Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мархель Ольга Евгеньевна

Леворукость может быть временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу.

Что касается понятия «левшество», то это проявление устойчивой, неизменной характеристики, специфического типа организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukost.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью,

рекомендации по психолого-педагогической работе

По мнению известного российского нейропсихолога А. В. Семенович, леворукость (син. левша) - преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий.

Термины «леворукость» и «левшество» отличаются между собой. Леворукость - это внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений.

Леворукость может быть временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу.

Что касается понятия «левшество», то это проявление устойчивой, неизменной характеристики, специфического типа организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

            Виды:

Первый вид - чаще всего встречается, так называемое, генетическое левшество.

У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

Второй вид – это «компенсаторное» левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие.

Третий вид – это «вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

 

Одной из особенностей левшей является то, что возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для них очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к детскому саду и школе. Многие родители и педагоги жалуются на повышенную эмоциональность левшей (они быстро и «по пустякам» обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников).

И исследователи, и родители, и учителя часто подчеркивают склонность леворуких детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками.

 

Левши демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой – более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий (Семенович А.В.) .

Таким образом, в отличие от правшей, мозговая организация психических процессов у левшей представляет собой специфическую систему, в основе которой лежат: функциональная амбилатеральность, диффузность и относительная разобщенность, автономия полушарий мозга, недостаточная дифференцированность подкорково-корковых отношений.

Для достижения поставленных в работе задач, важно рассмотреть особенности познавательных процессов и личности у левшат.

Ученые отмечают, что у леворуких людей часто встречаются нарушения или недостатки развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти  и зрительно-моторной координации , следствием чего являются трудности в различении, запоминании и написании сложных конфигураций букв и цифр, начертании геометрических фигур, а также зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор и т.д.

У левшей также наблюдаются стойкие затруднения в определении «лево», «право», иногда – «выше», «ниже», при запоминании направления хода часовых стрелок, дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого, не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.

У многих из левшей отмечается отставание в развитии зрительно-моторных координаций, в частности, координация движений глаз и рук .

Все это ведет и к возникновению в процессе обучения других трудностей:

- восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении;

- очень медленный темп письма,

- копирования;

- формирования зрительного образа графических символов (нарушение соотношения элементов, дети путают буквы сходные по конфигурации, не дописывают или добавляют лишние элементы букв);

- выделения и различения геометрических фигур, замена фигур сходных по форме (квадрат – прямоугольник, круг – овал);

- неустойчивый почерк (штрихи неровные, буквы разнонаклонные, большие, растянутые);

- зеркальное написание графических элементов.

Для повышения эффективности обучения левшей,  необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: скорость, образность и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, непроизвольность.

С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс работу с моделями, макетами и другими заменителями предметов и явлений окружающего мира .

Следует обращать внимание на эмоциональное состояние, не заострять внимание на леворукости, драматизировать ситуацию  неудач. Левши отличаются чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в то же время, испытывая присущие им затруднения, они очень нуждаются в принятии и признании. В них взрослые должны развить чувство уверенности в себе, оптимизма, активного отношения к жизни. Необходимо помнить о «энергозатратности» психических процессов левшей. Отсюда истощаемость и утомляемость их нервной системы. Режим дня должен быть рациональным, нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся, много гулял (не менее четырех часов).

Обучать левшей, необходимо учитывая их особенности, такие как образность мышления, целостность восприятия, креативность и т.д.

Для лучшего усвоения материала желательно посадить детей полукругом. Без продуманной организации процесса восприятия может дать усвоено менее 70% информации.

Необходимо обеспечить их место за столом, партой с левой стороны от соседа, в первом ряду от окна, оптимальное, с учетом левой рабочей руки, расположение учебных принадлежностей на парте (на уроках письма - справа от ученика; на уроках труда инструменты для ведущей левой руки: молоток, напильник, лобзик и др. должны располагаться слева, для правой руки: стамеска, зубило и т.д. - справа), это связано с зрительно-пространственным восприятием и зрительно-моторной координацией леворуких детей.

Для леворуких детей затруднены виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля.

При разговоре у них могут возникать трудности в подборе слов и грамматике.

Если леворукий ребенок к тому же импульсивен, то возможны смысловые пропуски. Нельзя это ставить ему в вину.

При обучении леворуких детей нужно особое внимание уделять социальной значимости деятельности, так как они, как правило, отзывчивы на похвалу и высокую оценку.

Эстетическая сторона предметов вызывает у леворуких учеников больший интерес.

