Утрата домашнего питомца ребенком
консультация по психологии

Яна Удалова

Консультация для родителей. Утрата домашнего питомца ребенком и особенности переживания горя малышом в данной ситуации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrata_domashnego_pitomtsa_rebenkom.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Утрата домашнего питомца ребенком и особенности переживания горя малышом в данной ситуации

К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями, в ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей, утратой чего-то или кого-то очень важного и значимого для малыша. В свою очередь, взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребенку в сложной ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку переживающему горе, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю.

Сегодня мы затронем тему утраты домашнего питомца ребенком и особенности переживания горя малышом в данной ситуации. Психологи давно приравняли страдания от смерти домашнего любимца к переживаниям от потери близкого человека. Особенно остро такие чувства испытывают дети и подростки.

Потеря любимого питомца может быть первым опытом переживания смерти для ребенка, и этот опыт зачастую является травматичным. Поведение ребенка в ситуации первого опыта утраты станет моделью, которая будет повторяться в похожих ситуациях в будущем. Поэтому помощь взрослого важна, чтобы научить сына или дочь переносить потери с наименьшими последствиями для психического и физического здоровья.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОРЯ

Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченностъ, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы».

Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени. Однако период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает.

НОРМАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ РЕБЕНКА НА УТРАТУ

1. Вопросы и интерес. Нужно терпеливо отвечать ребёнку. Когда ребенок спрашивает про одно и то же многократно – отвечать, т.к. ребёнку что-то нужно пережить.

2. Изменения в поведении: непослушание, агрессия, рассеянность, нарушения работоспособности, странности в поступках, высказываниях.

3. Тревога, страх смерти (собственной или кого-то из окружения)Важно! Говорить правду, что все люди умирают, но сначала они рождаются, затем начинают посещать детский сад, затем школу, затем институт, затем свадьба, затем у них рождаются дети, и т.п. Одним словом, впереди целая долгая жизнь.

 4. Печаль, слёзы. Внешне выражаемое детское горе довольно интенсивно, но, как правило, не продолжительно, однако зависит от темперамента и личностных характеристик ребенка. Важно! Обеспечить душевным теплом, любовью и заботой.

5. Чувство вины. Объяснять ребёнку, что могут быть плохие мысли, но другие действия (мысли не равны действию) ребёнок не виноват.

СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ И ПУТИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

В процессуальном плане детское горе так же, как и взрослое, проходит ряд стадий: шок и оцепенение, отрицание, поиски, гнев, вина, страдание, реорганизация и принятие.

1) Первая стадия проживания горя – оцепенение / шок / отрицание (длится в среднем 7-9 дней). Начальная шоковая реакция может иметь разные проявления: молчаливый уход, малоподвижность и заторможенность, автоматические движения, суетливая активность. Известие о потере вызывает сильный страх, ребенок испытывает шок. В его сознании появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности. В течение какого-то времени ребенок просто не в состоянии поверить в то, что больше никогда не увидит своего друга. Ребенок знает, что его питомец умер, видел его бездыханным, но все его мысли настолько сосредоточены на нем, что он не может поверить, что его больше нет рядом. В это время ребенок не плачет и не страдает, его эмоции и восприятие притуплены. Происходит ощущение ребенком нереальности происходящего. Отстраненность, холодность на этом этапе – норма.

Как пройти эту стадию?

Задача: увеличить контакт с реальностью - называть вещи своими именами. Не скрывать случившееся, не замалчивать. Объяснить, что и почему произошло. Поощрять ребенка говорить о случившемся (но не заставлять! просто поддерживать, если заговорит, говорить самим). Не бояться говорить об умершем питомце, говорить смело, но деликатно. Быть рядом, можно просто молча, готовыми к диалогу. Не бояться слез. Не ждать улучшения состояния. В психологической работе на этом этапе часто просят подробно рассказать о случившемся, упоминая мельчайшие детали и чувства: что происходило до того, как узнал о происшествии, к акая была первая реакция, что происходило вокруг и т.д. Это возвращает к реальности, помогает признать ее.

Как поговорить с ребенком, если он замкнулся?

С помощью пальчиковой или наручной куклы. Говорить с ним от имени куклы. Или говорить двумя куклами друг с другом, а ребенок подключится.

Сначала можно говорить от третьего лица. О «девочке, у которой умерла собака» или даже «белочке/лисичке» и тому подобное (смотря какой персонаж ребенку ближе): сначала говорим о событии от 3-го лица: «У одной лисички собака вдруг заболела и умерла; затем следует сказать о чувствах от третьего лица: «Лисичка сначала, когда собака заболела, только немножко испугалась. А когда ей сказали, что собака умерла, она не поверила. Она хотела, чтобы ее собака пришла. И ей было не понятно, как она могла умереть. И страшно.»; в конце истории необходимо говорить от первого лица о событии и чувствах: «Ты знаешь, что случилось? Ты не хочешь в это верить. Скучаешь по собаке. Ты не знаешь, что будет дальше, как мы будем жить.»

Конечно, если вы поговорили о чувствах и заметили в ребенке отклик, если в нем что-то зашевелилось в ответ на какие-то ваши реплики, хорошо дать этому место, помочь как-то выразить. Не торопитесь, дайте время. И затем можно дать отклик на его чувства, предложить ясность и поддержку, объяснить, как мы теперь будем жить, что будет происходить.

2) Вторая стадия протекания горя – гнев / вина (длится в среднем около 40  дней – 3 месяца).  Достаточно быстро на смену отрицанию приходит сильное чувство гнева. Гнев работает как защитная реакция: наш мир разрушен, должны быть виновные, они должны быть призваны к ответу и наказаны. Находясь на этой стадии столкновения с потерей, ребенок может искать виноватых вокруг или наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину в происходящем. Данная стадия подразделяется на подстадии: 1) гнев на других (людей. мир, Бога) - «Я делал все, что нужно / был хорошим / послушным и т.п.! Тогда почему это произошло? Кто виноват?» Ощущение несправедливости. Появляется соблазн найти виноватого в форме негодования, агрессивности и враждебности по  отношению к окружающим. Бывает непросто находиться с ребенком на этом этапе, поскольку на этом этапе он может «нападать», обижая  и своих и чужих без разбора; 2) гнев на себя: «Я сделал не все что нужно. Это я виноват. Я должен был вести себя лучше» Всепоглощающее чувство вины, в результате которого гнев направлен на себя. Ребенка мучает ужасное сожаление из-за того, что он не сделал что-то во время; 3) гнев на потерянного питомца: гнев за то, что он их бросил. Это связано с ощущением беспомощности что-либо изменить и является совершенно нормальным.

Что может помочь ребенку?

1) Помогает проговаривание события и всех чувств, разбор вины: ты на самом деле не виноват. Объясните, что не стоит держать чувства в себе. Предложите ему выговориться или выплакать горе, потому что это здоровая реакция и она помогает быстрее справиться с утратой. Можно говорить о том, что чувствует ребенок через игрушки, через сказочных персонажей: “Однажды у Красной шапочки умерла собака…”, играть в подобные игры. Будьте рядом, утешайте, используйте активное слушание и эмпатию. Вы не просто можете, а должны открыто проявлять и свою скорбь тоже. Неправильных эмоций не бывает. Если ребенок увидит, что и вы горюете, ему будет легче пережить утрату. Сопереживание поддержит его, не даст остаться одиноким в своем горе.

Как объяснить и помочь проявить эмоции?

  • Родителям не стоит подавлять собственные эмоции и отделяться в своей грусти. Напротив, нужно быть открытыми, больше находиться рядом с ребенком. При этом избегать навязчивости.
  • Чтобы помочь осознать и пережить потерю, необходимо поговорить с ребенком. Важно сначала описать чувства ребенка, сообщить, что вы понимаете их и так же переживаете. Например: «Я вижу, как тебе грустно, ты скучаешь по своему другу. Я понимаю тебя и тоже скучаю. Помнишь, как мы его купили, как он первые дни привыкал к нам (допустимы совместные воспоминания о питомце, чтобы ребенок мог выговориться). Очень жаль, что он так сильно заболел, и лечение не помогло, но теперь ему точно стало лучше, и он перестал болеть».

2) Чтобы не держать чувства в себе также можно использовать рисунок состояния. Предложите ребенку нарисовать свое состояние, как он его чувствует. Попросите поделится с вами, что нарисовал ребенок (что это, как он это может описать, на что похоже и т.п.). Сделайте с этим рисунком, что хотите (можно смять, порвать, главное не держать в себе).

