Консультация для педагогов. " Особенности взаимодействия с тревожными детьми"
консультация по психологии

Малькова Наталья Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnye_deti.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия с тревожными детьми.

1. Понятие «тревога» и «тревожность»

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVII веке и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность».  

В литературе часто смешивают понятие «тревога» и «тревожность», но это не идентичные термины. Тревога – это эпизоотические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Кроме физиологических существуют и физиологические признаки проявления тревоги:  ребенок начинает грызть ногти, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так , убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в спокойном состоянии.

Различают  мобилизирующую (дает дополнительный импульс)   и расслабляющую ( парализует человека)  тревогу . Какой вид тревоги будет испытывать чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детстве. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же , напротив, родители настраивают ребенка на достижение успеха через преодоление препятствия, то в  ответственные моменты он будет испытывать  мобилизирующую тревогу ( Раншбург Й, Поппер П. )

Единичные, т.е не часто возникающие , проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Например, бывает, что ребенок волнуется перед вступлением на празднике в детском саду, но это  беспокойство бывает не всегда, чаще в подобных ситуациях ребенок бывает спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно  в различных ситуациях ( при прочтении стихотворения на празднике, при  общении с новыми людьми и т.д.), это  указывает  на наличие тревожности.

Когда ребенок боится чего-то определенного , то говорят о проявлении страха( пр. страх замкнутого пространства, страх высоты, страх темноты).

Э.Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присуствовать и печаль, и стыд, и вина  и пр.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые « возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами ( Раншбург Й., Поппер П., Захаров А.И. и др.). Исследования показывают , что первые проявления страха наблюдаются уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, и как правило они носят конкретный характер. В  два года дети чаще всего боятся , например, посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие как  страх темноты и т.д. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 – смерти родителей.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

2. Причины тревожности у детей.

Вопрос о причинах  возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Многие авторы, в качестве одной из причин повышенно уровня тревожности дошкольников считают нарушение дестко-родительских отношений.

Е. Ю. Брель проводила исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным  положением и жилищными условиями, оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей.

А.И. Захаров считает, что у старших дошкольников  тревожность еще не является устойчивой чертой характера  и при про проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

В дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать.        

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты читают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми ( ссоры, разлуки т.д.), мальчиков – насилие во всех его аспектах.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего  конфликта. Он может быть вызван:

1. Негативное отношение к ребенку, которое может унизить или поставить в зависимое положение

2. Неадекватные  требования к ребенку (чаще всего завышенные требования)

3. Противоречивые требования, которые предъявляют ребенку взрослые.

4. Повышенная тревожность у родителей. Родители пытаясь  уберечь ребенка от всех мнимых и реальных угроз формируют у него чувство беззащитности и неполноценности.

3.Коррекция  тревожности у детей дошкольного возраста.

Рекомендуется работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях :

1. Повышение самооценки

2. обучение ребенка управлять собой в волнующих его ситуациях

3. снятие мышечного напряжения

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнения с другими детьми. Лучшим вариантом будет сравнение достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад. Если тревожность возникает  при выполнении заданий на логику, классификацию и т.д. , то не рекомендуется проводить задания на скорость выполнения.

Педагог-психолог  Малькова Н.В .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта наблюдения за особенностями взаимодействия с детьми

карту  можно использовать для наблюдения за особенностями взаимодействия педагога  с  детьми в ДОУ...

Консультация для родителей "Взаимодействие с детьми"

Консультация разработана для родителей детей старшего дошкольного возраста. В материале обращается внимание и даются практические рекомендации по взаимоотношениям между взрослыми и детьми....

Консультация "Игра - лучшее взаимодействие с детьми"

ИГРАЙТЕ     ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ - ЭТО УЛУЧШАЕТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ...

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении...

Консультация "Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении"

Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общенииПонятие, причины, основные направления работы, разрешающие и запрещающие действия по отношению к ребенку.АгрессивностьАгресси...

"Особенности взаимодействия с детьми с разными типами темперамента"

Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. ...