Применения дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в детском саду
статья по психологии (старшая группа)

Инна Александровна Шевякова

И.А. Шевякова, воспитатель МАДОУ «Детский сад №85 «Колокольчик» комбинированного вида» (г. Великий Новгород)

Опыт применения дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Важной интеллектуальной способностью, которую необходимо развивать у детей в старшем дошкольном возрасте, является логическое мышление. Сформированное логическое мышление является одной из предпосылок для обучения в школе.

В данной статье рассмотрен наш опыт применения дидактических игр в работе по развитию логического мышления у старших дошкольников.

В своей работе мы учитываем, что развитие логического мышления необходимо для реализации образовательной области «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1]. Кроме того, требование о том, что дошкольник должен научиться выдвигать и доказывать свои предположения, проявлять творчество в исследовательской деятельности, содержится в Федеральной образовательной программе дошкольного образования [2].

При построении работы мы учитываем научные достижения исследователей, которые занимались вопросами применения дидактических игр для развития мышления детей: это работы А.К. Бондаренко [3], Е.А. Михайловой [4], А.И. Сорокиной [5] и других ученых.

Нами разработан и реализован комплекс образовательной деятельности, направленный на развитие у старших дошкольников логического мышления.

Разработана картотека дидактических игр. В картотеку мы включили игры, которые способствуют формированию у дошкольников умений выполнять классификацию, сравнение, систематизацию, умение замечать алогизмы и выявлять причинно-следственные связи.

Учитывая, что мышление дошкольников является наглядным, мы активно применяем иллюстративный материал. Это помогает детям лучше усваивать и понимать тему. В частности, нами создан каталог схем для выкладывания фигур и узоров с применением счетных палочек, а также иллюстрированный альбом, в котором находятся игровые задания для детей.

Также предметно-пространственную среду группы мы пополнили заданиями-шутками, загадками, занимательными вопросами, лабиринтами и головоломками.

Дидактические игры мы применяем как в индивидуальной работе с детьми, так и в подгруппах. При выборе игровых заданий мы учитываем, чтобы они не были слишком легкими для детей, но в то же время оставались доступными. Для этого учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей.

Особое внимание мы уделяем тому, чтобы развивать у детей способности решения занимательных задач.

Применяя дидактические игры, мы интегрируем их в разные образовательные области, чтобы одновременно развивалось сразу несколько сфер личности детей.

Приведем некоторые примеры применяемых нами дидактических игр.

Развитию логического мышления и формированию математических представлений детей способствует игра «Составь из палочек»: детям предлагается ответить на ряд вопросов, а также составить из палочек геометрические фигуры. В качестве усложнения задания дети перестраивают ранее составленные геометрические фигуры.

В дидактической игре «Четвертый лишний» детям необходимо найти на карточке изображение предмета, который не подходит к остальным, а также объяснить свой выбор, назвать отличительные признаки группы предметов на карточке.

Чтобы научить детей осуществлять классификацию, применяется дидактическая игра «Разложи предметы»: детям предлагается набор предметов, которые необходимо классифицировать по существенным признакам и разделить на группы. Предметы с одинаковым существенным признаком нужно положить в соответствующую коробку.

Большой интерес у детей вызывает дидактическая игра «Волшебники», в которой присутствует соревновательный элемент. Дети создают рисунок на основе геометрических фигур, а побеждает та команда, которая придумает и нарисует наибольшее количество картинок на основе одной геометрической фигуры.

Систематизировать информацию дети учатся в дидактической игре «Собери цветок»: дошкольникам необходимо собрать цветок, каждый лепесток цветка – это карточка, на которой изображены предметы. Нужно собрать цветок так, чтобы все лепестки относились к одному понятию.

Развитию у детей умения рассуждать и самостоятельно формулировать выводы способствуют дидактические игры «Логическое лото», «Поймай рыбу», «Кто лишний?» и другие.

Чтобы занятия по развитию логического мышления не утомляли детей, а были более веселыми и интересными, мы также применяем считалки, пословицы, поговорки, шуточные стихотворения и забавные головоломки.

Чтобы работа по развитию у дошкольников логического мышления была наиболее эффективной, мы привлекаем к работе родителей. В частности, подготовили для родителей консультацию на тему «Как развивать логическое мышление у детей?», рекомендовали родителям подборку дидактических игр для того, чтобы родители могли играть вместе со своими детьми дома. Также мы вместе с родителями организовали фотовыставку «Играем дома».

Для оценки эффективности проводимой работы мы осуществили диагностику уровня логического мышления детей в начале и в конце учебного года. Мы получили положительные результаты, подтвердившие эффективность дидактических игр

Таким образом, как показал наш опыт работы, применение дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию у детей навыков систематизации, классификации, умений устанавливать причинно-следственные связи т.д.

 

Литература

 

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – М.: АСТ, 2017. – 140 с.

2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // Официальный интернет-портал правовой информации.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Велби, 2010. – 160 с.

4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М.: Велби, 2013. – 94 с.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_didakticheskih_igr.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

И.А. Шевякова, воспитатель МАДОУ «Детский сад №85 «Колокольчик» комбинированного вида» (г. Великий Новгород)

Опыт применения дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Важной интеллектуальной способностью, которую необходимо развивать у детей в старшем дошкольном возрасте, является логическое мышление. Сформированное логическое мышление является одной из предпосылок для обучения в школе.

