СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Цель семинара:

  • повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребёнка,
  • формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям,
  • создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promezhutochnaya_attestatsiya_01_seminar_dlya_pedagogov.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

План:

  1. Упражнение «Что такое конфликт»
  2. Упражнение «Что такое насилие»
  3. Упражнение «Виды домашнего насилия»
  4. Правила наказания, чтобы наказания не стало насилием.
  5. Преграды в работе
  1. Упражнение «Цитаты, пословицы»
  2. Упражнение «Да, нет»
  3. Мифы и стереотипы
  1. Профилактика

Цель семинара: 

  • повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребёнка,
  • формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям,
  • создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Упражнение «Что такое конфликт»

Цель: определить уровень знаний, педагогов о конфликте, дать возможность самим участникам объяснить, что такое конфликт.

Материалы: цветные клеящиеся листочки для записей (postit), пакет или сумка, ручки или карандаши.

Ход работы: участникам предлагается написать на листочках post-it определения термина «конфликт» («Конфликт – это...»). После этого в импровизированную «корзину конфликтов» (коробка, пакет, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, учитывая все прочитанные высказывания, группа вместе с ведущим формулирует определение понятия «конфликт».

Информация:

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. В основе любого конфликта лежат различия в позициях сторон по какому-либо поводу, или противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, или несовпадение интересов, желаний партнеров. Однако конфликт – это не всегда

плохо.

Следует отметить, что конфликт часто помогает лучше узнать человека, его суть (это очень важно при выборе партнера для будущей семейной жизни).

В пылу выяснения отношений, споров, отстаивания своего мнения и взглядов на существующую проблему человек неосознанно раскрывается, становится видна его истинная суть, желания, характер, умственные способности. Выясняется возможность относительно мирного сосуществования,

способность прощать, благородство, дипломатичность. Именно поэтому многие психологи, работающие в области семейных отношений, отмечают несомненную пользу конфликта, особенно до заключения официального брака. По их мнению, не только совместное ведение хозяйства раскрывает сущность характеров людей, но и конфликтная ситуация показывает возможность доверительных семейных отношений.

Упражнение «Что такое насилие»

Цель: определить уровень знаний, педагогов о насилии, дать возможность самим участникам объяснить, что такое насилие.

Материалы: цветные клеящиеся листочки для записей (postit), пакет или сумка, ручки или карандаши.

Информация: Домашнее насилие представляет собой комплексный вид насилия.

Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это система поведения для сохранения власти и контроля над близким человеком.

Под насилием мы понимаем применение физической силы или власти. Это контроль ситуации: выражения эмоций, общения, финансовых трат, времени, желаний и т. д. Наличие устойчивого паттерна – важный индикатор отличия проявлений домашнего насилия от конфликта. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то за насилием стоит систематичность – домашнее насилие состоит из инцидентов, следующих друг за другом.

Упражнение «Виды домашнего насилия»

Цель: познакомить с видами домашнего насилия, определить действия, которые относятся к каждому из видов насилия.

Материалы: лист бумаги формата А1, цветные клеящиеся листочки post-it с записанными на них действиями (перечень видов насилия).

Ход работы: участники в процессе «мозгового штурма» определяют основные виды домашнего насилия (физическое, психологическое, или эмоциональное, сексуальное, экономическое), основываясь на информации мини-лекции. Ведущий записывает эти виды на листе бумаги формата А1. Затем он раздает участникам листочки post-it, на которых записано какое-то действие,

являющееся насилием. Участники определяют, к какому виду насилия оно относится, и приклеивают листочек к большому листу с соответствующим ему названием вида насилия. Ведущий читает надпись на каждом листочке и вместе с группой определяет, правильно ли он наклеен.

Комментарий: обратите внимание на то, что некоторые действия, написанные на листочках, могут относиться одновременно к нескольким видам насилия; учтите, что могут возникнуть споры по поводу того, к какому виду насилия можно отнести то или иное действие. Ведущий должен вести дискуссию, прислушиваться к мнению группы, а не решать спор единолично.

Виды насилия:

1. Физическое: побои, толчки, удержание, удушение – намеренное причинение любого физического дискомфорта.

2. Психологическое: оскорбления, угрозы, сарказм, насмешки, уничижительные высказывания, контроль.

3. Экономическое: лишение финансовой свободы, контроль.

4. Сексуальное: любое принуждение к близости при отсутствии явного согласия, причинение боли, домогательства.

Преграды в работе

1. Первая преграда – это жесткие установки о том, как должна строиться семья. «Бьет – значит любит», «Мужчина должен быть главным в семье», «Не выносить сор из избы», «Хорошую жену муж не бьет», «Сама выбрала такую жизнь», «Женщина должна быть терпеливой, мудрой и уступить, сгладить углы» и пр. В российской культуре тот ребенок хороший, который слушается, не протестует. Во взрослом возрасте установка, что хорошая жена та, которая слушается, не сопротивляется, может сохраняться. По сути, не защищает свои границы, а подчиняется.

