Картотека Добрых игр
картотека по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Панкратова Надежда Николаевна

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений и эмпатии у дошкольников 4-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dobryh_igr.docx1001.57 КБ

Предварительный просмотр:

D:\ДОУ 27\Проекты\Аутизм\1614691716_147-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-160.png

   Муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение детский сад

№ 27 «Сказка»

КАРТОТЕКА

«ДОБРЫХ ИГР»

Автор-составитель:

Педагог-психолог

Панкратова Н.Н.

Выкса, 2023


Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, эмпатии у детей.

«Ручеек радости»

Задачи: развитие эмпатии, снятие эмоционального напряжения.

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки. Ведущий предлагает мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк был совсем маленьким и озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

«Танец в парах» (для детей 4—7 лет)

Задачи:

- развитие эмпатии (ориентации на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта;

     Взрослый предлагает детям стать парами лицом друг к другу (некоторым детям он помогает образовать пары). Важно, чтобы между парами было достаточное для танцев расстояние — ведущий следит за тем, чтобы пары распределились равномерно по всей площади ковра (свободного пространства игровой комнаты). Затем взрослый дает каждой паре по плотному листу бумаги (у всех должны быть листы одного и того же размера и плотности — обычно используются стандартные листы бумаги формата А4 максимально возможной плотности). Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка (желательно плавная, например, вальс), и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других. Затем можно предложить детям поменяться парами и продолжить игру.

   С целью внесения элемента новизны можно предложить партнерам удерживать во время танца воздушный шарик или мягкую игрушку.

«Волшебные руки» (для детей 5—6 лет)

Задачи:

-оптимизация взаимоотношений в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми;

- преодоление эгоцентризма, эмоциональной отгороженности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам:

— Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с «камнем»?

Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Например: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками камень, я его согреваю...».

    Важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше: отдавать или принимать человеческое тепло?

Для организации более тесного телесного контакта целесообразно одновременное выполнение роли камня 2—3 детьми. Желательно участие в игре и взрослых.

«Ладонь друга» (для детей 5—6 лет)

Задачи:

- оптимизация взаимоотношений в группе посредством стимуляции телесного контакта, познания детьми друг друга;

- преодоление застенчивости, замкнутости.

В игре принимает участие четное количество игроков, которые распределяются по парам. Они размещаются за столом, на диване, ковре — как удобнее. Можно включить приятную музыку.

Ведущий. Мы уже знаем, как много интересного таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по руке друга! И в этом путешествии каждого из вас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны-ладони, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке».

Затем ведущий показывает одному из игроков линии и их пересечения, бугорки и впадинки на своей руке. Так педагог дает образец позитивного взаимодействия с партнером.

Ведущий наблюдает за ходом игры в каждой паре, при необходимости оказывает различные виды помощи, вербализирует действия игроков, совместно с парой исследует руку одного из партнеров...

По окончании игры проводится обсуждение по вопросам:

-Что Вы чувствовали, когда «вели» друга по своей руке?

-О чем хотелось рассказать, что показать, а что — скрыть, спрятать?

-Приятны ли были прикосновения партнера?

-Что чувствовали, когда путешествовали по руке партнера?

-Что нового узнали?

-Приятны ли были прикосновения к руке друга? Расскажите об этом.

     Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба И партнера побывали в ролях хозяина страны и путешественника. Чувственный и социальный опыт ребят станет богаче, если им удастся поиграть с каждым членом группы.

Модификации игры: поиск отличий и сходства в ладонях друг друга.

«Зеркало» (для детей 4—7 лет)

Задачи:

-  формирование у детей ориентации на другого;

- преодоление замкнутости, нерешительности, эгоистических тенденций поведения.

В группе выделяются 2—3 пары (по считалке или добровольно). Участники игры попарно становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга, как повторяет эти движения отражение в зеркале. Можно предоставлять несколько попыток до первой ошибки в каждой попытке, можно предоставлять каждой паре время: 3—5 минут. Группа смотрит, насколько свободно и творчески выполняют задание разные пары. При обсуждении участников игры спрашивают, удалось ли каждому партнеру быть и человеком, и отражением, или одному партнеру доставалась только роль отражения.

    Желательно застенчивых, неуверенных в себе, тревожных детей организовывать в пары с наиболее доброжелательными, общительными сверстниками;

«Тарелка с водой» (для детей 5—7 лет)

Задачи:

- развитие между детьми взаимопонимания, оптимизация взаимоотношений в группе; - преодоление замкнутости, эгоистических тенденций поведения.

Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п.

Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали.

«Тень» (для детей 4—7 лет)

Задачи:

- формирование у детей ориентации на другого;

- развитие наблюдательности, взаимопонимания, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — зрители. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, за ним (на два-три шага позади) идет «тень», стараясь точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «понюхать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д. 

     Вначале целесообразно привлекать к роли путника детей с наиболее выразительными движениями, богатым воображением, а к роли и тени — наиболее наблюдательных, раскрепощенных дошкольников. Затем важно активизировать застенчивых, неуверенных в себе детей. На роль тени желательно как можно чаще приглашать эгоцентричных дошкольников, пароль путника — детей, занимающих неблагоприятное положение в группе сверстников.

«Рукавички» (для детей 5—6 лет)

Задачи:

- развитие коммуникативных умений (умений устанавливать контакт, согласовывать свои действия с действиями сверстника, сотрудничать);

- оптимизация взаимоотношений в группе.

Для игры предварительно изготавливаются из бумаги рукавички, по одной паре рукавичек для каждой пары участников. На каждой паре рукавичек изображается свой орнамент, но не раскрашивается.

Ведущий разъединяет пары рукавичек и раскладывает их подальше друг от друга по комнате. По команде ведущего дети выбирают себе по рукавичке и разбредаются по залу в поисках своей «пары». Отыскав

«Угадай, что изменилось в выражении лица» (для детей 3—6 лет)

Задачи:

- развитие умения распознавать эмоциональное состояние другого человека (взрослого, ребенка) по выражению его лица (познавательный компонент эмпатии);

 -преодоление застенчивости, скованности путем стимулирования выразительности мимики у детей.    

     Взрослый предлагает детям определить, что выражает его лицо (изображаться может любая доступная пониманию детей дошкольного возраста эмоция: радость, удивление, страх и др.). Дети высказывают свои предположения. Когда эмоция определена, ведущий спрашивает, в каких ситуациях лицо человека принимает такое выражение. Затем взрослый

предлагает детям изобразить данную эмоцию. После этого ведущий закрывает лицо листом бумаги (платком или др.) и говорит: «Угадайте, что изменилось в выражении лица». Затем опускает лист, и дети определяют, что сейчас выражает его лицо (изображается уже другая эмоция). Игра повторяется в той же последовательности. Затем в группах старших дошкольников взрослый предлагает кому-либо из детей выполнять роль ведущего.

   Сначала к выполнению данной роли целесообразно привлекать детей с подвижной нервной системой и наиболее выразительной  мимикой. Позже роль ведущего важно предлагать застенчивым, эмоционально отгороженным дошкольникам.

«Через стекло» (для детей 5—7 лет)

Задачи:

  • развитие невербальных средств общения;
  • -преодоление застенчивости, замкнутости.

Взрослый предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации:

-У меня болит горло.

-Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.

-Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

-Ты хочешь со мной порисовать? и т. д.

     Дети сами могут придумать ситуации для передачи жестами и мимикой. Заранее обсудив ситуацию с взрослым, ребенок может изобразить ее сверстникам, а те попытаются определить, что же это за ситуация. Целесообразно сначала привлекать к изображению ситуаций детей с наиболее выразительными движениями, мимикой, а затем постепенно важно активизировать и застенчивых, замкнутых дошкольников.

друг друга, пара отходит в сторону и с помощью трех карандашей разного цвета пытается как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички. Побеждает та пара, которая действовала наиболее согласованно, дружно.

«Гномики» (для детей 4—5 лет)

Задачи:

- развитие эмпатии;

- оптимизация взаимоотношений в группе.

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5—6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик. Когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный).

—Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать.

Дети по кругу звенят колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит.

—Что же делать? У... (имя участника) не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание...
Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы ... (имя участника) мог позвенеть им и загадать свое желание?

Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого.

Важно стимулировать эмоционально отгороженных, эгоистичных   детей к проявлению внимания, заботы о сверстнике.

 «Мост дружбы» (для детей 5—7 лет) (модификация Е. П. Чесноковой)

Задачи:

- развитие эмпатии (ориентации на поведение и эмоциональное состояние другого, умения видеть и ориентироваться на позитивное в другом) у эмоционально отгороженных, эгоцентричных и эгоистичных детей;

- оптимизация взаимоотношений в группе.

Взрослый показывает детям воздушный шарик (мяч) и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное, рассказывать друг о друге что-либо хорошее».

Взрослый и ребенок удерживают шарик лбами и говорят друг другу что-нибудь приятное (начинает взрослый), например: «Мне очень нравится так стоять, я хотел бы держать с тобой шарик очень долго», «У тебя красивая улыбка», «У тебя добрые глаза», «Ты умеешь хорошо танцевать (петь, рисовать, прыгать через скакалку и т. д.)», «У тебя красивое платье» и т. д. Если ребенок не идет на контакт «лоб в лоб», то вначале можно удерживать шарик носами, ладонями, большими пальцами и т. д. Можно предложить удерживать шарик с закрытыми глазами.

Пары могут образоваться в таких вариантах, как «воспитатель — ребенок», «помощник воспитателя — ребенок», «ребенок — ребенок» и др.

Игру можно проводить в виде соревнования: выигрывает та пара, которая продержалась дольше других (используется секундомер).

