Конспект тренинга для воспитателей и педагогов "Тимбилдинг. Мы-команда!"
методическая разработка по психологии

Беломестнова Ольга Михайловна

Тренинг способстует установлению позитивной коммуникации между педагогами и сплочению коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_treninga_timbilding.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тренинга «Мы-команда!»

 для воспитателей

и педагогов дошкольных групп

Разработала педагог-психолог Школы № 1409

Беломестнова О.М. г. Москва

Психолог: Здравствуйте, коллеги! Рада приветствовать вас на нашем замечательном тренинге «Мы-команда!».

Целью нашего занятия является создание модели эффективной команды, формирование и усиление командного духа, принятие особенностей друг друга, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии! 

Один из первых опытов командной работы мы помним с детства – это перетягивание каната.

Всем хочется работать в приятной, позитивной атмосфере. Получать поддержку и давать её. Ощущать свою значимость и ценность для окружающих. Как в сказке Репка, чем дружнее и слаженнее работают люди, тем быстрее и лучше результат. Роль личности, в трудовом процессе очень велика. От вашей квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать результата зависят судьбы детей, настроение родителей и сотрудников, и перспективы развития нашего сада.

Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения других людей. Как вы думаете, чем команда отличается от коллектива?

(главное отличие команды от коллектива — высокая организационная эффективность первой).

В качестве универсального можно рассматривать следующее определение команды, сформулированное отечественными исследователями: «Команда — это группа людей, взаимодополняющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Критерием сформированной команды является способность группы анализировать свою деятельность и находить внутренние ресурсы для развития и преодоления затруднений».

Упражнение "Знакомство"

Педагоги садятся в круг. У психолога в руках мяч.

Психолог: Для начала познакомимся ближе. Передаем мяч друг другу в произвольном порядке, тот, у кого мяч говорит, что он любит делать больше всего или что ему нравится больше всего на свете. Задача как можно больше раз поймать мяч и рассказать о себе. (3 минуты).

Психолог: как много у вас общего! Далее вы делитесь на тройки. И каждая группа по очереди готовит мини-презентацию своего соседа по группе. Для этого каждый рассказывает о себе группе – называет свои качестват, хобби, любимые блюда, домашних питомцев. Говорит каждый 1 минуту – презентуем тоже 1 минуту. Меняемся по моему сигналу. Презентуем в лучшем виде.

После окончания психолог просит обратную связь у участников.

Упражнение на внимание: «Передаем предмет»

Игроки должны сесть в круг. Затем ведущий подходит к первому участнику и дает ему в руки при помощи жеста воображаемый предмет, а также указывает направление его передачи. В качестве предмета может выступать что угодно, например, мартышка.

Первый игрок передает мартышку второму и т.д. по кругу. В один момент ведущий произносит «Стоп!», и спрашивает, у кого мартышка. Сначала все кажется простым, но дальше игра усложняется, т.к. она состоит минимум из трех раундов.

По окончании первого раунда ведущий убеждается, что все поняли правила, и начинает второй раунд. Здесь фигурируют уже два воображаемых предмета: по кругу запускаются мартышка и попугай. Они запускаются от разных участников и движутся в разных направлениях. Дальше все идет по тому же сценарию: «Стоп! У кого мартышка и попугай?». Теперь участники начнут путаться. Далее идет третий раунд. Ведущий запускает три предмета – мартышку, попугая и кокос – снова в разных направлениях и от разных игроков.

Самый интересный момент наступает, когда предметы переходят к одному игроку, и он должен понять, что у него в руках и кому что нужно передать. После очередного «Стоп!» в большинстве случаев никто не понимает, у кого что находится.

Между раундами можно обсуждать, как лучше всего передавать предметы, не путая их и не теряя очередности. Кроме прочего, упражнение позволяет выделить лидеров в группе и установить их способность решать нестандартные задачи.