3) Если малыш обвиняет себя в смерти любимца, разубедите его. Смерть вызывает множество вопросов и страхов. Важно разговаривать с ним об этом. Родители обычно рассказывают детям о проявлениях жизни, но стараются избегать разговоров и объяснений по поводу смерти. Тем не менее, опыт показывает, что в тех семьях, где тема смерти не является запретной, где достаточно правдиво и ясно, в доступных формах отвечают на вопросы ребенка, дети оказываются гораздо лучше подготовленными к серьезным потерям, чем в семьях, где взрослые всячески уклоняются от подобных бесед. Разговоры о том, что живые существа имеют жизненные стадии рождения и смерти, можно начинать после 4-4,5 лет Знание о смерти, включая ее последствия и осознание ее неизбежности, такая же необходимая часть подготовки к жизни и вклад в психологический рост ребенка, как и все остальное. Эта работа требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности.

4) Можно предложить ребенку петь, кричать, двигаться, танцевать, выражая внутреннее состояние, бить боксерскую грушу или пинать подушки, с криком бить мягкую мебель мягкой битой (батакой).

5) Также помогают телесные практики, такие как танце-двигательная терапия (под музыку двигаться так, как хочет тело), массаж или телесно-ориентированная терапия (с психотерапевтом), если ребенку комфортно вступать в телесный контакт с другими людьми.

3) Третья стадия горевания - торги (длится в среднем около 2-3 месяцев). Ребенок к начинает задумываться  о том, как поправить непоправимое, искупить свою вину, как наказать себя. На этом этапе приходит мысль, что можно еще все исправить, если очень захотеть, попросить об этом кого-то значимого и все вернется на круги своя – «Если я буду вести себя хорошо, то все непременно стает как раньше».

4) Четвертая стадия проживания горя – депрессия (длится в среднем около 6 месяцев). Депрессия. Это период погружения в правду потери. У ребенка снижается  энергия и жизненный тонус, он теряет всякую надежду на то, что когда-нибудь все вернется в нормальное русло. Горюющий испытывает глубокую печаль и тоску, ощущения пустоты и бессмысленности, одиночества, страха, тревоги и беспомощность. Этот этап также характеризуется потерей интереса к привычным занятиям, апатии, плаче. Горе накладывает отпечаток  и на отношения с окружающими: ребенок становится отстраненным, холодным, раздражительным. Появляется желание быть в уединении. Изменяется повседневная деятельность. Ребенку становится трудно концентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца.

Что может помочь ребенку

  • Вспоминайте все приятное, смешное, забавное, что было связано с любимцем. Устройте вечер памяти. Посмотрите фотографии и видео, если они есть. Вспомните веселые истории о вашем любимце. Поговорите с ребенком обо всем хорошем, что было связано с этим животным. Почитайте с ребенком книги связанные со смертью домашних питомцев, например, истории Прекрасной долины (автор: Дарья Донцова).
  • Прочтите ребенку притчу о Радужном мосте (в приложении к консультации), который переходят все умершие питомцы, где у них много еды, игрушек и друзей, а все болезни проходят сами собой. Эту историю придумали для того, чтобы дети не боялись за судьбу своего друга после его смерти, и им было легче переносить горе. Они попадают в место, где счастливы и полны энергии. Нарисуйте вместе с ребенком Мост радуги и ушедшего любимца на нем – пусть в сознании малыша он совершит этот переход.
  • Посмотрите вместе старый мультфильм «Все собаки попадают в рай». Его главный герой Чарли, помесь немецкой овчарки и дворняги, однажды уже умер, но сумел вернуться, поскольку у него остались нерешенные дела. Эта забавная и трогательная история поможет еще раз проговорить тот факт, что смерти, увы, не избежать.
  • Не стоит заводить новых животных, пока ребенок горюет по старому питомцу. Таким образом, вы обесцениваете чувство любви и привязанности. Некоторые дети не принимают новых животных, решив, что это будет предательством. Новый питомец не заменит прежнего, даже если будет выглядеть абсолютно так же. У него будут другие привычки и характер. И если он появится в доме слишком рано, его явное отличие от умершего друга только усугубит страдания малыша.
  • Постарайтесь расслабиться вместе с ребенком – совместно занимайтесь спортом, совершайте долгие прогулки, встречайтесь с друзьями или предайтесь другим видам деятельности: творчество (рисование, лепка, вышивание и т.п.).

