Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
статья по психологии
В статье содержится обоснование актуальности проблемы организации психолого-педагогических условий развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Представлены некоторые формы взаимодействия педагога-психолога с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по творческому развитию личности в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ulanova_nv_kuraeva_tv_statya.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Уланова,
педагог-психолог МДОУ Майнского
детского сада №5 «Теремок»,
Т.В. Кураева,
заведующая МДОУ Майнского
детского сада №5 «Теремок»,
р.п. Майна Ульяновской области
Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста
в изобразительной деятельности
Аннотация: В статье содержится обоснование актуальности проблемы организации психолого-педагогических условий развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Представлены некоторые формы взаимодействия педагога-психолога с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по творческому развитию личности в образовательном процессе.
Ключевые слова: изобразительное творчество дошкольников, самостоятельная творческая деятельность, любознательность, ФГОС ДО.
Одним из важнейших средств эстетико-художественного развития дошкольников исследователи выделяют изобразительную деятельность.
Многие искусствоведы, педагоги, психологи определяют его как художественно-творческую деятельность, направленную не только на отражение полученных в жизни впечатлений, но и на выражение своего отношения к изображаемому.
Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что в детском возрасте формируется особый вид деятельности - деятельность эстетическая, благодаря которой изобразительная деятельность, наряду с игрой, является ведущей деятельностью (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Д. Б. Эльконин), создавая для этого особые условия: у детей происходит раннее проявление эстетических чувств, артистизм детского восприятия окружающего мира, эстетический интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительному материалу, средствам изобразительного искусства [3].
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок очень активен, восприимчив ко всему новому, полезному, что нужно не терять время, а развивать в ребенке те способности, которые в нем изначально заложены.
Стремясь сформировать у детей потребность в самостоятельном творчестве, необходимо внимательно отнестись к организации различных форм изобразительной деятельности, выбрать интересные темы, поставить конкретные задачи. Все это дает толчок воображению ребенка, заставляет ребенка задуматься о том, как это можно сделать, то есть творчески осмыслить.
При создании организационных и психолого-педагогических условий для реализации самостоятельной творческой изобразительной деятельности дошкольников в своей работе мы широко используем изобразительное творчество.
В настоящее время по ФГОС имеются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности (в том числе изобразительной; умеет выбирать род занятий, участников по совместной деятельности.
- У ребенка развито воображение, которое реализуется в различных видах деятельности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика [4].
Для планирования системы работы по созданию психолого-педагогических условий для осуществления самостоятельной творческой деятельности дошкольников необходимо выявить существующий уровень развития этих качеств у детей данной группы. Это можно сделать по методике диагностики универсальных творческих способностей детей старшей группы (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев «Методика диагностики универсальных творческих способностей детей »).
Целью данной методики является выявление способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте данной ситуации путем устранения несоответствия.
Эти методики удобно использовать при выявлении исходного уровня развития творческих способностей у детей старшей группы. После этого воспитателю необходимо обеспечить выполнение определенных условий:
- Правильное и своевременное физическое развитие ребенка;
- включение ребенка в творческую деятельность, как можно раньше;
- создание среды, стимулирующей творческую деятельность – эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддержка любых начинаний ребенка;
- развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме;
- разнообразие деятельности для получения результата - создание нового продукта;
- предоставление ребенку свободы в выборе занятий, методов и материалов, продолжительности занятий, их чередования;
- регулярность и систематичность занятий;
- своевременная, но дозированная помощь взрослых при затруднениях и тупиковых ситуациях.
Основной формой организации учебного процесса является студийная форма работы. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных по содержанию и времени программ, на которых порой сложно осуществить индивидуальный подход, отметить творческие проявления дошкольников, студийные занятия могут быть построены таким образом, чтобы это было интересно как детям, так и воспитателям.
Поэтому в качестве средства развития самостоятельной творческой деятельности в изобразительной деятельности дошкольников нами была выбрана авторская программа Т.А. Котляковой, Н.В. Меркуловой «Разноцветный мир». Данная программа и методика используется в нашей практике уже не один год.
