Принципы эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.
консультация по психологии (старшая группа)

Чубчик Татьяна Владимировна

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Работа с семьей – это кропотливый труд, где нужно учитывать современный подход в работе с семьей.

Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл printsipy_obshcheniya_s_roditelyami.odt29.56 КБ

    Предварительный просмотр:

     Принципы эффективного общения,

    которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.

    У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

    Работа с семьей – это кропотливый труд, где нужно учитывать современный подход в работе с семьей.

    Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

    Не редко в нашей практике возникают следующие вопросы:

    Что делать, если родители устроили скандал, выяснение отношений в присутствии ребенка?

    Что делать если, не обсудив ситуацию с воспитателем, родители пожаловались заведующей, в вышестоящую организацию или написали жалобу?

    Что делать, если вы не согласны с позицией педагога (родителя) и хотели бы его переубедить, но не знаете, как сформулировать проблему?

    Мы предлагаем вам ознакомиться с принципами эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями. Их 10.

    Принцип 1.  Уметь настроиться  на позитивное общение

    Позитивный настрой на общение является тем самым прочным  фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Необходимо создать атмосферу доверия к воспитательным возможностям родителей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

    Принцип 2. Уметь говорить

    Для того чтобы сформулировать основную мысль, необходимо:

    • Проанализировать проблему или задачи, которые вы намерены решить в разговоре.
    • Выделить ключевую фразу, с которой можно начать разговор (обсуждение проблемы, «подводку» к главной мысли).
    • Определить то решение, к которому вы хотели бы прийти (или компромиссный вариант, который вы считаете возможным).

    Многословие не позволяет четко изложить свою мысль (позицию), мешает собеседнику сосредоточиться.

    Принцип 3. Уметь слушать и слышать

    Не начинайте разговор, если вы в данный момент

    • рассержены, огорчены, возмущены – в таком состоянии выяснение отношений только ухудшит ситуацию;
    • плохо себя чувствуете или очень устали, это обязательно почувствует ваш собеседник, но может расценить по-своему;
    • не уверены, что этот разговор необходим именно сейчас.

    Процесс слушания может быть затруднен, если:

    • вы испытываете страх (боязнь, неловкость) общения с собеседником, это нарушает внимание;
    • сила эмоций собеседника заслоняет смысл его речи; и вы реагируете не на речь, а на эмоции.

    Принцип 4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них

    Вопросы, заданные в ходе разговора, не приведут к возникновению неловкости, если:

    • задаются спокойно, заинтересованно, открыто;
    • не содержат упреков и подтекста;
    • не напоминают допрос с пристрастием;
    • вы честно признаете, когда у вас нет ответа на какой-то вопрос;

    Вызывая родителя на беседу, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ребёнка и дать возможность высказаться им.

    Принцип 5. Использовать технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах.

    Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения "Я - высказывания":

    1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).

    2. Точное выражение словами своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.

    3. Описания причины возникновения чувства.

    4. Выражения просьбы.

    Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения

    Для того чтобы невербальные сигналы помогали общению в ходе беседы, необходимо:

    • не упускать из поля своего внимания изменение тона, мимики, жестов и позы своего собеседника;
    • обращать внимание на резкие негативные изменения в состоянии и внешнем облике собеседника (закрытая поза, сжатые губы, напряженный взгляд, изменение интонации), отмечать и использовать позитивные изменения в состоянии и внешнем облике собеседника (открытая поза, «потеплевший» взгляд, спокойные интонации, внимательное слушание);
    • контролировать собственное состояние и те невербальные знаки, которые считывает собеседник;
    • рассматривать все невербальные знаки общения в совокупности, не абсолютизируя отдельные, но сочетая их с вербальной информацией.

    Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые

    Даже если собеседник нападает, обвиняет и требует, ваша тактика – не паниковать, сохранять выдержку и спокойствие. Необходимо набраться терпения, дать ему высказаться.

    • Слушайте молча, не поддерживайте высказывание репликами, взглядом, кивками головы. Сохраняйте спокойствие.
    • Повторите возражение (обвинение) собеседника в виде вопроса: «Если я вас правильно поняла, вы хотите сказать...», «Верно ли я понял вас, вы считаете, что...»
    • Не пытайтесь убедить собеседника в своей точке зрения.
    • Не стремитесь опровергнуть каждое утверждение, что только спровоцирует новые нападки.
    • Переведите разговор из обсуждения проблем, обвинений и требований в русло их решения, предоставив собеседнику право выбрать этот путь: «Как бы вы поступили на моем месте?..», «Что вы сделали бы в этой ситуации?..», «Что, по вашему мнению, можно предпринять?..», «Как, по вашему мнению, эту ситуацию можно изменить?..»
    • Вопрос: «Да-да я понимаю, что вы хотели сказать. Есть ли у вас предложения?» – может совершенно изменить ход и тональность разговора, так как вы переводите его из нападения и обвинения в обсуждение путей решения проблем. В этом случае даже у агрессивно настроенного собеседника нет оснований продолжать конфронтацию. Даже если вы недовольны разговором, не показывайте этого, вежливо попрощайтесь.

    Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет»

    Вы сможете отстоять свою позицию, если будете:

    • последовательно и аргументированно излагать ее;
    • пресекать отклонение от нормы разговора;
    • внимательно относиться к аргументам собеседника;
    • говорить по существу, а не обсуждать свои чувства и настроения, а также чувства и настроения собеседника;
    • готовы «отступить», а не отстаивать свою позицию во что бы то ни стало;
    • говорить «нет» в критических ситуациях, не допуская бестактности собеседника;
    • корректны, спокойны и доброжелательны даже в самых сложных ситуациях.

    Далеко не всегда нужно настаивать на своей точке зрения. Есть случаи, когда этого делать не следует. Если видите, что все ваши усилия бесполезны, предоставьте родителям право на собственную ошибку.

    Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться

    Превратить враждебность в дружеское расположение нередко помогает извинение. Если вы не правы, стоит признать свою вину, а затем вежливо извиниться.

    Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарность

    В тех случаях, когда общение действительно было полезным и приятным, если ваш собеседник был искренне заинтересован, приложил усилия к решению проблемы, благодарность обязательна.

    Воспитателю необходимо обладать

    следующими коммуникативными навыками:

    • умение слушать и понимать эмоциональное состояние собеседника;
    • умение договариваться с партнером, с начальством;
    • аргументировано излагать свою позицию в конфликте;
    • быть уверенным и не бояться агрессивного собеседника;
    • адекватно выражать свою симпатию и доброжелательность;
    • уметь вежливо отказать.

    А так же важно владеть основами эффективного общения:

    • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
    • Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей.
    • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
    • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
    • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
    • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    10 основных принципов эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.

    10 основных принципов эффективного общения, которые помогут выстроить взаимодействие педагога с родителями.Что делать, если родители устроили скандал, выяснение отношений в присутствии ребенка?Что дел...

    Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

    Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

    презентация к семинару - практикуму для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагогов с родителями"

    Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это пр...

    Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

    У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

    Семинар для педагогов «Принципы эффективного взаимодействия педагогов с родителями»

    Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информац...

    «Дистанционное обучение как эффективная форма информационных компьютерных технологий взаимодействия педагогов и родителей в педагогическом пространстве ДОУ»

    В презентации описывается один из вариантов организации дистанционного взаимодействия участников педагогического процесса ДОУ - педагогов, родителе, руководства ДОУ. Представлен опыт по работе с родит...