Семинар – практикум «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
статья по психологии

Стародубцева Мария Вячеславовна

Семинар - практикум для педагогов дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Эффективное  взаимодействие  педагогов с родителями»

Подготовлен: педагогом-психологом

МДОБУ №26 «Умка» Стародубцевой М.В.

                             

Цель –  повышение  уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

- актуализировать существующие  проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;

 - познакомить с техниками эффективного взаимодействия с родителями;

- познакомить с приемами бесконфликтного общения.

Количество участников: 15-20

Продолжительность: 1 – 1,5 часа

Атрибуты: мяч, чистый лист формата А4 на каждого участника, цветные карандаши на каждого участника, заготовки ситуаций для работы в подгруппах, карточки для рефлексии.

Ход семинара – практикума:

 Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня мы с Вами поговорим о проблемах взаимодействия с современными родителями. Как мы с вами знаем, в нашей работе важно владеть технологиями эффективного взаимодействия с родителями наших воспитанников. Однако важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно - образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению. Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Хотелось бы, чтобы то время, которое мы проведем вместе, оказалось для вас продуктивным, ну и конечно интересным.

        Начать нашу встречу я предлагаю с игры

1. Игра – приветствие

Цель: создание веселой и позитивной атмосферы в группе

Педагоги стоят в кругу. Предлагаем поменяться местами тем:

- кто имеет педагогическое образование;

- кто работает в детском саду более 10 лет;

- кто работает в детском саду менее 5 лет;

- кто испытывает трудности в работе  с родителями воспитанников.

        Для эффективности нашей встречи мы с вами вместе составим портрет современного родителя (родителей) и в этом нам поможет следующее упражнение.

2. Упражнение «Какие они – современные родители?»

Цель: создание рабочего настроения, выявление имеющихся проблем в общении с родителями.

Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя».

Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том,  каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

3.  Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

        

Цель –выявление участниками своих сильных сторон в общении с родителями и определение существующих проблем, которые можно разрешить.

Педагог – психолог  предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет это сделать в конце упражнения.

        Для дальнейшей работы, я вам предлагаю создать символ ваших взаимоотношений  с родителями группы ваших воспитанников.  Для этого вам необходимо взглянуть на взаимосвязь с родителями со стороны. И изобразить в образе дерева ваши взаимосвязи с родителями группы. На выполнения работы вам отводиться 10 минут (педагоги выполняют задание).

        Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, фиксируя ответ на бумаге, для себя. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

 Вопросы:

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Дерево, которое вы сейчас изобразили это вы в вашем подсознании.  Какое это дерево?
  • Смотря на ваше дерево, какие чувства, оно у вас вызывает?  Почему?
  • Как чувствует себя ваше дерево? Почему?
  • Где растет ваше дерево?
  • Комфортно ли ему?
  • Что мешает? Или создает дискомфорт?
  • Если ему не комфортно, что бы вы как садовник для него сделали? Почему?
  • Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить, глядя на свой рисунок? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха в общении с родителями?
  • Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это? (можно дополнить свой рисунок, если есть в этом желание, необходимость)

После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

4. Работа по подгруппам.  «Что вызывает затруднение в общении с родителями, что мотивирует, дает нам ресурс?

        Я предлагаю вам разбиться на две группы. В группах вам необходимо после проделанного самоанализа составить список моментов, которые нам приносят дискомфорт, создают неудачи в работе с родителями. А так же зафиксировать, то, что несет положительный результат и является для нас ресурсом в коммуникации с группой родителей.  

        

5. Мини – лекция  «Правила построения эффективного общения»

        Во взаимодействии педагогов с родителями очень часто возникают проблемы и разногласия. Обеим сторонам не всегда хватает терпения, такта, чтобы понять и услышать друг друга. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий с педагогом в воспитании своего ребенка. Многие современные родители считают, что они не должны нести ответственности за развитие и воспитание ребенка, и что это основная задача ДОУ. А также необходимо учитывать, что и воспитатель, и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

        Несмотря на все это, ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям, поэтому воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, быть уверенным в своей компетентности и демонстрировать родителям, что он является равным для него партнером, единомышленником, заинтересованным в успешном развитии ребенка.

        Для того чтобы сотрудничество и взаимодействие с родителями было доброжелательным, эффективным необходимо всегда помнить о правилах культуры общения:

  1. Самый универсальный способ эффективного общения – это искренняя, доброжелательная улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать готовность общаться с ними.
  2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный набор звуков для человека. Важно использовать имя и отчество человека при приветствии, например «Здравствуйте, Мария Петровна!», а не просто кивнуть и сказать «Здрасьте!»
  3. В общении наиболее эффективен не прямой, а косвенный комплимент - мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю –ребенка.
  4. Если вам необходимо сообщить родителю о негативных моментах в поведении ребенка, то сначала лучше рассказать об успехах и только в конце тактично поведать о существующей проблеме.
  5. В общении нельзя нарушать границы личного пространства собеседника.  
  6. Следует также убирать препятствия, «увеличивающие» в нашем восприятии расстояние между людьми при общении: (стол, лист бумаги в руках и т.д.)
  7. Во время разговора необходимо контролировать свои жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги, демонстрировать свою «закрытость»
  8. Рекомендуется использовать  приём присоединения, т. е. нахождения общего «Я», например, произносить «Я сама такая же…»Нужно чаще говорить «мы»: «Мы все заинтересованы в том, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали…»

        Таковы основные правила установления позитивного личностного контакта, построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

5. Притча «Страшный сон»

Инструкция. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

              Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

        Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных».

        Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?»- спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения

  • Как вы думаете, в чем преимущество второго способа толкования сна?
  • Будет ли, на ваш взгляд, общение с родителями эффективным, если сообщать им негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя и почему?

Совершенно верно, в нашей работе можно использовать несколько техник для работы с родителями например:

6.  Упражнение «Как бы это сказать» техника «Сэндвич»

Цель: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».

Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».

Техника «сэндвич» предполагает подачу информации по принципу:

позитив – негатив – позитив. 

Принцип сэндвича

Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте.

Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, а не ставит «диагноза».

         А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Сейчас, а вам предлагаю проиграть пару ситуаций по подгруппам.

Ситуации:

 1. Данил  всегда забирает игрушки у  других детей

2. Саша  постоянно обсыпается песком

3. Коля ни когда не слышит просьбу взрослого

4. Женя не поддерживает правила группы.

7. Мини-лекция «Техника «Я - высказывание»

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.

«Я – высказывания»

«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению.

 Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания.

 «Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее.

 Вместо того чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий, выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления  и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений.

Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

  1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
  2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.
  3. Описание причины возникновения чувства.
  4. Выражение просьбы.

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства.

 Однако такая  форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением,  потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную  злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.

Отработка построения «Я – высказывания».

Ситуации:

- ребенок получил травму во время прогулки,

- ребенок запачкал штаны краской,

- подрался с другим ребенком  группы,

- выражался нецензурно.

Сообщите об этом родителям, используя «Я - высказывания».

Подведение итогов.

Последнее время отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Новостная лента сети интернет пестрит негодованием родителей о педагогах и дошкольных учреждениях. Складывается впечатление что, мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. К сожалению, жизнь в современном обществе делает человека жестоким. Но мы должны принимать родителей со всеми их проблемами и желаниями, пусть нам иногда этого и не хочется. Постарайтесь найти в каждом родителе хотя бы капельку чего-нибудь положительного и приятного, и использовать эту капельку во взаимодействии с ними.

- Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.

8. Рефлексия. Упражнение «Закончи фразу»

Инструкция. Написать окончание неоконченных предложений, оценив проработку на семинаре для себя. Фразы: «Спасибо…», «Сегодня я сделала открытие…», «Мне не хватило…..», «Я бы хотела….». Каждый участник заполняет свою карточку.

Примечание. По окончании выполнения упражнения педагог – психолог благодарит всех присутствующих за участие.

Литература.

  1. Васильев Н. Н. «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике». — СПб.: Речь, 2005. – 283с.
  2. Васильев Н.Н. «Тренинг преодоления конфликтов». - СШ.: Речь, 2007. – 174с.
  3. ВЕБЕР В. «Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте/ Перевод с англ. С.М. Адамовой». Под общей редакцией В.Е. Кагана и Е.С. Креславского. - СПб.: РАТЭПП, 1988. – 41С.
  4. Колошина Т. Ю., Трусь А. А. К61 «Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера». — СПб.: Речь, 2010. – 189с.
  5.  https://stihi.ru/2014/02/07/9923

Приложение

  1. «Сэндвич»

Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте.

Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, а не ставит «диагноза».

А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Ситуации:

1. Данил  всегда забирает игрушки у  других детей

2. Саша  постоянно обсыпается песком

__________________________________________________________________

2. «Я - высказывания»

     

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

  1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
  2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.
  3. Описание причины возникновения чувства.
  4. Выражение просьбы.

    Ситуации:

- ребенок получил травму во время прогулки,

- ребенок запачкал штаны краской.

  1. «Сэндвич»

Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте.

Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, а не ставит «диагноза».

А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Ситуации:

3. Коля ни когда не слышит просьбу взрослого

4. Женя не поддерживает  правила  группы

_____________________________________________________________________________________

  1. «Я-высказывание»

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

  1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
  2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.
  3. Описание причины возникновения чувства.
  4. Выражение просьбы.

Ситуации:

- подрался с другим ребенком  группы,

- выражался нецензурно.

«Спасибо…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………»

«Сегодня я сделала открытие……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………....................................................................................................................................»

«Спасибо…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………»

«Сегодня я сделала открытие……………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………....................................................................................................................................»

«Мне не хватило……………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...»

«Я бы хотела………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...»

«Мне не хватило……………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...»

«Я бы хотела………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...