РАННИЕ ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
статья по коррекционной педагогике

Крючкова Ксения Алексеевна

Аутизм представляет собой сложное дезинтегративное нарушение психического развития, которое  характеризуется  выраженным и всесторонним дефицитом общения и социального взаимодействия, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannie_priznaki_autizma.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

РАННИЕ ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

Аутизм представляет собой сложное дезинтегративное нарушение психического развития, которое  характеризуется  выраженным и всесторонним дефицитом общения и социального взаимодействия, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет.

Тысячи семей сталкиваются с этой проблемой, и им приходится принимать решения, от которых во многом зависит будущее их ребёнка.

Синдром раннего детского аутизма (РДА) (синдром Лео Каннера) – комплекс клинических признаков психологического расстройства детей, характеризующийся отклонениями в проявлении эмоций и развития личностной сферы в возрасте до 3 лет

Внешние проявления РДА до 3 лет.

В 0-1 года необходимо оценить:

- Визуальный контакт

-  Есть ли ответная улыбка

- Стремится ли ребенок к тактильному контакту

-  Реагирует ли ребенок на свое имя

- Лепет

- Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

В 1-2 года:

- Есть ли у ребенка отдельные слова

- Понимает ли ребенок речь

- Понимает ли жесты

-  Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)

- Проявляет ли интерес к другим детям

- Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)

- Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

В 2-3 года:

- Произносит ли простую фразу из 2 слов

- Есть ли эхолалии

- Символическая игра

- Наличие стереотипий

В 3 года:

- Направлена ли речь ребенка на общение

- Играет ли с другими детьми

- Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)

- Оценка мимики и жестов, выражения эмоций

- Реакция на изменения обстановки

Диагностировать РАС (выставить диагноз психического расстройства) имеет право квалифицированный врач – психиатр. Проявление аутизма очень гетерогенны, поэтому диагноз должен ставиться с привлечением разных специалистов или комиссией, состоящей из: психиатров, неврологов, педиатров, генетиков, психологов, логопедов, а также важно учитывать максимальное количество источников информации: собеседование родителей, видеозаписи, карты педиатров и т.д.

 Невролог по результатам  (ЭЭГ , УЗДГ сосудов головы и шеи, возможно в дальнейшем КТ/МРТ, генетик, эндокринолог, аллерголог-иммунолог, гастроэнтеролог.

         Задача психологов и педагогов – как можно раньше выявить ребёнка с отклоняющимися формами поведения, помочь ему адаптироваться в семье, детском коллективе и, безусловно,  направить к врачу – психиатру.

При постановке диагноза важно:

1.        Анализировать поведение и в этой процедуре желательно, чтобы принимали участие несколько специалистов.

2.        Учитывать результаты стандартизированных тестирований.

3.        Учитывать результаты оценки интеллекта.

4.        Учитывать результаты оценки развития речи.

Для диагностики аутизма используется ADOC, МЧАТ и Опросники для диагностики аутизма для родителей. Эти инструменты считаются «золотыми стандартами» диагностики РАС и широко используются во всём мире.

Методика ADOC стандартизированная методика оценки общения, социального взаимодействия, игры или использование материалов с применением воображения при наличии подозрения на аутизм у детей и взрослых разного возраста, уровня развития и речевых навыков.

М-CHAN-R – тест на первые признаки аутизма у ребенка, скрининговый инструмент для оценки риска расстройства аутистического спектра (РАС), который позволяет определить риск аутизма у ребенка в возрасте 16-30 месяцев. Тест состоит из 20 вопросов для родителей.

Опросник для диагностики аутизма включает в себя 93 пункта интервью с родителями, которые направлены на такие линии развития, как:

- общение,

- социальное взаимодействие,

- повторяющееся и стереотипное поведение.

Оценка развития ребенка до 16 мес. (шкала KID-R)

Оценка развития ребенка от 14 мес. до 3.5 лет. (шкала RCDI-2000). Оба этих опросников помогают  специалистам диагностировать ранние проявления аутизма и дефициты развития в различных сферах на ранних этапах развития (социальное развитие, самообслуживание, крупные движения, тонкие движения, развитие речи и понимание языка).

Коррекция  РДА направлена на строгое соблюдение распорядка дня.

 Во -первых, нельзя резко менять обстановку  и привычный образ жизни ребёнка. Стараться как можно больше проводить с ним времени,  просто общаться с ребёнком, часто обращаясь к нему по имени, брать на руки, говорить ласковые слова, играть с ним.

Во –вторых, учить необходимым жизненным навыкам, повторяя одни и те же действия очень часто, при этом не надо повышать голос, ругать и наказывать малыша.

Если ребёнок не говорит, помнить о том, что общение с ним возможно с помощью карточек – картинок.

Не переутомлять ребёнка, позволяйте ему побыть в уединении, не торопите в выполнении ребенком ваших просьб и заданий. Давайте ребенку возможность самому проявлять инициативу.

 Только совместное соблюдение распорядка дня, любовь и поддержка родителей сделает счастливым любого малыша.

 

Библиографический список

  1. ЛандаР.Дж. Диагностика расстройств аутистического спектра в первые 3 года жизни (англ.)// NatClinPractNeurol: журнал. - 2008. — Том 4, № 3. - С.138-147.
  2. Филипек П.А., АккардоП.Дж., Баранек Г.Т. и др. Скрининг и диагностика расстройств аутистического спектра (англ.)// Журнал аутизма и расстройств развития (англ.)русск.: журнал. - 1999. - Том 29, № 6. - С.439-484
  3. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
  4. Фолькмар Ф., Чаварска К., Клин А. Аутизм в младенчестве и раннем детстве (англ.) // Ежегодные обзоры. - 2005. — Т.56. - С.315-336.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранние признаки аутизма

Ранние признаки аутизма до 1,5 лет....

Выявление уровня сформированности мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста

   В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностики её развития.      Для выявления уровня развития мелкой моторики детей...

Презентация на тему: "Способы выявления группы риска по РАС детей раннего возраста"

В презентации представлен обзор отечественных и зарубежных методик диагностики раствройства утистического спектра у детей раннего возраста....

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос необходимости ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста. Подчеркивается значимость и необходимость своевременного уст...

Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"...

РАННИЕ ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

Аутизм представляет собой сложное дезинтегративное нарушение психического развития, которое  характеризуется  выраженным и всесторонним дефицитом общения и социального взаимодействия, а такж...