Консультация педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Скоро в школу я пойду!"
консультация по психологии

Фомичева Елизавета Викторовна

Консультация педагога-психолога на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacia_scoro_v_chkolu.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога на родительском собрании

в подготовительной группе  «Скоро в школу я пойду!»

Цель:

• Сплочение родительского коллектива, создание благополучной эмоциональной атмосферы.

• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.

• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

• Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.

Ход проведения:

   Уважаемые родители, рада Вас приветствовать на нашем собрании и предлагаю вначале познакомиться. Крайний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. «Быть готовым к школе не значит уметь писать и читать, а значит быть готовым всему этому научиться». Это фраза хорошо показывает суть психологической готовности ребенка к школе.

\Игра на знакомство

Каждому участнику необходимо выбрать любого цвета бусинку, сказав свое имя и имя ребенка своего, надеть бусинку на веревку. Таким образом, получаются целые бусы. В завершении упражнения бусы завязываются и ведущий говорит: «Так же как эти бусины едины, так и наши дети в  группе едины. Да мы отличаемся, у нас у каждого свои черты характера и поведение, но мы вместе!»

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. Вы согласны е с этим? А какие тревоги у вас?

Упражнение «Мозговой штурм»

Родители выписывают свои тревоги на листочках, которые касаются  предстоящего школьного обучения ребенка и прикрепляют стикеры на доску.

Педагог-психолог зачитывает все тревоги и обращает внимание, что у каждого родителя примерно одинаковые причины для волнения.

Информационно-просветительский блок

Психическое развитие ребенка 6-7 лет проходит очень динамично. Активизируются важные психические механизмы: мышление, внимание, память, воображение – все это помогает приспособиться к школе. С поступлением в первый класс связанны некоторые новые особенности поведения. Теперь главный вид деятельности детей — учеба. С этого момента начинается совершенствование речи. Она становится более предметной, осмысленной. Родителям нужно понять: школьник быстро взрослеет, ему хочется почувствовать себя более самостоятельным, важным – как в школе, так и в семье.

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 6-7 лет психическая деятельность детей заметно усложняется. Он уже совсем скоро пойдет в школу, а там будет большая учебная нагрузка. Постепенно меняются механизмы психики – становятся больше похожими на взрослые.

Восприятие

Главные особенности восприятия детей 6-7 лет:

  • осмысленный процесс;
  • познаются более сложные вещи, понятия.

Восприятие становится незаменимым психическим механизмом для обучения. Речь идет не только о школе. Ежедневно ребенок получает из внешнего мира новые знания благодаря развитому восприятию.

Память

Возрастное психическое развитие оказывает влияние на память. Ее объем заметно увеличился к семи годам. Если еще несколько лет назад малышу было тяжело выучить стихотворение, то теперь это сделать гораздо легче. Усложняется и сама структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже может соотнести прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы. Если раньше память носила непроизвольный характер, то теперь это уже не так. Дети не просто запоминают, а устанавливают связи между явлениями, людьми, событиями. Теперь их механизм памяти практически такой же, как у взрослых. Развитие памяти делает возможным нормальное обучение.

Внимание

Внимание у детей развивается постепенно. Больше всего их интересует все яркое, интересное. Внимание и память развиваются параллельно. Для детей всегда лучшая модель обучения — наглядная. Опыты, фильмы, яркие презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются.

Воображение

Не менее важный психический процесс — воображение. Его развитие начинается еще в 4-5 лет, но к 6 годам воображение становится более управляемым. Его цель — создавать новые образы и использовать полученный опыт для того, чтобы они получались оригинальными. Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать жизненные задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить выход из разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный характер.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Кризис 7 лет

В 7 лет (или чуть позже) происходит кризис взросления: у детей наступает пора, когда хочется скорее повзрослеть. Они очень гордятся своим новым статусом школьника, и им необходимо чувствовать себя более самостоятельными, взрослыми.

