Психологический тренинг для педагогов "Справляемся со стрессом"
материал по психологии

Хавак Инга Михайловна

Цель: профилактика стрессового состояния, снятие эмоционального напряжения, обучение педагогов способам справляться со стрессом и негативными эмоциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СОЛНЫШКО» Г. ШАГОНАР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УЛУГ-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

Психологический тренинг с педагогами

«Справляемся со стрессом»

Составитель: Педагог-психолог

Хавак И.М.

2022 г.


Психологический тренинг с педагогами

«Справляемся со стрессом»

Цель: профилактика стрессового состояния, снятие эмоционального напряжения. Обучение педагогов способам справляться со стрессом и негативными эмоциями.

Материал: бланки для теста, листы с изображением корзины, мусорное ведро, заготовки листочков в виде сердца.

Ход мероприятия:

Вступительное слово педагога-психолога.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас всех видеть на нашем очередном мероприятии. Все вы знаете, что сейчас у нас в детском саду проходит неделя психологии под названием «Скажем стрессу - нет!». Эта тема очень актуальна для педагогов, ведь работа воспитателя связана с большим напряжением и колоссальным стрессом. И это понятно, ведь педагог отвечает за жизнь и здоровье детей, а это требует большого напряжения. Поэтому очень важно уметь восстанавливаться после такой работы. Именно для этого мы сегодня с вами и собрались. Но прежде, чем познакомиться с упражнениями, которые я для вас приготовила, я предлагаю для себя пройти небольшой тест, чтобы понять, какой уровень стрессоустойчивости свойственен вам.

  1. Прохождение теста «Самооценка стрессоустойчивости личности» (авторы Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова)

Цель: определение уровня стрессоустойчивости.

Описание: педагоги получают бланк с 18 вопросами. Их задача на против каждого вопроса обвести цифру с подходящим ответом. Здесь важно сказать, что тест проводится только для них и результаты оглашаться не будут, если вы только они сами этого не захотят. После того, как педагоги ответят на вопросы, психолог просит посчитать количество набранных баллов и зачитывает интерпретацию.

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

51-54

1 – очень низкий;

53-50

2 – низкий;

49-46

3 – ниже среднего;

45-42

4 – чуть ниже среднего;

41-38

5 – средний;

37-34

6 – чуть выше среднего;

33-30

7 – выше среднего;

29-26

8 – высокий;

25-18

9 – очень высокий.

Слово педагога-психолога

Каждый из вас теперь знает, каким уровнем стрессоустойчивости он обладает. Если вдруг кто-то из вас имеет 1 или 2 уровень стрессоустойчивости, то это повод задуматься о своём образе жизни и возможно что-то поменять. А сейчас я предлагаю проделать несколько упражнений, которые помогут вам справиться с накопившимся стрессом.

Для начала поиграем с вами в игру «Мои ресурсы». Мы узнаем у кого какие интересы, особенности, способы восстановить свое состояние.

2. Упражнение «Мои ресурсы»

Мы поиграем в игру под названием «Поменяйтесь местами те, кто…». Те, кому подходят высказывания, встают и меняются местами, тем самым мы с вами немного разомнёмся.

1. «Поменяйтесь местами те, кто любят сладкое»,

2. «Поменяйтесь местами те, кто любят утром поспать»,

3. «Поменяйтесь местами те, кто любят заниматься спортом»,

4. «Поменяйтесь местами те, кто любят смотреть фильмы или сериалы»,

5. «Поменяйтесь местами те, кто любят готовить».

Цель: подвести педагогов к осознанию своих ресурсов, интересов, разминка.

Слово педагога-психолога.

Вы видите, что у вас много общего, есть способы, к которым можно обращаться в стрессовых ситуациях.

Сейчас я раздам вам листочки в виде сердца, ваша задача написать на листочке приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе».

Хочу познакомить вас с ещё одним упражнением, которое помогает облегчить стрессовое состояние. Это дыхательное упражнение.

3. Упражнение «Квадратное дыхание»

Цель: уравновесить процессы в нервной системе.

Описание: психолог говорит о том, что дыхание называется квадратным, так как его необходимо выполнять на равный счёт и предлагает схему, по которой необходимо дышать.

Схема для дыхания:

  • После полного выдоха медленно вдохните на счет до четырех.
  • Задержите дыхание еще на четыре счета.
  • Медленно выдохните на счет до четырех.
  • Задержите дыхание еще на четыре счета.

Упражнение повторяется последовательность столько раз, сколько потребуется, чтобы успокоиться. Минимальное количество повторов, чтобы коробочное дыхание имело эффект – 4 раза. Использовать технику необходимо систематически, каждый раз, когда испытываете негативные эмоции.

4. Упражнение «Мусорная корзина»

Раздаем листы с корзинами. Вспомните ситуацию, волнующую вас, которую вызвала у вас сильные негативные эмоции или чувства за последнее время. Вы можете нарисовать эту ситуацию, написать саму ситуацию, какие эмоции вы испытали.

Что бы вам хотелось сделать с этим наполнением в корзине? Порвать, выкинуть, избавиться. Сейчас я вам предлагаю от этой корзины избавиться, можно сжать порвать, даже можно потоптать и выбросить в мусорную корзину. Надеюсь, вам стало хоть немного, но лучше, я всем желаю поскорее забыть и пережить ваши негативные ситуации и жить с высоко поднятой головой.