5) Пятая стадия горевания – принятие. На этой стадии приходит принятие происходящего, жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит. Переживание горя теперь протекает в виде отдельных толчков, связаны с какими-то определенными событиями (воспоминаниями). Смысл и направленность действий взрослых в этой стадии горевания состоит в том, чтобы образ питомца занял свое место в памяти ребенка, вызывая лишь светлую грусть.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ГОРЯ

Перечисленные стадии детского горя имеют свои возрастные особенности. В разные возрастные периоды детское горе имеет свою специфику, но в то же время есть проявления, общие для разных возрастов. В своем реагировании на утрату ребенок по мере взросления пос тепенно приходит к взрослым способам восприятия и переживания потери. Конечно, дети даже одного возраста реагируют на смерть четвероного друга по-разному, однако все же можно выделить наиболее характерные возрастные особенности переживания горя детьми:

  • возраст до 2 лет: смерть не может быть понятой, но при этом ребёнок замечает отсутствие животного и изменение эмоционального состояния тех, кто рядом с ним. Даже маленький ребенок может стать раздражительным, более крикливым; могут измениться привычки питания; возможны расстройства кишечника или акта мочеиспускания;
  • возраст с 2 до 3 лет: ребёнок начинает искать умершего питомца. Важно: поддерживать стабильность, распорядок дня, окружить заботой и любовью;
  • возраст с 3 до 5 лет: понимание смерти в данном возрасте все еще ограничено. Детям этой возрастной группы нужно знать, что смерть не является сном: объяснить, что питомец умер и никогда не вернётся. Объяснять ребёнку, что от наших пожеланий никто не умирает. Хотя периоды печали, вероятно, будут короткими, возможны проблемы с кишечником и мочевым пузырем, боли в животе, головные боли, кожные высыпания, падения настроения, возврат к прошлым привычкам (сосание пальца и др.). Ребенок может вдруг начать бояться темноты, испытывать периоды печали, гнева, тревоги, плача. С этого возраста дети могут также думать, что нечто из того, что они сделали или не сделали, могло стать причиной смерти животного (например, не сходил на прогулку, или не покормил); их нужно уверить, что это не так. Детям важно знать, что о них будут заботиться и что семья останется вместе. Полезно вспоминать с детьми некоторые позитивные или особенные вещи, которые ребенок делал со своим четвероногим другом, такие как совместные игры, праздники и т. д.;
  • возраст с 6 до 8 лет: в этом возрасте дети все еще испытывают трудности в понимании реальности смерти. Они испытывают чувства неопределенности и ненадежности, имеют склонность цепляться за возможности заменить питомца новым, что, как правило, не приносит пользы, т.к. новое животное не обладает тем же характером, даже если внешне будет похожим. Горюющие дети могут вести себя не свойственным своему характеру образом, проявлять гнев в адрес окружающих, особенно тех, кто интересуется утратой ребенка, его состоянием и т.п. Ребёнок должен сам решать, с кем делиться своей утратой, а с кем нет;

В КАКИХ СЛУЧАЯХ РЕБЕНКУ ТРЕБУЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Обычно родители стараются избежать обращения к специалистам (психолог, психотерапевт, невролог). Бывает и наоборот: при малейшем подозрении на необычность поведения ребенка родители кидаются к врачу, в то время как помощь требуется им, а не ребенку.

В качестве тревожных симптомов можно выделить следующие:

  • длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
  • анорексия;
  • бессонница;
  • галлюцинации (чаще встречается у подростков).

Общая рекомендация: настораживает отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся (более сроков указанных в проживании стадий горевания) или необычное беспокойство. Всегда тревожит отсутствие переживаний.

Взрослым важно помнить, что процесс скорби, оплакивания не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь ребенка, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Это очень тяжелая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЛУЧАЕ УТРАТЫ

Психотерапевтические истории, помогающие мягко рассказать случай смерти через образ и действия главного героя. Они помогают ребенку легче и быстрее принять ситуацию и справиться со стрессом.

5 ПРАВИЛ СКАЗКОТЕРАПИИ

1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.

2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.

4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.

