Гиперактивный ребенок.Рекомендации родителям.
консультация по психологии

Наталья Викторовна Лозбякова

Сейчас любого непоседу "модно" называть гиперактивным. Это далеко не всегда так, не спешите навешивать ярлык! И , если все таки у ребенка есть черты гиперактивности, как ему помочь, что делать?Практические советы психолога  родителям .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_giperaktivnym.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок: вечный двигатель, вечный прыгатель!

В настоящее время часто приходится слышать: «У меня в группе гиперактивный ребенок;  Артем у нас гиперактивный»  и т.п. Многие родители, да и педагоги не знают, что СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это неврологический диагноз, который может поставить только врач.  Вместе с тем можно говорить о большом количестве детей с чертами гиперактивного поведения: повышенной отвлекаемостью, неусидчивостью, двигательной расторможенностью т.п. Исследования показывают, что " черты гиперактивности" отмечаются примерно у 20 процентов детей школьного возраста, причем у мальчиков - в четыре раза чаще, чем у девочек.

Признаки гиперактивности:

-ребенок постоянно двигается: бегает, прыгает, что-то хватает, кидает, мнет, вертит пуговицы;  когда наконец-то устает, то не перестает двигаться, а начинает плакать;

-его невозможно уложить спать, потому что процессы возбуждения в мозгу преобладают над процессами торможения;

-не может сосредоточиться на чем-то одном. Например, вы решили с ним почитать, поиграть в  мозаику, собрать пазлы, но  его интерес пропадает через несколько минут и он берется за другое дело, которое тоже оказывается незаконченным;

-он неуправляем, иногда ,кажется, что для него не существует запретов, правил поведения и общения;

-у ребенка частая смена настроения; он не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь и споря;

-он везде ведет себя одинаково и дома, и в детском саду, и в школе и на улице. Такой ребенок активен везде.

-зачастую он агрессивен, нетерпелив, всегда хочет быть первым, не может договариваться с другими детьми, очень тяжело переживает проигрыш в игре, обидчив, расстраивается по пустякам.

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость, невнимательность.

Вместе с тем, гиперактивные дети, это творческие дети и нужно помочь ребенку развить эти способности, будь то рисование, лепка  и др. Их интеллектуальные способности бывают выше, чем у других детей, но их «плохое» поведение препятствует тому, чтобы взрослые – родители, воспитатели, учителя, разглядели его таланты.

По поводу будущего гиперактивного ребенка, его взрослой жизни, прогнозы не однозначны. С одной стороны, из гиперактивных не редко вырастают лидеры и предприниматели. Но есть данные и о том, что примерно четверть таких детей испытывает затруднения в течение всей жизни. Не исключено, что в подростковом возрасте описанные симптомы могут привести к возникновению асоциального поведения, различных зависимостей.

Конечно, родителям ребенка с такими проявлениями стоит получить консультацию врача-невролога с тем, чтобы своевременно корректировать проблемы, помочь ребенку.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

1.​ В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Постарайтесь придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.

2.​ Найдите те занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут "полигоном" для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби.

3.​ Старайтесь не прибегать к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он должен всегда чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

4.​ Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя» («Так говорят только невоспитанные» – вместо «Не говори так»). Если вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.

5.​ Не используйте прямые запреты. Говорите то, что хотите получить в результате. Здесь имеет значение  сила внимания: то,  на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере. Например, вы можете сказать: опять комнате жуткий беспорядок. А следует сказать: сегодня твоя очередь прибираться в комнате. Таким образом, родителям необходимо научиться сосредоточивать внимание на том, что хотят они получить от ребенка и ребенок должен это знать. Как можно меньше в речи используйте частицу «не». Если ребенок дерется, вы сосредотачиваетесь на том, чего вы ожидаете от него. Например, вы хотите, чтобы он играл с другими детьми или чтобы он играл с младшим братом. Будьте конкретны и говорите это ребенку.

6.​ Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои (довольно распространенное проявление). Безусловно, следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: "Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик...". Или начинает бросаться игрушками, а воспитательница в ответ: "У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик".

7.​ Если ребенок вас не слышит, повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз, стараясь не раздражаться. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения.

8.​ Не давайте одновременно сразу нескольких указаний. Задание, которое дается ребенку, не должно иметь сложной конструкции и состоять из нескольких звеньев. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.

9.​ Поручите ему какие-то дела по дому, которые необходимо выполнять регулярно (помогать маме убрать со стола, подметать вечером пол на кухне, кормить собаку …) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

10.​ Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.