5. Упражнение «Встряхни»

Все вы наверняка видели, как встряхивается мокрая собака, как она со всех силы трясет головой, всем телом и брызги воды разлетаются по всей округе. Мы сейчас попробуем изобразить то же самое. Все встают, сначала трясут ладони, локти, плечи, отряхиваем и представляем как все неприятное, плохие чувства, тяжелые заботы, дурные мысли о самих себе, все слетает с вас, как вода с этой собаки, подключаем голову, ноги, от носков до бедер, издаем звуки. Представляем, как весь неприятный груз с вас слетает, и вы становитесь веселее, бодрее, как будто заново родились.

6. Упражнение релаксация «Прогулка в лесу»

Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох.

Включаем расслабляющую музыку.

Представьте, что вы гуляете по лесу. Посмотрите вокруг, какой это лес. Хорошо ли вам здесь? Вы идёте дальше и видите в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала вас находка? Вы двигаетесь дальше, перед вами забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан?

Вам надо перелезть через забор. Как вы это сделаете? Вы выходите на берег реки. Представьте какая там вода, скорость течения, дно, есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег? Преодолев препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т. п.)? Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие они? Вы поднялись на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама? Вы выходите из дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное или бурное, какая погода, светит ли солнце?

Над морем летают чайки. Высоко или низко, рядом с вами или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают у вас птицы? Вы видите корабль. Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще, станете ли вы это делать?

Интерпретация.

Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.

Ключ - ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.

Река – течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства.

Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор

Дом – это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, - это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, - всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.

Чердак - метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом.

Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества.

Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить, какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств.

Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится.

И ещё. То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота, то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении, откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.

Упражнение-рефлексия

Цель: отреагирование актуальных эмоций

Описание: психолог предлагает участникам проговорить свои эмоции после тренинга. Каждый участник вытаскивает листок с коробки и забирает себе.


Бланк к тесту «Самооценка стрессоустойчивости личности»

Утверждения

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе.

1

2

3

2. Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров.

1

2

3

3. Я постоянно переживаю за качество того, что делаю.

1

2

3

4. Я бываю настроен агрессивно.

1

2

3

5. Я не терплю критики в свой адрес.

1

2

3

6. Я бываю раздражителен.

1

2

3

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно.

1

2

3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым.

1

2

3

9. Я страдаю бессонницей.

1

2

3

10. Своим недругам я могу дать отпор.

1

2

3

11. Я болезненно переживаю неприятности.

1

2

3

12. У меня не хватает времени.

1

2

3

13. У меня возникают конфликтные ситуации.

1

2

3

14. Мне недостает уверенности, чтобы реализовать себя.

1

2

3

15. У меня не хватает времени для любимых дел.

1

2

3

16. Я все делаю быстро.

1

2

3

17. Я испытываю страх за свое будущее.

1

2

3

18. Я часто переживаю из-за своих необдуманных поступков.

1

2

3

Бланк к тесту «Самооценка стрессоустойчивости личности»

Утверждения

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе.

1

2

3

2. Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров.

1

2

3

3. Я постоянно переживаю за качество того, что делаю.

1

2

3

4. Я бываю настроен агрессивно.

1

2

3

5. Я не терплю критики в свой адрес.

1

2

3

6. Я бываю раздражителен.

1

2

3

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно.

1

2

3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым.

1

2

3

9. Я страдаю бессонницей.

1

2

3

10. Своим недругам я могу дать отпор.

1

2

3

11. Я болезненно переживаю неприятности.

1

2

3

12. У меня не хватает времени.

1

2

3

13. У меня возникают конфликтные ситуации.

1

2

3

14. Мне недостает уверенности, чтобы реализовать себя.

1

2

3

15. У меня не хватает времени для любимых дел.

1

2

3

16. Я все делаю быстро.

1

2

3

17. Я испытываю страх за свое будущее.

1

2

3

18. Я часто переживаю из-за своих необдуманных поступков.

1

2

3


Список литературы:

1. Ахмерова С.Г., Профессиональная деятельность и здоровье педагога». Арсенал образования, 2011 г.

2. Голви Т., Стресс как внутренняя игра. Как преодолеть жизненные трудности и реализовать свой потенциал. 2019 г.

3. Сапольски Р. Психология стресса.- СПб.: Питер, 2022. – 480 с.

4. Шитова Е.В., Практические семинары и тренинги для педагогов.-Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. – Изд. 2-е, 2013.-171 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с педагогическим коллективом (занятие с элементами тренинга). Тема: « Что такое стресс и как с ним бороться».

Не секрет,что профессия педагога, чаще чем большинство других профессий ,подвержена стрессам. А стресс, как известно, способен скапливаться в организме,нанося большой вред. Данное занятие, входящее в ...

Психологический тренинг «Профилактика стрессов у педагогов»

Психологический тренинг: «Профилактика стрессов у педагогов»...

Психологический тренинг: «Профилактика стрессов у педагогов».

Познакомить педагогов с понятием стресса, его признаками, исследовать стрессовые факторы в жизни человека и найти пути уменьшения их негативного влияния....

Психологический тренинг для педагогов «Стресс и способы его регуляции»

Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

Презентация к психологическому тренингу с педагогами "Справляемся со стрессом"

Данная презентация используется с конспектом психологического тренинга для педагогов "Справляемся со стрессом"...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Стоп, стресс!»

Цель:  помочь педагогам снять усталость и эмоциональное напряжение, найти внутренние ресурсы для конструктивного взаимодействия, научиться сознательно повышать собственную стрессоустойчивость.Обо...

Сценарий психологического тренинга «Стоп, стресс!»

Цель: помочь педагогам снять усталость и эмоциональное напряжение, найти внутренние ресурсы для конструктивного взаимодействия, научиться сознательно повышать собственную стрессоустойчивость....