Важно стимулировать к участию в игре застенчивых, эмоционально отгороженных, эгоистичных, непринятых сверстниками детей. s Желательно предлагать им образовать игровую пару с наиболее доброжелательными, коммуникабельными дошкольниками.

«Передача предмета» (для детей 4—7 лет)

3адачи:

- оптимизация взаимоотношений в группе;

 - формирование у детей ориентации на другого;

- преодоление замкнутости, нерешительности, эгоистических тенденций поведения;

- создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.

Ход игры:

Какой-либо предмет (мяч, игрушка, сувенир) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов, пожеланий.

«Назови ласково» (для детей 4—6 лет)

Задачи:

- преодоление эмоциональной отгороженности, эгоцентричности, агрессивных тенденций поведения, застенчивости у детей;

- оптимизация взаимоотношений в группе.

Дети становятся в круг и по часовой стрелке передают друг другу мяч, называя при этом того, кому передают мяч, ласково по имени (например, Оленька, Олюшка, Ванечка, Ванюша и т. д.). Затем, когда мяч вернулся к тому ребенку, с которого начиналось выполнение упражнения, передачу мяча можно продолжить в противоположном направлении.

При наличии такой возможности желательно участие в игре взрослых (воспитателей, помощников воспитателей, руководителей кружков и др.). Это будет способствовать накоплению детьми позитивного эмоционального опыта.

«Оцени поступок» (для детей 5—7 лет)

Задачи:

воспитать основы морали, с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; учить характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Ход игры.

Детям предлагаются сюжетные картинки с различными поступками детей. Дается инструкция: «Внимательно рассмотрите изображение на картинке. Опишите, что вы видите. Оцените поступок. Обоснуйте свой ответ».

«Волшебный стул» (для детей 4—6 лет)

Цель: развитие чувства коллектива

Ход игры: Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Клеевой дождик» (для детей 4—6 лет)

Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.

Ход игры: Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия; необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.

3.«Менялки игрушек» (для детей 4—6 лет)

Цель: игра учит детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.

Ход игры: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Все действия выполнятся молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.

«Пирамида любви» (для детей 4—6 лет)

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности. Ход игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого или что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть свою руку поверх моей. (Дети выстраивают пирамидку) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и любимы».

«Гномики» (для детей 4—6 лет)

Цель. Игра позволяет детям проявить способность к сопереживанию, отзывчивости, подсказывает выход из сложившейся ситуации. Материал. Для игры нужны колокольчики (погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть «в гномиков». У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, загадывать своё желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят колокольчиками, но вдруг оказывается, что один молчит. «Что же делать? У одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не может загадать желание …. Может мы его развеселим? Или попробуем исполнить его желание? - дети предлагают свои варианты решения. – А может, кто-нибудь уступит свой колокольчик на время, чтобы гномик мог позвенеть им и загадить желание!» Важно, чтобы игра обязательно закончилась положительными эмоциями участников.

«Игрушка» (для детей 4—6 лет)

Цель. Ролевое проигрывание ситуации, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Ход игры. Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки. Другой очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача – уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно, что при выполнении этого упражнения ребёнку – хозяину игрушки – даётся любая, которую он может представить как самую любимую.

«Пожалуйста»

Цель. Игра вырабатывает навык употребления «волшебных слов».

Ход игры. Все становятся вкруг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся – выбывает из игры.

« Воздушная кукуруза» (для детей 4—6 лет)

Цель. Развитие двигательной координации, создание положительных эмоций.

Ход игры. В этой игре чётное количество участников. В их распоряжении очень маленькое игровое поле. Каждый складывает руки на грудь и прыгает, как воздушная кукуруза (попкорн). При этом он уклоняется от встреч с остальными. Если два зерна «воздушной кукурузы» соприкоснулись, значит, они «склеились» и должны теперь прыгать вместе. Игра окончена, если остались только «парочки».

 

 «Липучки» (для детей 4—6 лет)

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!».

Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

«Газета» (для детей 4—6 лет)

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Головомяч (для детей 4—6 лет)

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Инструкция: скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате»

Рисуем всей группой (для детей 4—6 лет)

Цель: способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.

Инструкция. «Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения. 

Путаница (для детей 4—6 лет)

Цель: формирование группового единства.

Ход игры: водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека добрых игр

Игры и игровые упражнения на воспитание чувства добра у детей дошкольного возраста....

Картотека "Добрые игры"

Картотека "Добрые игры"...

Картотека добрых дел

Картотека предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека добрых дел. Старшая группа.

Картотека добрых  дел. Старшая  группа....

Работа с родителями "Картотека добрых дел"

Данный вид  работы по мотивации родителей "Картотека обрых дел" пригодится на любых возрастных группах детского сада....

Картотека «Добрых игр» по духовно-нравственному воспитанию детей

Подборка самых интересных, увлекательных «Добрых игр», которые познакомят детей с такими понятиями как «добро» и «зло»....

Картотека "Добрые игры"

Картотека "Добрые игры"...