11.​ Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

12.​ Если вы начали с ним заниматься, доводите занятие до конца. Пусть даже, если разобьете его на несколько частей. Например, вы начали раскрашивать рисунок, и ребенок вскоре потерял интерес, то вернитесь к этому занятию позже.

13.​ Занятия с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день. Проводить их в игровой форме и спокойной обстановке.

14.​ Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание, внимательность. Можно ввести знаковую систему вознаграждения – каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостью или чем-нибудь другим. Можно использовать «Дневник самоконтроля» и отмечать в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

15.​ Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.

16.​ Будьте последовательны. Если запретили по какой-либо причине просмотр мультфильмов, то и не меняйте своего решения.

17.​ Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

18.​ Определите для ребёнка чёткие рамки поведения (рамки дозволенного)- что можно и чего нельзя. Гиперактивные дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

19.​ Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья, в отношении других не будьте слишком придирчивы.

20.​ Вызывающее поведение зачастую – способ привлечь к себе внимание. Проводите с ним больше времени: играйте с ним, читайте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя с другими людьми, учите его основам нравственности.

21.​ Чаще говорит, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте. У таких детей часто занижена самооценка. Оценивайте поступок, а не его личность, т.е. не нужно говорить, что он плохой ребенок, разбирайте поступок. Выслушивайте то, что хочет сказать Вам ребёнок.

22.​ Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Поощряйте ребёнка за его соблюдение.

23.​ Старайтесь дома создать для ребёнка спокойную обстановку: неяркие обои (лучше голубых тонов), минимальное количество ярких предметов, порядок в комнате.

24.​ Оберегайте ребёнка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у компьютера и телевизора. Избегайте по возможности больших скоплений народа. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.

25.​ Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля.

26.​ Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию (прогулки, бег, спортивные игры). Но не переутомляйте ребёнка. Хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.

27.​ Ребнок должен усвоить, что есть неприемлемые формы, которые запрещаются всегда – табу. Скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

28.​ Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией.

29.​ Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.

30.​ Воспитывайте у ребёнка интерес к каким-нибудь занятиям. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать его занятиями в различных кружках, особенно таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. И не заставляйте заниматься ребёнка тем, что ему не нравится.

31.​ Обдумывайте рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивность усугубляется избыточно углеводистой пищей. Гиперактивному ребенку больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Питание гиперактивных детей должно состоять преимущественно из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами холодного отжима, кисло-сливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в сыром виде. Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого помола с отрубями. Постарайтесь приготовить из этих продуктов вкусные блюда и отвлечь детей от шоколадок, колы, чипсов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

32.​ Важную роль в обучении гиперактивного ребенка до определенного школьного возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется родителям. Это значит, что помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних заданий. Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке. Упреки в разгильдяйстве тут бесполезны, лучше постепенно восполнить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с ребенком определенный задел, несколько забегая вперед учебной программы. Это позволит ему легче усваивать "новый" материал, когда его будут объяснять на уроке.

33.​ Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.

34.​ Помните! Спокойствие – лучший пример для ребёнка! И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

Специалистами также разработана система своеобразной "скорой помощи" при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты.

​ Отвлечь ребенка от капризов

​ Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

​ Задать неожиданный вопрос.

​ Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).

​ Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

​ Не приказывать, а просить (но не заискивать).

​ Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

​ Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

​ Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

​ Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения

​ Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Книги по теме гиперактивности :

- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях»;

- Максимова А. «Гиперактивность и дефицит внимания у детей»;

- Заваденко Н.Н. «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания»;

- Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

Учим стихи с ребенком. Рекомендации для родителей

Этапы и последовательность разучивания стихов....

Как выбрать книгу для ребенка: рекомендации для родителей.

Приобретение первых книг для ребенка является весьма ответственным делом. Мамы и папы должны быть крайне внимательными при их выборе.  Какие же правила  следует  соблюдать, покупа...

Гиперактивный ребенок. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз.Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными ук...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК.РЕКОМЕНДАЦИИ,ИГРЫ"

Синдром гиперактивности у детей – это повышенная двигательная активность наряду с неустойчивым настроением, импульсивностью и дефицитом внимания, повышенной возбудимостью. Следует отметить, что ...

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК… (рекомендации психолога родителям по проблемам поведения детей)

В разработке представлены рекоменации родителям по возможным проблемам в поведении детей: ребенок не хочет идти спать; если ребенок впадает в истерику;если ребенок кусает других детей; если ...

Консультация для родителей НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК. Рекомендации для родителей по развитию внимания.

Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенкаВнимани...