Мастер-класс для специалистов и педагогов ДОО «Использование мультипликационных фильмов в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в ДОУ»
методическая разработка по психологии

Кузовкова Татьяна Валерьевна

Предварительный просмотр:

Кузовкова Татьяна Валерьевна

педагог-психолог

МБДОУ детский сад «Сказка»

р.п.Вознесенское Нижегородская область

Мастер-класс для специалистов и педагогов ДОО «Использование мультипликационных фильмов в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в ДОУ»

Слайд 1. В настоящее время, в связи с внедрением ФГОС одной из основных задач педагогов и специалистов ДОУ становится поиск новых, более эффективных способов организации детской деятельности, в которых будут созданы условия для разностороннего развития детей.

Одним из таких способов, на наш взгляд, является использование мультфильмов в работе с дошкольниками.

Слайд 2. Мультфильм – это не только продукт медиасреды, но и вид искусства. И в этом качестве мультфильм обладает большим воспитательным потенциалом. Для детей искусство – одна из форм познания мира, это «старший товарищ», который показывает им, «что такое хорошо, а что такое плохо», учит тому, какие наказания могут последовать за неправильными действиями и к каким положительным результатам могут привести правильные поступки.

Учась у героев мультфильмов, дети социализируются, осознают, как надо себя вести. Выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают им подражать, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме.

Зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка.

- Почему же мультфильмы так влияют на психику и как следствие на поведение ребенка?

Слайд 3. Потому что при просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:

  • заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
  • внушение - воздействие на сознание человека, при котором происходит не критическое восприятие им убеждений и установок;
  • подражание - следование примеру, образцу.

Медиасреда предлагает нам большое разнообразие мультфильмов.

- Какие категории мультфильмов существуют?

- Есть классические, рисованные, кукольные, современные в которых используется компьютерная графика. Для нас, педагогов и психологов важна идея мультфильма, его потенциал (его содержание).

Слайд 4. С этой точки зрения мультфильмы делятся на развлекательные, вредные, познавательные.

К сожалению, в современном мире, мультфильм чаще используется взрослыми, как основное средство занять детей на какое-то время и носит исключительно развлекательный характер. Большую часть свободного времени ребёнок проводит перед экраном телевизора, монитором компьютера, наслаждаясь обществом мультипликационных героев. Но из-за того, что восприятие окружающего мира ребёнком дошкольного возраста несовершенно, он не можем самостоятельно, без участия взрослого, осмыслить и до конца понять сюжет мультфильма, пережитые во время просмотра эмоции и чувства.

Сюжеты многих современных мультфильмов содержат совершенно не детские составляющие: драки, гонки, криминальные разборки, месть, смерть и т.д. Они обладают сомнительным воспитательным материалом, наносят вред психике ребёнка. А вот многие отечественные мультфильмы периода 1950-90гг., некоторые современные мультфильмы содержат воспитательный, познавательный потенциал, их можно эффективно использовать в педагогическом процессе. Сегодня мы поговорим об этой категории мультфильмов.

Итак, мультфильм – как мы видим воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, задействуя два органа чувств: зрение и слух одновременно.

Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм может стать мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Позвольте поделиться с вами своим опытом использования мультфильмов в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса нашего детского сада.

Слайд 5. В своём выступлении я расскажу:

  • о мультипликационном фильме, как наглядном методе,        повышающем учебную мотивацию;
  • о том,        как можно использовать мультипликацию в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога ДОУ;
  • о том, как можно использовать мультипликацию в образовательной деятельности педагога ДОУ.

Так как, мультфильм выстроен на доступном для понимания ребёнка сказочном сюжете, богат яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, он может быть использован как наглядный метод воздействия на ребёнка, значительно повышающий учебную мотивацию.

Слайд 6.

 - Перейдём к примерам.

Первый отрывок, с которым я хочу вас познакомить, из мультфильма «Козлёнок, который умел считать до 10». Студия «Союзмультфильм», 1968г. выпуска.

Сюжет мультфильма: Научился козленок считать. И посчитал всех вокруг. Обиделись теленок, корова, бык, лошадь, свинья, кот и собака на козленка за то, что он их сосчитал. И только тогда, когда сели на паром, стали тонуть, поняли, как важно уметь считать.

Продолжительность мультфильма 9 минут. Он обучает счету и наглядно показывающий важность арифметики. Значит, мы можем использовать его при подготовке к занятию по математике.

Слайд 7. Демонстрация отрывка мультфильма. Слайд 8.

- Второй мультфильм, который мы посмотрим, называется «Слонёнок и письмо». Студия «Союзмультфильм», 1983г. выпуска,

Сюжет мультфильма: Сорока-почтальон принесла Слонёнку письмо. Но Слонёнок не умел читать и пошёл к Зайцу за помощью. А Заяц был занят и, сказав, что тоже получил письмо, помчался по делам. Тогда Слонёнок пошёл к доктору Бегемоту. Слонёнок стесняется сказать друзьям, что не умеет читать. Выясняется, что письмо это приглашение на день рождения Жирафа. Слонёнок признаётся, что не умеет читать, но пообещал научиться.

