Использование настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога с детьми 5-7 лет.
консультация по психологии

Никитина Елена Васильевна

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию опыт работы по использованию настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога ДОО. В своей работе использую такие игры с детьми 5-7 лет. Результаты психологической диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников говорят об увеличении количества детей со сниженной уровнем развития когнитивной сферы, со сниженным уровнем развития игровых навыков и т.д.). Как один из методов работы с такими детьми является использованиепсихологических настольных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога с детьми 5-7 лет.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию опыт работы по использованию настольных игр в развивающей и профилактической работе педагога-психолога ДОО. В своей работе использую такие игры с детьми 5-7 лет. Результаты психологической диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников говорят об увеличении количества детей со сниженной уровнем развития когнитивной сферы, со сниженным уровнем развития игровых навыков и т.д.). Как один из методов работы с такими детьми является использование психологических настольных игр.

В настоящее время настольные психологические игры считаются новым, инновационным инструментом для работы психолога. Это не только веселый досуг, такие игры способствуют развитию психических процессов и развитию эмоционально-волевой сферы.

Настольные игры позволяют решить одновременно несколько различных задач:

  • снятие психоэмоционального напряжения,
  • обеспечение психологической разгрузки детей,
  • побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности,
  • осуществление диагностических и коррекционных мероприятий.

Настольные игры способствуют формированию и развитию у детей произвольного внимания, они учат соблюдать определенные правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. В ходе игры дети узнают о честности, о соблюдении очереди, испытывают чувства победы и поражения. В игре у ребенка формируется и развивается

  • усидчивость, умению сосредоточиться,
  • они учатся понимать и принимать правила игры, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения,
  • радоваться и сопереживать победам и поражениям других детей. довести дело до конца, умению представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.
  • основные навыки, такие как счет, численная и количественная оценка,
  • выдержка в совместной игре,
  • помогают развивать моторику.

Их  можно прекрасно использовать в психологической работе и с детьми с ОВЗ, а также в работе с семьями воспитанников.

Тем самым игра способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как:

  • любознательность,
  • активность,
  • способность управлять своим поведением и планировать действия,
  • способность решать интеллектуальные и личностные задачи,
  • развитие умственных способностей,
  • произвольности психических процессов,
  • творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.

Игры данной категории не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок и т.п., что тоже достаточно экономично. Это делает еѐ выгодной с точки зрения экономии пространства для занятий.

Следует сказать о том, что какую бы настольную игру мы ни взяли, ее влияние на психологическую сторону развития ребенка будет в первую очередь положительным.

Обратите внимание на слайд,

Игры данной категории имеют этапы и некоторые рекомендации:

 Этапы игр:

  1. Познакомиться с карточками, первые – карточки с базовыми эмоциями (страх, радость, удивление и т.д.) Рассмотреть, нарисовать, проиграть.
  2. Объяснить правила.
  3. Сама игра.

Рекомендации:

  • На первых порах задания должны быть доступны для всех играющих (убрать трудные карты);
  • Использовать больше поощрений;
  • Придумать какой – то стимул для проигравшего.

Игр в настоящее время достаточно много, каждый специалист, безусловно, выбирает их исходя из собственных предпочтений и задач. В своей работе я использую такие игры как: социальная игра «Лепешка», Азартная игра Лунаси, Психологические игры Л. Петрановской "Что делать, если..." и «Неправильная страна»,  нейропсихологические игры, например  «повтори за мной»

Но, Наибольшую популярность среди детей имеет игра "Опасности волшебного леса".

  1. "Опасности волшебного леса". Психологическая игра для работы со страхами" (автор О.В.Хухлаева)

Автор игры - известный психолог Ольга Владимировна Хухлаева, чьи пособия и программы хорошо знакомы.

Игровой процесс ориентирован на коррекцию различных страхов, деструктивного поведения, боязни самовыражения, демонстративности.

Суть игры-Дети совершают путешествие по волшебному лесу, в котором хозяйничают шесть забавных гномов, задания которых нужно выполнять, передвигаясь по дорожке из клеточек (на которых нарисованы гномики) добраться до финиша. Игроки выбирают фишку, поочередно бросают кубик, и, ориентируясь на то чисто, которое выпало на грани, передвигаются на нужную клеточку и выполняют задание гномика. Если игрок не выполняет задание - он перемещается назад, на ту же клеточку, с которой начался ход.

Гномов в этой игре –шесть. Игровое пространство населяют Злюкодавы, Неправины, Поболтушки, Бояськины, Смехотуны. Злюкодав попросит вас злиться, раздражаться и даже ругаться, Неправин - дурачиться и делать все шиворот-навыворот, Бояськин - пугаться и пугать других, вспоминая, чего же можно бояться, Поболтушка - улыбаться и рассказывать истории, Добролина - благодарить других игроков и говорить комплименты, а Смехотун - хихикать от души и смешить партнеров по игре. В игровой деятельности у детей появляется возможность эмоционально отреагировать и тем самым снять напряжение. Кроме того, дошкольники учатся регулировать свое поведение. Ведь нарушение правил и отказ от выполнения заданий не дают игроку двигаться по игровому полю и достичь цели игры.

Игра хорошо работает не только с тревожными детьми, но и с детьми агрессивными, замкнутыми, застенчивыми, с «синдромом отличника».

Количество гномов в игре может варьироваться, в зависимости от задач, которые ставит перед собой специалист. На первых порах задания должны быть доступны, их также можно сокращать, убирать то, что непонятно детям или с трудом им дается (трудные задания). 

Игра также способствует развитию фантазии, креативности, спонтанности, повышению уверенности в себе, оптимизации межличностных отношений, созданию хорошего настроения.

Рекомендации автора:

1. Задание засчитывается, если ребенок хотя бы попробовал выполнить его или сделал так, как может.

2. Взрослый является равноценным игроком, играя вместе с детьми.

Практическая часть. Предлагаю вам сейчас поиграть в эту игру.

«Невероятные приключения пиратов» игра сделанная выпускниками прошлого года.

В заключение хотелось бы отметить, что автор каждой представленной игры дает некоторую свободу специалисту, позволяя слегка изменять правила игры, подстраивая ее возможности под конкретный контингент воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование режиссёрской игры с элементами сказкотерапии в работе педагога-психолога с детьми.

Педагогу-психологу в своей деятельности часто приходится совмещать различные методики и их элементы. Подбирая наиболее оптимальный вариант взаимодействия с ребёнком, отталкиваясь от поставленных специ...

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ.Педагоги-психологи часто испытывают трудности с планированием  работы в ДОУ. Я предлагаю составл...

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...

Профилактическая работа педагога –психолога ДОУ с детьми семей "группы риска"

žВ современной психологии встречаются разные определения и классификации детей, которых можно отнести к «группе риска», но во всех определениях выделяется одна принципиальная позиция.&laqu...

Учет особенностей современной ситуации развития дошкольников в профилактической работе педагога-психолога

Учет особенностей современной ситуации развития дошкольников в профилактической работе педагога-психолога...

Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в детском саду условий для психологического комфорта детей 5-7 лет с ОВЗ (ТНР)

Предлагаю вашему вниманию программу профилактической работы, направленной на создание в детском саду условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников....

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми с ТНР (6-7 лет) "Использование приемов сказкотерапии и театрализации в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда"

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются ре...