Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
статья по психологии

Уланова Наталья Валерьевна

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Представлены некоторые формы взаимодействия педагога-психолога с родителями и  детьми старшего дошкольного возраста по творческому развитию личности в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulanova_nv_kuraeva_tv_statya.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Уланова,

педагог-психолог МДОУ Майнского

детского сада №5 «Теремок»,

Т.В. Кураева,

заведующая МДОУ Майнского

детского сада №5 «Теремок»,

р.п. Майна Ульяновской области

Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста

в изобразительной деятельности

Аннотация: В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Представлены некоторые формы взаимодействия педагога-психолога с родителями и  детьми старшего дошкольного возраста по творческому развитию личности в образовательном процессе.

Ключевые слова: изобразительное творчество дошкольников,  самостоятельная творческая деятельность, любознательность,  ФГОС ДО.

Одним из важнейших средств эстетико-художественного развития дошкольников исследователи выделяют изобразительную деятельность.

Многие искусствоведы, педагоги, психологи определяют его как художественно-творческую деятельность, направленную не только на отражение полученных в жизни впечатлений, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что в детском возрасте формируется особый вид деятельности - деятельность эстетическая, благодаря которой изобразительная деятельность, наряду с игрой, является ведущей деятельностью (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Д. Б. Эльконин), создавая для этого особые условия: у детей происходит раннее проявление эстетических чувств, артистизм детского восприятия окружающего мира, эстетический интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительному материалу, средствам изобразительного искусства [3].

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок очень активен, восприимчив ко всему новому, полезному, что нужно не терять время, а развивать в ребенке те способности, которые в нем изначально заложены.

Стремясь сформировать у детей потребность в самостоятельном творчестве, необходимо внимательно отнестись к организации различных форм изобразительной деятельности, выбрать интересные темы, поставить конкретные задачи. Все это дает толчок воображению ребенка, заставляет ребенка задуматься о том, как это можно сделать, то есть творчески осмыслить.

При создании организационных и психолого-педагогических условий для реализации самостоятельной творческой изобразительной деятельности дошкольников в своей работе мы широко используем изобразительное творчество.

В настоящее время по ФГОС имеются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности (в том числе изобразительной; умеет выбирать род занятий, участников по совместной деятельности.

- У ребенка развито воображение, которое реализуется в различных видах деятельности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика [4].

Для планирования системы работы по созданию психолого-педагогических условий для осуществления самостоятельной творческой деятельности дошкольников необходимо выявить существующий уровень развития этих качеств у детей данной группы. Это можно сделать по методике диагностики универсальных творческих способностей детей старшей группы (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев «Методика диагностики универсальных творческих способностей детей »).

Целью данной методики является выявление способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте данной ситуации путем устранения несоответствия.

Эти методики удобно использовать при выявлении исходного уровня развития творческих способностей у детей старшей группы. После этого воспитателю необходимо обеспечить выполнение определенных условий:

- Правильное и своевременное физическое развитие ребенка;

- включение ребенка в творческую деятельность, как можно раньше;

- создание среды, стимулирующей творческую деятельность – эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддержка любых начинаний ребенка;

- развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме;

- разнообразие деятельности для получения результата - создание нового продукта;

- предоставление ребенку свободы в выборе занятий, методов и материалов, продолжительности занятий, их чередования;

- регулярность и систематичность занятий;

- своевременная, но дозированная помощь взрослых при затруднениях и тупиковых ситуациях.

Основной формой организации учебного процесса является студийная форма работы. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных по содержанию и времени программ, на которых порой сложно осуществить индивидуальный подход, отметить творческие проявления дошкольников, студийные  занятия могут быть построены таким образом, чтобы это было интересно как детям, так и воспитателям.

Поэтому в качестве средства развития самостоятельной творческой деятельности в изобразительной деятельности дошкольников нами была выбрана авторская программа Т.А. Котляковой, Н.В. Меркуловой «Разноцветный мир». Данная программа и методика используется в нашей практике уже не один год.