 Особенности обучения леворуких и праворуких детей

Ресурс обучения

Леворукие дети

Праворукие дети

Пространственная организация рабочего поля (часть доски)

Лучше воспринимаются объекты на правой части доски и на правой стороне тетради, листа

Лучшее восприятие объектов, расположенных на доске слева и на левой стороне тетради, листа

Цветовая организация (цвет доски и мела)

Оптимальное восприятие записей, сделанных темным мелом на светлой доске

Оптимально воспринимают записи белым мелом на темной (коричневой, зеленой) доске

Условия для успешной деятельности

Наличие образной наглядности, контекста, связи информации с реальностью, с практикой, предпочтение творческим заданиям, экспериментам, благодатно воздействует музыкальный фон и речевой ритм

Необходимость технологической проработки деталей, желателен абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке или занятии

Методы проверки

Предпочтителен устный опрос с вопросами открытого типа (собственный развернутый ответ)

Возможен как устный, так и письменный опрос, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Формирование мотивации

Значимы завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, стремление к установлению новых контактов, понимание социальной значимости деятельности

Стремление к самостоятельности, высокая потребность в умственной деятельности, образовании

Восприятие

материала

Целостность восприятия, приоритет зрительного восприятия информации, хорошее понимание и ориентация на интонацию в речи

Дискретное (по частям) восприятие предметов и явлений, ориентация не на интонацию, а на содержание и смысл обращенной речи

Переработка

информации

Быстрая, мгновенная переработка материала

Медленная, последовательная переработка материала

Деятельность

Предпочтение практической деятельности на уроке

Предпочтение теоретической деятельности на уроке

Эмоции

Чаще проявляют экстравертированность, отмечаются в некоторых ситуациях страх, гнев, печаль, ярость

Чаще являются интравертами, преобладают эмоции радости, чувство удовлетворения

Память

Непроизвольная, наглядно-образная

Произвольная, знаковая

Мышление

Наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное

Абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, допускают смысловые пропуски, свободную конверсацию

Обладают высоким речевым самоконтролем при изложении материала

 

Особенности обучения леворуких детей

Ресурс обучения

Леворукие дети

Пространственная организация рабочего поля (часть доски)

Лучше воспринимаются объекты на правой части доски и на правой стороне тетради, листа

Цветовая организация (цвет доски и мела)

Оптимальное восприятие записей, сделанных темным мелом на светлой доске

Условия для успешной деятельности

Наличие образной наглядности, контекста, связи информации с реальностью, с практикой, предпочтение творческим заданиям, экспериментам, благодатно воздействует музыкальный фон и речевой ритм

Методы проверки

Предпочтителен устный опрос с вопросами открытого типа (собственный развернутый ответ)

Формирование мотивации

Значимы завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, стремление к установлению новых контактов, понимание социальной значимости деятельности

Восприятие

материала

Целостность восприятия, приоритет зрительного восприятия информации, хорошее понимание и ориентация на интонацию в речи

Переработка

информации

Быстрая, мгновенная переработка материала

Деятельность

Предпочтение практической деятельности на уроке

Эмоции

Чаще проявляют экстравертированность, отмечаются в некоторых ситуациях страх, гнев, печаль, ярость

Память

Непроизвольная, наглядно-образная

Мышление

Наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, допускают смысловые пропуски, свободную конверсацию

Если не учитывать особенности леворуких детей, обучать их по методике для праворуких, то это приведет к нарушению деятельности полушарий головного мозга и угнетению функций правого полушария. Отсюда и возникают трудности зрительно-пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации, замедляется темп интеллектуальной деятельности, ослабляется внимание, развивается неустойчивость психической деятельности, что в конечном счете обусловливает проблемы в обучении.

Основные задачи развития и коррекции гностических зрительных функций:

- развитие произвольного зрительного внимания;

- развитие навыков зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительной памяти.

Основные задачи развития и коррекции зрительных моторных функций:

- развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз;

- формирование стратегий сканирования перцептивного поля;

- формирование зрительно-пространственных представлений;

- выработка зрительно-моторных координации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения

Учет психологических особенностей у детей дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Система работы с родителями детей младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности"

Для реализации стандарта дошкольного образования родители должны обладать педагогическими знаниями, а педагоги – уметь их дать, то есть владеть методикой работы с родителями. Целью данного ...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...

Доклад: "Учет личностных особенностей детей раннего возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения адаптации к ДОУ"

Доклад был представлен на региональном научно-методическом семинаре «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в условиях ДОУ». Подготовленный материал...

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Статья особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дощкольного возраста в психолого-педагогической литературе...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...

Статья из опыта работы " ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

В статье говорится о необходимости создание специальных условий коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяющих учитывать их особые индивидуально-типологические потребности поср...