Эмоционально-волевые нарушения у детей с ОВЗ: «Аутизм и РАС. Особенности
консультация по психологии

Аутизм и расстройство аутистического спектра (РАС) являются двумя терминами, которые часто используются в контексте нейроразвивающих расстройств. Однако между этими понятиями есть некоторые различия, которые важно понять для получения более глубокого представления о спектре аутистических расстройств.

Понятие аутизма:
Аутизм — это нейроразвивающее расстройство, которое влияет на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение человека. Люди с аутизмом часто проявляют поведенческие особенности, такие как ограниченные интересы, повторяющиеся действия и трудности в общении с другими людьми. Это состояние может иметь различные уровни выраженности и варьировать от легкой до тяжелой формы.

Понятие расстройства аутистического спектра:
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это более широкий термин, который включает в себя различные формы аутизма, такие как детский аутизм, аспергерский синдром, дезинтегративное расстройство детства и другие. РАС признает разнообразие клинических проявлений и уровней функционирования внутри спектра аутистических расстройств. Это понятие подчеркивает, что каждый человек на спектре аутистических расстройств имеет уникальные особенности и потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm_i_ras.docx89.61 КБ

Предварительный просмотр:

Аутизм и расстройство аутистического спектра (РАС) являются двумя терминами, которые часто используются в контексте нейроразвивающих расстройств. Однако между этими понятиями есть некоторые различия, которые важно понять для получения более глубокого представления о спектре аутистических расстройств.

Понятие аутизма:
Аутизм — это нейроразвивающее расстройство, которое влияет на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение человека. Люди с аутизмом часто проявляют поведенческие особенности, такие как ограниченные интересы, повторяющиеся действия и трудности в общении с другими людьми. Это состояние может иметь различные уровни выраженности и варьировать от легкой до тяжелой формы.

Понятие расстройства аутистического спектра:
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это более широкий термин, который включает в себя различные формы аутизма, такие как детский аутизм, аспергерский синдром, дезинтегративное расстройство детства и другие. РАС признает разнообразие клинических проявлений и уровней функционирования внутри спектра аутистических расстройств. Это понятие подчеркивает, что каждый человек на спектре аутистических расстройств имеет уникальные особенности и потребности.

Отличия между аутизмом и РАС:
1. Объем терминологии: Термин "аутизм" используется для описания конкретного нейроразвивающего расстройства, тогда как РАС охватывает более широкий диапазон расстройств внутри спектра аутистических состояний.
2. Включение других расстройств: РАС включает в себя не только аутизм, но и другие формы расстройств, такие как аспергерский синдром или дезинтегративное расстройство детства.
3. Уровень выраженности: Аутизм может иметь различные уровни выраженности, от легкой до тяжелой формы, тогда как РАС отражает широкий спектр уровней функционирования и клинических проявлений.
4. Индивидуальные особенности: РАС признает, что каждый человек на спектре аутистических расстройств имеет уникальные особенности и потребности, учитывая разнообразие спектра.

Понятие «аутизм» было предложено психиатром из Швейцарии Эйгеном Блейлером для описания симптомов патологической самоизоляции при шизофрении. Термин происходит от греческого слова autós, что в переводе означает «сам». Позже термин «ранний детский аутизм» применялся для описания совокупности симптомов у детей со стойкими проблемами в социализации при достаточно высоких интеллектуальных возможностях. 

Признаки аутизма

Признаки аутизма

В 1980 году было принято решение о включении диагноза «инфантильный аутизм» в официальный документ – «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM). Одновременно аутизм отграничили от детской шизофрении и пересмотрели его проявления и методику помощи. Дальнейшие исследования ученых привели к тому, что в 1987 году DSM заменил понятие «инфантильный аутизм» на более широкое определение, охватывающее множественные проявления нарушений коммуникативных функций, – «аутистическое расстройство».

Классификация аутизма

К.С. Лебединская и О.С. Никольская выделяют четыре формы проявления дефекта:

1 группа – отрешенность от внешней среды;

2 группа – агрессивное отвержение окружающего;

3 группа – захваченность аутистическими интересами;

4 группа – сверхтормозимость.

Отграничения по МБК-10

Классификация аутизма

РАС – расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это асинхрония развития, характеризующаяся дефицитарной способностью устанавливать и развивать социальные связи, стремлением к одиночеству, а также отсутствием поведенческого разнообразия. Ребенок с аутизмом способен обучаться в общеобразовательной школе, но нуждается в индивидуальном сопровождении из-за особенностей его поведения.

Аутизм и РАС проявляются в поведении детей, как правило, в период до 3-х лет. Причины патологии не изучены до конца. Известно, что этиология нарушений имеет разнородный характер, предположительно содержащий генетический фактор. Нейробиологи из Медицинской школы Университета Миссури и Центра аутизма и неврологических расстройств им. М.У. Томпсона в 2018 года установили взаимосвязь между нарушением баланса нейромедиаторов и спецификой функционирования взаимодействий между отдельными участками коры головного мозга, которые отвечают за речевую деятельность.

Клиническая классификация РАС

 

Клиническая классификация РАС

Диагностика и коррекция

При диагностике важно определить действительные коммуникативные особенности ребенка. Дело в том, что аутистический компонент первичен в совокупности симптомов, речевые и сенсорные нарушения являются вторичными.

Аутизм и РАС

В 80-х и 90-х годах прошлого столетия появились современные методы коррекции, которые включали  поведенческую психотерапия с упором на положительное подкрепление и педагогическое воздействие под внешним контролем. Фармакологическое лечение (применение ноотропов и нейролептиков) использовалось в исключительных случаях для купирования неврологических симптомов.

Расстройство аутистического спектра следует отграничивать от умственной отсталости, задержки психического развития (ЗПР), тяжелых нарушений речи (ТНР), к которым можно отнести алалию моторную и сенсорную, брадилалию, тахилалию.

Диада симптомов при РАС

А. Недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия:

A1 – проблемы с инициированием и поддержанием социального взаимодействия;

A2 – проблемы с невербальной коммуникацией;

A3 – проблемы с пониманием социально-бытовых ситуаций и отношений.

В. Ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения и интересов:

B1 – атипичные речевая, двигательная и игровая деятельности;

B2 – ритуалы и стойкое сопротивление переменам;

B3 – ненормально повышенная увлеченность отдельными объектами или интересами;

B4 – атипичное сенсорное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем вместе" Программа коррекции социальной адаптации, эмоционально-волевой и мотивационной сферы детей 6-7 лет

Программа игровых сессий разработана в рамках психолого-педагогического сопровождения усвоения программы детского сада....

Консультация для родителей "Игры с песком как средство развития эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста"

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мираЧто происходит с ребёнком, когда он играет в песок?Перенос традиционной педагогической деятел...

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии.

Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии....

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения детей.»

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения  детей.»...

Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста

В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста....

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...