Цель программы – формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении в процессе рисования через решение следующих задач:

- формирование осознанного восприятия произведений искусства;

- развитие продуктивной деятельности (рисование);

- развитие детского творчества.

Задачи курса реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их умственного и физического развития.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях была наиболее эффективной, мы  придерживаемся основных принципов и условий стимулирования детского творчества. Предлагаемые темы занятий объединяют разные области науки и искусства.

    Учитывая Федеральные государственные требования к программе ДОО, мы используем в качестве основной игровую технологию развития изобразительного творчества дошкольников в рисовании.

           Считаем важным при обучении дошкольников рисованию через личностно-ориентированные технологии знакомить их с многообразными способами и приемами изображения. Овладение ими обеспечит свободу выбора детьми художественных средств, а, следовательно, самостоятельность и максимальное воплощение детских творческих замыслов.

Мы предлагаем использовать универсальные способы изображения такие, которые позволяют изображать не конкретный объект или одну группу родственных объектов, а множество объектов относящихся к разным видам и родам, но имеющим хоть один сходный внешний признак. Они обеспечивают развивающее обучение дошкольников, интеграцию содержания образовательного процесса, преемственность обучения детей в разных возрастных группах, самостоятельность, активность и творчество детей.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать в случае возможных неудач, проявлять сочувствие и терпение.

Обеспечив эти основные условия, не только педагоги, но и родители должны принимать активное участие в развитии творческих начинаний у детей.

Многие родители считают, что творческие способности ребенка должны развивать только специально подготовленные специалисты. Таким родителям необходимо объяснить, что занятия в детском саду являются лишь дополнением к семейному воспитанию, а не его заменой. Тесное общение с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, конкурсы, мастер-классы, семинары - практикумы расширяют возможности развития дошкольников.

Мастер-классы, семинары - практикумы  для родителей, проводимые в дошкольной организации, направлены на развитие творческого самовыражения старших дошкольников, улучшение эмоционального состояния детей, оптимизацию детско-родительских отношений.

Целью таких занятий является улучшение социальной адаптации дошкольников.

Задачи:

- повысить уверенность в себе;

- улучшить эмоциональный настрой;

- снять психоэмоциональное напряжение;

- укрепить доверительные отношения между родителями и детьми.

Перед семинаром-практикумом проводится тестирование детей по методике «Рисунок семьи» и индивидуальное консультирование родителей по результатам тестирования.

Используя в своей работе различные формы сотрудничества с семьями воспитанников, с целью повышения уровня педагогической компетентности родителей дошкольников в развитии у детей самостоятельной творческой личности, мы пришли к выводу, что роль взрослого в развитии творческой самостоятельности заключается в том, чтобы помочь ребенку совершить переход от процесса любознательности (ситуативного интереса) к деятельности (любопытству, познанию). Это происходит только при обоюдно заинтересованном сотрудничестве взрослого и ребенка, то есть взрослый должен помочь ребенку перевести случайный ситуативный интерес в постоянную активную самостоятельную творческую деятельность.

Таким образом, проанализировав педагогическую деятельность, можно сделать вывод: изменения в содержании обучения и воспитания детей (современные методы) позволяют развивать у детей самостоятельную творческую деятельность.

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.-144 с.
  2. Котлякова Т.А., Меркулова Н.В. Разноцветный мир: учебное пособие /под общ. ред. Чиндиловой О.В. М.: БАЛАСС, 2015. - 64c.; (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Психологическое сопровождение дошкольников: диагностика и сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 96 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Дет...

Требования к Педагогическим условиям реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной)

Требования к кадровым условиям, привлечение к работе педагога по ИЗО, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 Н « Об утверждении професси...

"Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста(изобразительной)"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. В наше ...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".

Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...

Статья на тему "Психолого-педагогические условия реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста"

В статье говориться о том, что такое психолого-педагогические условия в ДОО согласно нормативным законодательным актам и примерной основной образовательной программе....