Консультация для педагогов. «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»
консультация по психологии (старшая группа)

Воронкова Алиса Ивановна

Консультация

для педагогов.

«Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для педагогов.

«Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста. Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе. Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Дети учатся чувствовать, объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре! Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес.

Палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным.

-помогает развивать мелкую моторику.
-способствует формированию мышления и интеллекта
-стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.

- учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя

hello_html_m3b4ed7fe.jpghello_html_m45b229c2.jpg


Блоки Дьенеша.

Данный набор содержит в себе 48 (объемных, неповторяющихся, распространенных) геометрических форм, которые демонстрируют основные характеристики окружающих предметов. Работа с этими понятиями (размер, цвет, толщина, форма) учит ребенка анализировать информацию. Постепенно он узнает, что можно сравнивать, обобщать, классифицировать. Помимо сорока восьми распространенных геометрических форм, в набор входят карточки, наглядно показывающие характеристики предметов и их отрицание.

Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников и учеников начальных классов.

Задачи же довольно разнообразны:

  • научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;
  • научить сравнению предметов по признакам;
  • развить воображение и творческие задатки;
  • сформировать настойчивость и упорство в желании решить задачу;
  • развить умение мыслить, строить догадки и предположения;
  • научить самостоятельно принимать решения.

hello_html_m6901caa8.jpg

Кубики Никитина.

Деревянные или пластиковые кубики по 16 штук в наборе. Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб». Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. 

hello_html_d16be1d.jpg


Квадрат Воскобовича.

Она сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Между треугольниками, составляющими квадрат, есть пространство шириной 0,5 – 1 см. Стандартные размеры треугольников 4,5*4,5*6 см. В качестве основы игрушки выбирают хорошо гнущийся материал, чаще всего это ткань. Стандартный размер основы квадрата от 14 до 15 см.

Плоскости каждого треугольника окрашены в контрастные цвета. К примеру, с одной стороны все треугольники, составляющие квадрат, красного цвета, а если мы развернем квадрат, то увидим, что они зеленые.

Играя с ним, ребенок будет:

  • учиться называть и отличать разные формы геометрических фигур;
  • ориентироваться в размерах – большой, средний, маленький;
  • формировать первые представления о пространственных отношениях и пространственном моделировании;
  • уметь пользоваться предложенными схемами или придумывать свои для конструирования плоскостных и объемных фигур;
  • запоминать цвета;
  • развивать внимательность, мыслительные процессы, логику, память;
  • развивать фантазию, творческие данные, креативность;
  • мелкую моторику.


hello_html_m43dcc722.jpg

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

В. А. Сухомлинский 


ВИКТОРИНА «КВАДРАТ ИЛИ КРУГ»

 Отвечая на предложенные вопросы, вам нужно сделать выбор между квадратом и кругом (или производными от них).

◘ Назовите самую известную картину Казимира Малевича

(«Чёрный квадрат».)

◘ Что появляется под глазами усталого человека?

(Круги)

◘ Одна из форм публичного обсуждения - это

(Круглый стол.)

◘ Как называют беспрерывное движение чего-либо?

(Круговорот)

◘ Как называют ответственность всех за каждого и каждого за всех? 

(Круговая порука)

◘ Как иначе называют секцию в школе? 

(Кружок)

◘ Завершать, заканчивать

(Закругляться)

◘ Щипцы с круглыми в сечении концами

(круглогубцы)

◘ В каких метрах измеряется площадь помещения  

(В квадратных метрах)

◘ Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки?

(Квадрата)

◘ Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки? 

(Круга)

◘ Каким бывает и полный дурак, и отличник, и сирота?

(Круглый дурак, круглый отличник, круглый сирота.)

◘ Назовите синоним фразе «Весь год». 

(Круглый год.)

◘ Каре - это боевой порядок пехоты в виде ... Чего?

(Квадрата, одного или нескольких.)

◘ Как называют вторую степень числа?

(Квадрат)

◘ Как называется участок для взлёта вертолёта?  

(Взлётный квадрат.)

◘ Назовите один из популярных видов уравнений.

(Квадратное уравнение.)

◘ Назовите предмет, который бросают человеку, оказавшемуся за бортом

(Спасательный круг)

◘ Чёрно-белый участок шахматной доски - это ... 

(Квадрат)

◘ Как иначе называют юбилейную дату? 

(Круглая дата.)

◘ Как ласково называют значительную сумму денег

(Кругленькая сумма.)

◘ Как называется геометрическая фигура, которую представляет собой семья?  

(Круг - семейный круг.)

◘ Какая геометрическая фигура дала название некогда популярному танцу кадриль? 

(Квадрат. Танец с чётным количеством танцующих пар, располагающихся одна против другой.)

◘ Как  движутся танцующие люди в хороводе? 

(По кругу.)

◘ Как называют вид математической головоломки в виде таблицы с числами?

(Магический квадрат.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

В консультации предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями)....

Консультация для родителей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Половина успеха в развитии личности ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умения общаться, развития эмоциональной сферы зависит от нас, - взрослых. В первую очередь – от его родителей. Как...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.

Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...