Это значит, что важно показывать установки, вести дискуссии о стереотипах, показывать альтернативные варианты установок и моделей поведения.

2. Вторая преграда – это низкая чувствительность к насилию, нераспознавание ситуаций проявления насилия из-за отсутствия информации о том, как решаются конфликты в отношениях, где проходит граница между ссорой и насилием, как реагировать на нарушение границ.

На сегодняшний день теме насилия посвящены полезные сайты, рубрики, выходят статьи о распознавании насилия, о мерах помощи и пр. Но все эти статьи располагаются на сайтах, маркированных темой «насилие», «кризисная помощь» и др. Так как чувствительность к насилию и распознавание насилия в обществе низкие, то женщина на ранних этапах развития насилия не обращается за информацией на эти сайты. А статьи в интернете или журналах по вопросу «решение конфликтов» богаты советами «терпеть», «мириться» и пр. Со временем контроль и насилие в отношениях увеличивается, а чувствительность к нему снижается. Таким образом, психика человека защищается и адаптируется к тому, чтобы постоянно жить в ситуации насилия. Очень сложно терпеть унижения, контроль, побои, если верить, что так не должно быть. Поэтому появляется идея, что происходящее заслуженно. Любой акт насилия воспринимается женщиной как показатель ее собственной несостоятельности. Назвав вещи своими именами, женщине придется признаться, что отношения не соответствуют представлениям, идеалам и стандартам равноправия и благополучия. Преуменьшение насилия или его отрицание – способ выживания в небезопасных условиях. Исследование Евы Лундгрен показывает, что только после ухода от партнера-агрессора женщина становится способной назвать происходящее насилием.

Это значит, что важно увеличивать неспецифическую профилактику: больше говорить на темы, связанные с отношениями в целом, проводить границу между насилием и конфликтами, показывать маркеры всех видов насилия.

3. Третья преграда в профилактике и помощи по вопросам насилия – это отсутствие веры, что возможно получить помощь. Если в своем ближайшем окружении женщина постоянно слышит уничижительные комментарии, обесценивающие фразы, шутки с гендерными стереотипами, то понимает, что шансы получить принятие, поддержку и помощь не велики. Также недоверие может быть связано с негативным опытом обращения за помощью. По статистике кризисных центров, женщины, пострадавшие от насилия, обращались за помощью к ближайшему окружению, где не находили поддержки. Постоянное нахождение в ситуации насилия и отсутствия помощи вызывает страх и стыд. Линда Хартлинг, ссылаясь на Карен Хорни, выделяет три способа реакции на стыд: замолчать и избежать, стараться понравиться и угодить всем вокруг, пристыдить и напасть в ответ. Очень сложно озвучить проблему, рассказать о случившемся, попросить о помощи, выбирая одну из трех моделей поведения при ощущении чувства стыда.

В зависимости от реакции неформального окружения на рассказ, жертва насилия либо замкнется в себе, либо предпримет дальнейшие действия для получения помощи и выхода из ситуации насилия. Это значит, что необходимо расширять неформальные источники поддержки и работать не только с жертвами насилия, но и с обществом.

Профилактика

Для эффективной профилактики насилия необходимы комплексные меры на различных уровнях:

1. Законодательном. Согласно статистике 3% случаев домашнего насилия доходят до судебного разбирательства в рамках уголовного дела и отражаются в статистике. Согласно данным Росстата в полицию обращаются лишь 10% жертв физического и сексуального насилия в семье. Многие жертвы не верят, что полиция им поможет. Для эффективной помощи необходимы законы, регулирующие это. Наличие уголовного наказания и мер регулирования – один из важных факторов предотвращения насилия. Например, по данным World Bank, охранные ордера предусмотрены в законодательстве 124 стран, но не в России.

2. Изменение культуры и методов реагирования на ситуации насилия со стороны сотрудников органов полиции, образования, здравоохранения, социальных служб. Распознавание насилия при обращении женщины по другим вопросам, прямые обращения и рекомендации гипотетической жертве домашнего насилия.

3. Повышение грамотности населения в вопросах сексуального воспитания, психологического просвещения, юридического просвещения.

Формирование ценностей равенства, уважения и ненасильственной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни....

Семинар для родителей (законных представителей) «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Семина  Семинар для родителей (законных представителей) «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»                Цель: познакоми...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ : "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Цель: расширить и детализировать знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровень оказания психолого...

Консультации для родителей и педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Представлены этапы профилактики и как можно определить, что ребенок переживает жестокое обращение....

Семинар-практикум для преподавателей СПО "Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры учителя"

Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых.Задачи:Познакомить педагогов со способами взаимодействия с детьми, вы...

Консультация для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя"

Одной из немаловажных проблем в современном обществе стала проблема жестокого обращения родителей к своим детям. Для того, чтобы помочь нашим детям и защитить их от такого взаимодействия родителей с д...

Информационно – обучающий семинар для педагогов «Организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактике жестокого обращения с детьми в условиях режима ограничительных мер, введенных указом Губернатора Ивановской области от 17.03.2

Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания» (Конвенция о правах ребенка) Это выдержка из Конвенции о пра...