Продолжительность мультфильма 8 минут. Мультфильм мотивирует ребёнка учиться читать.

Слайд 9. Демонстрация отрывка мультфильма.

- На наш взгляд, очень наглядно, действенно эти мультфильмы мотивируют дошкольника к обучению.

Слайд 10.

- Какие ещё мультфильмы мы можем использовать с этой целью?

Это мультипликационные фильмы:

  • «Вовка в тридевятом царстве»
  • «Слонёнок пошёл учиться»
  • «Остров ошибок»
  • «Нехочуха»
  • «Ивашка из дворца пионеров»
  • «38 попугаев»
  • «В стране невыученных уроков»
  • «Ох и Ах»
  • Некоторые серии из мультсериала «Барбоскины»
  • Некоторые серии из мультсериала «Фиксики»

Обладая особыми возможностями, мультипликацию можно применить в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога.

Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе знакомых дошкольникам мультфильмов. Если мультфильм не знаком, необходима предварительная работа. Накануне дети с воспитателем или родителями просматривают мультипликационный фильм или читают сказку, на основе которой, он был создан (подробного обсуждения и анализа не требуется). В развивающей деятельности педагог-психолог, используют сюжет (часть сюжета) одного или нескольких мультипликационных фильмов, подбирая к нему разнообразные игры и упражнения, позволяющие закрепить с детьми уже знакомый материал и реализовать коррекционные задачи.

Слайд        11. Используя мультипликацию в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога мы можем решать следующие задачи:

  • развитие и коррекция эмоциональной сферы;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • расширение представления у детей об личностной сфере человека;
  • развитие умения понимать и транслировать свои чувства через мимику, позу, жесты, речь.

Важным условием при проведении коррекционно-развивающей деятельности с использованием мультипликации, является соблюдение требований к индивидуально-возрастным особенностям: продолжительность непосредственной работы с мультимедийным экраном не должна превышать 10 минут, после чего, необходимо сделать гимнастику для глаз.

        Слайд 12 .

        – Что же включает в себя структура коррекционно-развивающего занятия с использованием мультфильмов?

        Структура коррекционного занятия:

        1. Организационный момент (ритуал-приветствия).

        2. Работа по сюжету мультфильма.

  • работа с экраном (мультимедийная презентация из частей одного мультфильма или нескольких, просмотр мультфильма)
  • упражнения на развитие познавательных процессов, эмоциональной сферы;
  • двигательная минутка (гимнастика для глаз);
  • упражнение на развитие коммуникативных навыков;
  • продуктивная деятельность;

        3. Подведение итога (рефлексия, ритуал-прощания).

        Выбор упражнений и техник будут зависеть от темы и цели занятия.

        Слайд 13.        

        – Давайте познакомимся на примерах как можно использовать мультипликационные фильмы в коррекционно-развивающем занятии?

        Рассмотрим        этот        вопрос, на примере занятия с детьми старшего дошкольного        возраста. Мультфильм,         который мы используем, называется «Ничуть не страшно» «Союзмультфильм», 1981 г. Продолжительность 9 минут.

        Основные задачи занятия:

  • взаимодействие с чувством страха через мультипликационный образ;
  • коррекция ночных страхов, страхов темноты;
  • развитие умения преодолевать чувство страха;

        Сюжет мультфильма: Два брата идут ночью на поляну за цветами для мамы, им встречаются различные препятствия, которые для них устраивают « ночные страхи». Мальчики преодолевают, свои страхи и возвращаются домой.

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма.

        Слайд 14. Демонстрация отрывка мультфильма.

        После просмотра этого отрывка, обсуждаем с детьми увиденное.

  • Кто герои мультфильма?
  • Чем занимаются страхи?
  • Чего боитесь вы?

        Затем предлагаю поиграть в игру «Маски». Дети из бумажных салфеток щипковыми движениями изготавливают маску страха. Можно примерить изготовленную маску попугать друг друга.

        Т. о. происходит чередование просмотра мультфильма, его обсуждения с психологической игрой или упражнением.

        Ещё один отрывок из этого же мультфильма.

        Слайд 15. Демонстрация отрывка мультфильма.

        - Сейчас вы просмотрели более продолжительный отрывок. Можно работать с ним целиком, можно делать стоп-кадр на каждом из препятствий: калитка, мост, крапива.

        Обязательно подробное обсуждение:

  • Что чувствовали мальчики?
  • Как страхи пугали их?
  • Сколько раз пугали?
  • Преодолели ли братья свой страх?
  • Можно ли их назвать смелыми? И т. д.