В данной статье рассмотрен наш опыт применения дидактических игр в работе по развитию логического мышления у старших дошкольников.

В своей работе мы учитываем, что развитие логического мышления необходимо для реализации образовательной области «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1]. Кроме того, требование о том, что дошкольник должен научиться выдвигать и доказывать свои предположения, проявлять творчество в исследовательской деятельности, содержится в Федеральной образовательной программе дошкольного образования [2].

При построении работы мы учитываем научные достижения исследователей, которые занимались вопросами применения дидактических игр для развития мышления детей: это работы А.К. Бондаренко [3], Е.А. Михайловой [4], А.И. Сорокиной [5] и других ученых.

Нами разработан и реализован комплекс образовательной деятельности, направленный на развитие у старших дошкольников логического мышления.

Разработана картотека дидактических игр. В картотеку мы включили игры, которые способствуют формированию у дошкольников умений выполнять классификацию, сравнение, систематизацию, умение замечать алогизмы и выявлять причинно-следственные связи.

Учитывая, что мышление дошкольников является наглядным, мы активно применяем иллюстративный материал. Это помогает детям лучше усваивать и понимать тему. В частности, нами создан каталог схем для выкладывания фигур и узоров с применением счетных палочек, а также иллюстрированный альбом, в котором находятся игровые задания для детей.

Также предметно-пространственную среду группы мы пополнили заданиями-шутками, загадками, занимательными вопросами, лабиринтами и головоломками.

Дидактические игры мы применяем как в индивидуальной работе с детьми, так и в подгруппах. При выборе игровых заданий мы учитываем, чтобы они не были слишком легкими для детей, но в то же время оставались доступными. Для этого учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей.

Особое внимание мы уделяем тому, чтобы развивать у детей способности решения занимательных задач.

Применяя дидактические игры, мы интегрируем их в разные образовательные области, чтобы одновременно развивалось сразу несколько сфер личности детей.

Приведем некоторые примеры применяемых нами дидактических игр.

Развитию логического мышления и формированию математических представлений детей способствует игра «Составь из палочек»: детям предлагается ответить на ряд вопросов, а также составить из палочек геометрические фигуры. В качестве усложнения задания дети перестраивают ранее составленные геометрические фигуры.

В дидактической игре «Четвертый лишний» детям необходимо найти на карточке изображение предмета, который не подходит к остальным, а также объяснить свой выбор, назвать отличительные признаки группы предметов на карточке.

Чтобы научить детей осуществлять классификацию, применяется дидактическая игра «Разложи предметы»: детям предлагается набор предметов, которые необходимо классифицировать по существенным признакам и разделить на группы. Предметы с одинаковым существенным признаком нужно положить в соответствующую коробку.

Большой интерес у детей вызывает дидактическая игра «Волшебники», в которой присутствует соревновательный элемент. Дети создают рисунок на основе геометрических фигур, а побеждает та команда, которая придумает и нарисует наибольшее количество картинок на основе одной геометрической фигуры.

Систематизировать информацию дети учатся в дидактической игре «Собери цветок»: дошкольникам необходимо собрать цветок, каждый лепесток цветка – это карточка, на которой изображены предметы. Нужно собрать цветок так, чтобы все лепестки относились к одному понятию.

Развитию у детей умения рассуждать и самостоятельно формулировать выводы способствуют дидактические игры «Логическое лото», «Поймай рыбу», «Кто лишний?» и другие.

Чтобы занятия по развитию логического мышления не утомляли детей, а были более веселыми и интересными, мы также применяем считалки, пословицы, поговорки, шуточные стихотворения и забавные головоломки.

Чтобы работа по развитию у дошкольников логического мышления была наиболее эффективной, мы привлекаем к работе родителей. В частности, подготовили для родителей консультацию на тему «Как развивать логическое мышление у детей?», рекомендовали родителям подборку дидактических игр для того, чтобы родители могли играть вместе со своими детьми дома. Также мы вместе с родителями организовали фотовыставку «Играем дома».

Для оценки эффективности проводимой работы мы осуществили диагностику уровня логического мышления детей в начале и в конце учебного года. Мы получили положительные результаты, подтвердившие эффективность дидактических игр

Таким образом, как показал наш опыт работы, применение дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию у детей навыков систематизации, классификации, умений устанавливать причинно-следственные связи т.д.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – М.: АСТ, 2017. – 140 с.

2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // Официальный интернет-портал правовой информации.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Велби, 2010. – 160 с.

4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М.: Велби, 2013. – 94 с.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...

Комплекс дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Статья расскрывает дидактические игры для развития разных операций(анализ,синтез,обобщение и т.д) операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

«Роль дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Несомненно, мы гордимся своими детьми, наблюдая за их успехами и достижениями. Однако, львиная доля успеха в развитии личности ребенка, его умения общаться, интеллекта, творческих...

Интерактивная дидактическая игра на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Все работы хороши!»

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Закрепление у детей представлений о строительных и творческих профессиях.  ссылка для скачивания https://docs.g...

Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...