Достаем приз

      Прекрасная командная игра, проходящая в форме шуточного соревнования. Ведущий дает участникам задание встать вокруг стола, в центре которого лежит приз. Игроки берут друг друга за большой палец руки, выступающий в роли джойстика, и сразу закрывают глаза. Но последний в цепочке игрок оставляет глаза открытыми. Именно он, управляя движением пальца своего соседа должен передать импульс первому в цепочке. Первый в цепочке, не открывая глаз и понимая, какое движение нужно сделать, должен достать приз. Ведущий выступает в роли независимого судьи. Представленное упражнение стимулирует у игроков желание достигнуть общей цели и научиться понимать друг друга на уровне интуиции.

Обсуждение:

Понравилось играть?

Что было сложным?

За счет чего цель была все-таки достигнута?

Упражнение «Групповая дискуссия» (5 мин)

Цель: выяснить в дискуссионной форме основные отличия группы и команды; развить умение понимать друг друга, работать в команде, идти на компромисс.

Психолог:

Действительно, командная деятельность невозможна без активного общения и взаимодействия. Решение общих задач требует от участников единства, сплоченности, согласования действий, координации решений. Командные отношения - это всегда своеобразное сотворчество, когда мысли одного обогащаются за счет их переосмысления другими. Обсуждение, критика, новые взгляды и свежие точки зрения - тот золотой фонд, которым владеет команда и которого не имеют одиночки.

Отношения взаимозависимости и взаимодействия является отличительным признаком команды. Так называемый эффект синергии - это результат эффективного взаимодействия между членами команды на основе общих стремлений и ценностей. Он приводит к тому, что суммарное усилие команды намного превышает сумму усилий ее отдельных членов.

Упражнение «Невидимая нить» (под медитативную музыку)

Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом! — думал мудрец. — Что бы такого предпринять? — размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».

Инструкция: закройте глаза и ожидайте появления нити у вас в руках.

В это время ведущий включает релаксационную музыку и вкладывает в руку каждого из участников нить.

«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.

- Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя. Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутыми. А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем. Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. Поэтому сейчас вы попробуете с этой волшебной нитью поупражняться.

Завязываем узел

Все участники должны завязать узел на этой верёвочке, пользуясь только одной общей веревкой (или канатом), не выпуская ее из рук. Достаточно комичное упражнение, поднимающее настроение, раскрепощающее людей и сближающее их друг с другом. Если команда большая, ее можно разделить на две или более мелких. Для разнообразия одна команда может завязывать узел, а другая – развязывать его.

Психолог собирает обратную связь:

Что было трудным?

Что помогало? Что понравилось?

Вы молодцы!

Упражнение "Сердце коллектива"

Психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Ну вот, все игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! И профессия ваша одна из самых важных на Земле. Вместе вы – сила!

А теперь подарок от психолога:

Упражнение «Зеркало»

Цель: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого педагога. Время выполнения: 10 минут

Ход: У меня есть шкатулка, которую вы сейчас по очереди будете открывать. Закройте глаза. В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. (Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. Содержимое шкатулки - зеркало). 

Обсуждение: Что вы ожидали увидеть в шкатулке? Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки? Приятно ли было осознать себя уникальным, прекрасным, чудесным? Итак, каждый из вас является ценностью и для себя, и для близких, и для коллектива, каждый уникален и неповторим. Желаю вам сохранить это приятное чувство как можно дольше и напоминать себе об этом при взгляде в зеркала. Желаю Всем любви, счастья и процветания! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия воспитателя и педагога-психолога

Конспект интегрированного занятия воспитателя и педагога-психолога в группе ЗПР (5-7 лет) «Моё имя»...

Презентация . Семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей "Общение педагога с родителями"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от коммуникативной культуры общения. Поэтому педагогу важно знать психологические...

Конспект тренинга "Развитие личностных ресурсов педагога ДОУ"

Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью профилактики профессиональной деформации « МУДРЫ – ДРЕВНИЙ СПОСОБ ПОМОЧЬ СЕБЕ»

Тренинг «Профилактика профессиональной деформации педагога»Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания и деформации личности.Задач...

Конспект совместного занятия воспитателя с педагогом-психологом

Конспект  совместного занятия воспитателя с педагогом-психологом в старшей группе на тему «Новый дом Лунтика»Цель: Расширение представлений о мебели и ее назначении. Развитие ком...