Цель программы – формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении в процессе рисования через решение следующих задач:
- формирование осознанного восприятия произведений искусства;
- развитие продуктивной деятельности (рисование);
- развитие детского творчества.
Задачи курса реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их умственного и физического развития.
Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях была наиболее эффективной, мы придерживаемся основных принципов и условий стимулирования детского творчества. Предлагаемые темы занятий объединяют разные области науки и искусства.
Учитывая Федеральные государственные требования к программе ДОО, мы используем в качестве основной игровую технологию развития изобразительного творчества дошкольников в рисовании.
Считаем важным при обучении дошкольников рисованию через личностно-ориентированные технологии знакомить их с многообразными способами и приемами изображения. Овладение ими обеспечит свободу выбора детьми художественных средств, а, следовательно, самостоятельность и максимальное воплощение детских творческих замыслов.
Мы предлагаем использовать универсальные способы изображения такие, которые позволяют изображать не конкретный объект или одну группу родственных объектов, а множество объектов относящихся к разным видам и родам, но имеющим хоть один сходный внешний признак. Они обеспечивают развивающее обучение дошкольников, интеграцию содержания образовательного процесса, преемственность обучения детей в разных возрастных группах, самостоятельность, активность и творчество детей.
Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать в случае возможных неудач, проявлять сочувствие и терпение.
Обеспечив эти основные условия, не только педагоги, но и родители должны принимать активное участие в развитии творческих начинаний у детей.
Многие родители считают, что творческие способности ребенка должны развивать только специально подготовленные специалисты. Таким родителям необходимо объяснить, что занятия в детском саду являются лишь дополнением к семейному воспитанию, а не его заменой. Тесное общение с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, конкурсы, мастер-классы, семинары - практикумы расширяют возможности развития дошкольников.
Мастер-классы, семинары - практикумы для родителей, проводимые в дошкольной организации, направлены на развитие творческого самовыражения старших дошкольников, улучшение эмоционального состояния детей, оптимизацию детско-родительских отношений.
Целью таких занятий является улучшение социальной адаптации дошкольников.
Задачи:
- повысить уверенность в себе;
- улучшить эмоциональный настрой;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- укрепить доверительные отношения между родителями и детьми.
Перед семинаром-практикумом проводится тестирование детей по методике «Рисунок семьи» и индивидуальное консультирование родителей по результатам тестирования.
Используя в своей работе различные формы сотрудничества с семьями воспитанников, с целью повышения уровня педагогической компетентности родителей дошкольников в развитии у детей самостоятельной творческой личности, мы пришли к выводу, что роль взрослого в развитии творческой самостоятельности заключается в том, чтобы помочь ребенку совершить переход от процесса любознательности (ситуативного интереса) к деятельности (любопытству, познанию). Это происходит только при обоюдно заинтересованном сотрудничестве взрослого и ребенка, то есть взрослый должен помочь ребенку перевести случайный ситуативный интерес в постоянную активную самостоятельную творческую деятельность.
Таким образом, проанализировав педагогическую деятельность, можно сделать вывод: изменения в содержании обучения и воспитания детей (современные методы) позволяют развивать у детей самостоятельную творческую деятельность.
Список литературы
- Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.-144 с.
- Котлякова Т.А., Меркулова Н.В. Разноцветный мир: учебное пособие /под общ. ред. Чиндиловой О.В. М.: БАЛАСС, 2015. - 64c.; (Образовательная система «Школа 2100»).
- Психологическое сопровождение дошкольников: диагностика и сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 96 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
В помощь педагогам, проходящим курсовую подготовку по именному образовательному чеку, инвариантный блок...
"Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста"
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Дет...
Требования к Педагогическим условиям реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной)
Требования к кадровым условиям, привлечение к работе педагога по ИЗО, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 Н « Об утверждении професси...
«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительная деятельность)»
творческая деятельность детей старшего возраста....
"Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста(изобразительной)"
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. В наше ...
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".
Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...
Статья на тему "Психолого-педагогические условия реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста"
В статье говориться о том, что такое психолого-педагогические условия в ДОО согласно нормативным законодательным актам и примерной основной образовательной программе....