытия, которые связаны с поиском собственного места в огромном мире.

Дети проявляют интерес к:

                                          политике;

                                                    происхождению мира;

                                                                 жизни других народностей;

                                                                                     границам реальности;

                                                                                                          вопросам этики, морали.

Активно расширяется не только сфера интересов старшего дошкольника, но и круг социальных связей. Взаимоотношения со сверстниками, значимыми взрослыми становятся более важными.

Дети понимают, как правильно себя вести в общении с другим человеком, находясь в определённых условиях.

При установлении контактов ребёнок действует уже не под влиянием резко возникших порывов, а с обязательным учётом характеристик, которые задают контекст конкретной ситуации.

К концу дошкольного возраста преобразуется и характер общения со сверстниками:

Усиливается субъектное отношение.

Появляются устойчивые, близкие связи, не зависящие от конкретных обстоятельств общения.

Формируется дружба, привязанность, забота, эмпатия.

Учитываются специфические для детского сообщества правила поведения.

Кризисный этап в жизни ребёнка может начаться задолго до наступления семи лет, например, в 5.

У одних детей он протекает не сильно выраженно или остро, заканчивается уже спустя нескольких месяцев.

Другие дети демонстрируют все возможные проявления кризиса, а сам этап может длиться пару лет.

Многие родители отмечают, что ребёнок становится непослушным, упрямым, раздражительным, капризным именно в преддверии школы.

Поведение детей преимущественно в это время становится демонстративным, вызывающим.

 Мышление старшего дошкольника становится более критичным, логическим. Он способен точно анализировать, оценивать окружающую действительность, поведение других людей.

Теперь на смену неопределённым мечтам о взрослости приходит желание стать полноценным членом общества, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за результат любой деятельности.

При этом старший дошкольник преимущественно противопоставляет себя родителям, вступает в противоречие в попытках отстоять собственную независимость.

Дети 7 лет замечают различные

мелочи, которые раньше ускользали из поля внимания, использовать наблюдения в качестве аргумента  для спора.

К позитивным моментам кризиса  7 лет можно  отнести  приобретения, которые формируются  по успешному завершению  сложного жизненного этапа.

Среди них: самостоятельность;

                                             интерес к учебной деятельности;

                                                                                         появление новых увлечений.

Развитие ребёнка приобретает разносторонний характер, что неизменно сказывается на его дальнейшем будущем.

 Дети начинают активно проявлять свою самостоятельность, однако интерес к определённому занятию, после которого не следует одобрение или похвала, быстро пропадает.

Ребёнку открывается необъятный комплекс эмоций, переживаний, он становится уязвимым и обидчивым, учится контролировать собственные чувства, что в дальнейшем во многом определит характер эмоциональных контактов, в первую очередь, с родителями.

                 

                                                     

К негативным проявлениям кризиса 7 лет можно отнести:

                                                                                             непослушание,

                                                                                                         капризность,

                                                                                                                раздражительность,

                                                                                                                  негативизм или отрицание правил,

                                                                                                                                                                 запретов  .

                 

Ребёнок часто начинает вступать в конфликтные ситуации, пытаясь оспорить ранее выполняемые обязанности.

Подобная реакция нередко вызывает ответную раздражительность со стороны родителя.

Дети становятся скрытными, начинают хитрить, осознанно врать даже в ситуациях, где ложь объективно не оправданна.

 Упрямство демонстрируется не из-за определённых условий, а по причине плохого настроения на данный момент времени.

Кризис 7 лет – это этап, который переживается не только самим ребёнком, но и всем его близким окружением.

Родителям следует создавать оптимальные условия для доверительного общения, выражать негативные чувства приемлемым способом, выстраивать взаимодействие с ребёнком на равных:

«Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь (злость, обиду, печаль, страх) и не хочешь выполнять мою просьбу, но пойми и меня, я тоже испытываю (разочарование, обиду, усталость). Давай мы вместе постараемся придумать способ, который поможет избавиться от плохих эмоций».

Позитивное оценивание ребёнка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения – «Ты большой молодец», «Я заметила, как сильно ты старался, выполняя эту работу», «У тебя здорово получается».

Грамотно указывать на допущенные ошибки, указывая на способы исправления – «Это здорово, но, мне кажется, если чуть-чуть переделать, будет намного лучше. Проверим?».

Организация продуктивной деятельности – предложение разнообразных форм творчества, игр на развитие познавательных процессов.

Личные разговоры. Желательно каждый день обращаться к ребёнку с вопросом о том, что произошло за день – чем он доволен, а что расстроило, понравилось ли ему заниматься, чего бы он хотел.

Для формирования у ребёнка позиции школьника следует уделять особое внимание формированию произвольного поведения – умения планировать свою активность, подбирать оптимальные средства для решения задачи, анализировать результаты. Для начала можно предложить ему рассказать, какой путь он бы выбрал, если шёл от дома до магазина.

                                                                         

                                                                           ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Самая распространённая деструктивная модель поведения родителя – это игнорирование или ответная агрессия.

          Детей   нельзя    наказывать за манерничество или непослушание,относиться к внутреннему миру ребёнка с иронией или негативом.

Родитель должен помочь старшему дошкольнику справиться с нахлынувшими эмоциями, новыми обязанностями, желаниями или побуждениями.

Сущностью кризиса 7 дет является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение к себе, окружающей среде, потребностям и побуждениям к деятельности.

То, что было интересно, важно на предыдущем этапе развития утрачивает значимость, становится относительным, менее ценным. Новообразования неизменно сопряжены с предыдущими достижениями, тем, что сложилось, сформировалось, возникло на предшествующей ступени развития.

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кризис семи лет"

В презентации содержится информация о том,  что происходит с ребенком  семи лет на физиологическом уровне,  о характерных поведенческих реакциях детей в период кризиса (непослушан...

Кризис семи лет и как с ним справится. Консультация для родителей

Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко...

Статья для родителей "Кризис семи лет".

Статья посвещена поддержке начинающего школьника,  правилам организации его рабочего места....

Консультвция для родителей по теме:"Кризис семи лет и как с ним справиться"

                                    Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в ра...

"Кризис семи лет"

"Кризис семи лет" - название возрастного кризиса, которым заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка - младший школьный возраст....

Кризис семи лет или скоро в школу!

Слово «кризис»  привычно вызывает у нас негативную реакцию. Хотя, если задуматься, кризис – это двигатель прогресса....