        Затем можно провести подвижную игру, драматизацию отрывка, упражнение на снятие тревожности и психического напряжения. Выбор за вами, он вытекает из задач, которые мы ставим в занятии.

        Как мы видим, мультфильмы обладают богатыми психолого-педагогическими возможностями. На примере этого мультфильма, у дошкольников возникает желание преодолеть свой страх, желание чувствовать себя сильным.

        Мультфильмы могут служить инструментом помощи детям в тех или иных непростых жизненных ситуациях (переезд на новое место жительства, развод родителей, потеря или гибель домашнего питомца и т.д.) Через мультфильмы ребенок усваивает новые модели поведения, новые способы действий, получает поддержку от любимых персонажей.

        Слайд        16        

        Какие        же ещё мультипликационные фильмы        мы можем использовать коррекционной работе? «Самая страшная история», «Крошка Енот», «Он попался!», «У страха глаза велики» - коррекция страхов, «Козлик и его горе», «Горе не беда» - как преодолеть горе, несчастье, «Подарок для самого слабого» - о помощи и защите слабого, «Беги ручеёк»         - о чувстве радости, «Ореховый прутик», «Храбрый оленёнок» и т.д.        о находчивости, смекалке, храбрости

        Специально подобранные мультфильмы воспитатель может использовать в образовательной работе с различными целями. Например, с целью воспитания нравственных качеств, развития познания, расширения кругозора, развития социально-коммуникативных качеств, развития речи и т.д.

        Методика работы с мультфильмом аналогична классической методике по ознакомлению ребёнка с художественной литературой. Работу с мультфильмом можно строить по принципу сочетания наглядного материала и слова педагога.

        Слайд 17.

        - Вот примерная схема занятия с использованием мультфильма:

  • Вступительное слово. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут смотреть мультфильм о ... (высказывает наиболее общую мысль мульфильма).
  • Показ мультфильма или части мультфильма.
  • Беседа. Вопросы детям, обсуждение, выводы.
  • Игра на основе выводов.

        Очень важны обсуждение сюжета и пояснение поступков героев, комментарии взрослого.

        Слайд 18.

         – Вот примеры мультфильмов, которые может использовать воспитатель в своей работе?

«Самый большой друг», «По дороге с облаками» - о дружбе и настоящих друзьях, «Так сойдёт», «Маша больше не лентяйка», «Дудочка и кувшинчик» - о трудолюбии, «Мама для мамонтёнка», «Мешок яблок» - о ценности семьи, «Непослушный котёнок», «Зайчонок и муха для деток с плохим аппетитом», «Королева зубная щётка» - о навыках гигиены

        После обсуждения мультфильма нужно организовать деятельность для проживания детьми воспитательных или образовательных моментов мультфильма. Для этого можно использовать:

  • имитационные игры;
  • тренинг эмоций;
  • продуктивная деятельность, связанная с изображением персонажа либо сцен мультфильма;
  • проигрывание отдельных моментов из мультфильма;
  • сочинение новых концовок для мультфильма и т.д.

        При организации работы с мультфильмом необходимы следующие технические средства и оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, ноутбук (компьютер), видеозаписи мультфильмов, аудиозаписи музыки.

        Хочется еще раз подчеркнуть, что мультфильмы могут служить как инструментом психокоррекции в руках психологов, так и отличным средством развития, воспитания и социализации ребенка в руках педагогов и родителей.

Используемая литература:

1. Бурухина, А. Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 10. - С. 60-71.

2. Конспекты интегрированных занятий на основе просмотров детских мультипликационных фильмов // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 12. - С. 96-101.

3. Алексеенко, Е. Мультфильмы-воспитатели: [о воспитат. роли мультфильмов] / Е. Алексеенко, М. Соколова // Мой кроха и я. - 2012. - № 4. - С. 128-130.

4. Казакова, Р. Г. Мультипликация как вид кинематографического искусства и ее влияние на развитие детей / Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 12. - С. 26-40.

5. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов// Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 8, 2010 г. С. 18-22.

Электронный ресурс

1. Ившина, Е. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста / Ившина Е., Кущ Н. В. // Вестник педагогического опыта.

– Электрон.дан. - 2004. - № 23. - С. 22-24. – Режим доступа: http://elibrary.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».

Программа мастер-класса1.     Введение педагогов в проблему:  постановка проблемы;    актуальность проблемы;   цели и задачи мастер-класса.2...

Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду

Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметны...

Буклет для педагогов - психологов "Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)"

Краткое описание понятия "виммельбух", информация о его создателе, основные этапы мастер-класса по соданию "виммельбуха"....

Мастер-класс для молодых специалистов и воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Мастер-класс  для  молодых специалистов и воспитателей ДОУ«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» Цель по ФГОС: Охрана и укрепление физич...