5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

 

№1 Сказка «Мудрец»

Высоко в горах, где снежная зима принимает в гостях жаркое лето, жил старик. Каждый день к нему приходили люди. Они поднимались в горы по извилистым тропам, скользили по отполированным камням, цеплялись за корни растений, чтобы увидеть старца, рассказать ему свою историю и услышать мудрый совет или наставления.
После возвращения домой визитеры делились впечатлениями.

Одни говорили, что Мудрец настолько стар, что давно не считает своих лет.

Другие говорили, что он молод, просто волосы его покрылись снегами из-за испытаний, которые ему пришлось пережить.

Третьи были уверены, что они общались с женщиной, а не с мужчиной. Но все были едины в одном — советы Мудреца помогали жить дальше, его слова вселяли надежду, его добрый взгляд и улыбка придавали уверенность и силу.

Однажды к Мудрецу привели печального мальчика. Уже две недели, после смерти любимой собаки, он не спал и не ел, перестал улыбаться и играть с другими детьми. Взял старец мальчика на свои колени и тихо-тихо заговорил: - «Посмотри на небо...Видишь там облака, маленькие и большие. Жизнь всех существ на земле похожа на облака... Сначала в небе рождается маленькое облачко. Оно гуляет по небу и набирается сил. Становится все больше и старше. Когда облако становится очень большим и старым, оно проливается на землю дождем... Некоторые люди думают, что облако пропало, растаяло, умерло...

Но на самом деле это не так. Дождь, рожденный облаком, наполняет речки, моря и океаны. Позже вода из этих речек, морей и океанов, согретая солнцем, снова поднимется вверх, и в небе родится новое маленькое облачко».

Мудрец замолчал, молчал и маленький мальчик, он спокойно спал.

 

№2 Сказка «Притча о радуге»

На самом краю небосклона есть место, которое называется  Мостом Радуги.

Когда животное умирает, особенно если оно было очень любимо кем-то в этой жизни, оно попадает на Мост Радуги. Там бескрайние луга и холмы, по которым наши четвероногие друзья могут бегать и играть все вместе. Там очень много вкусной еды, свежей и чистой воды, а также яркого солнечного света. И там нашим любимцам тепло и комфортно.

В этом месте все больные и старые превращаются в молодых и полных энергии; животные, у которых были травмы, снова становятся здоровыми и сильными. Время для них летит незаметно, если только мы вспоминаем о них в своих мыслях с нежностью и теплотой. Животные там счастливы и довольны всем и тоже часто вспоминают своих хозяев.

На Мосту Радуги животные бегают беззаботно, играют вместе и резвятся на зеленой травке. Но приходит день, когда кто-то из них неожиданно останавливается и смотрит вдаль. Его глаза начинают светятся радостью, а тело дрожит от нетерпения. И вдруг, он покидает своих собратьев, летит над изумрудной травой, и лапы несут его все быстрее и быстрее.

Он заметил своего хозяина, и когда хозяин и его питомец наконец встретятся, то крепко – крепко обнимутся, счастливые от того, что снова вместе, и теперь уже никогда не расстанутся.

Четвероногий друг будет, резвиться от счастья, прыгать своему хозяину на руки, а рука хозяина снова будет ласково чесать его за ухом.

Человек еще раз взглянет вы преданные глаза своего любимца, так надолго покинувшего его жизнь, но никогда не покидавшего его сердца.

Теперь верные друзья смогут пересечь Мост Радуги вместе и больше никогда не расстанутся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние питомцы

Итоговая детская презентация...

Папка-раскладушка «Как не утратить речевые навыки ребенка в летний период»

В данной консультации даны рекомендации на время летнего периода родителям, дети которых посещали занятия логопеда....

"Домашние животные и их детёныши" (ЭОР). Младшая группа. Тема занятия "Мои друзья - домашние питомцы". Составитель: Гоч Е.С, воспитатель.

Знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть и сравнивать их по величине, развивать любознательность, память, внимание, речь, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к ж...

Газета "Почему стоит завести домашнего питомца ребенку"

В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки конечно у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить п...

Интерактивное пособие "Домашние животные" в рамках проекта "Домашние питомцы" с детьми младшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию интерактивное пособие "Домашние животные".Цель: закрепить с детьми названия домашних животных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21332832","attribut...