Сильно меняется поведение детей в этот период. Они ищут себя, стараются понравиться коллективу, влиться в новое общество (школа, класс). Родители отмечают, что совершенно не узнают своего ребенка после начала школьного обучения. Некоторые дети меняют свой характер, становятся более агрессивными или, наоборот, тихонями. В этом возрасте для них важно следовать общему настроению в коллективе.

В кризисный период ребенку сложно, и родителям нужно это понимать. Ругать его за несвойственное поведение неправильно. Старайтесь больше говорить, обсуждать, что и зачем он делает. Так ему будет проще разобраться в себе.

Игра «Пирамидка»

Предлагаю поиграть в игру. Для начала разделимся на 2 команды. Каждой команде я даю набор карточек, где написаны разные показатели. На верхнюю строчку вам необходимо выложить тот показатель, который вы считаете наиболее главным, на вторую строчку 2 показателя, на третью-3…Должна получится вот такая пирамидка. На это я вам даю 2-3 минутки. После каждая команда будет представлять свою Пирамидку, объясняя почему именно в таком порядке Вы расставили эти показатели. (ответственность, Умение считать, писать, читать; умение общаться со взрослыми и сверстниками, самостоятельность, настойчивость, Состояние здоровья, умение логически мыслить, умение организовать рабочее место, развитие речи и памяти, работоспособность)

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:

1. Психологическая готовность

2. Физическое здоровье ребёнка.

3. Умение логически мыслить

4. Ответственность и самостоятельность

5. Хорошая память и внимание

6. Развитый интеллект ребёнка.

7. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

8. Выносливость и работоспособность.

9. Аккуратность и дисциплинированность.

10. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

11. Умение ребёнка читать и считать.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Психологическая готовность один из важных критериев, который не стоит игнорировать.  Он включает в себя следующие компоненты: интеллектуальное развитие, социальная зрелость, личностная готовность, эмоционально-волевая. Сейчас я кратко раскрою каждый компонент и дам рекомендации.

Интеллектуальная готовность (развитие психических процессов). Развитая память, внимание, развитая речь, богатый словарный запас, Ребенок может рассказать о себе, членах семьи, знает свой адрес и дату рождения. Ориентируется в пространстве ( здесь из своей работы хочу сказать, что по сравнению с началом года показатели лучше, ребята могут выполнять несложный рисунок по клеточкам, знают направления, но бывает путаются. Некоторые ребята испытывают сложности, здесь поможет упражнения «Продолжи узор», «Дорисуй», «Графические диктанты», «Скопируй точки», «Соедини точки». Главное, чтобы упражнения были интересны ребенку, шли от простого к сложному. Так же  обращайте внимание на постановку руки при письме. Словесно-логическое мышление: умения сравнивать и обобщать, выделять главное и классифицировать предметы по категориям «посуда», «Одежда, мебель». Здесь хочу отметить, что ребята великолепно справляются с этим заданием, но испытывают сложности если им представлено много предметов и необходимо провести классификацию, самостоятельно выбрав признак. Рекомендую вам провести с ребятами упражнения дома.

Социальная (коммуникативная) готовность. Ее характеризует умение ребенка устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, соблюдает общественные нормы и правила, обращается за помощью к старшим. Здесь важен личный пример. «не воспитывайте детей-  все равно они будут похожи на вас – воспитывайте себя».

Эмоционально-волевая готовность. Дети умеют управлять своим настроением и поведение, могут долго внимательно слушать взрослого, выполнять задания, способны трудиться, преодолевая сложности.

Личностная готовность. Способность самостоятельно выполнять задания, адекватно реагирует на замечания, понимают зачем идет в школу, обладает самооценкой.

Завершение.

Получение обратной связи и раздача памяток для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей к родительскому собранию "Что такое подготовка к школе?"

Краткая консультация,прочитанная на родительском собрании в начале учебного года в подготовительной группе....

Родительское собрание в подготовительной группе к школе"Ваш ребенок первоклашка"

Цель: ознакомление родителей воспитанников  с содержанием, особенностями и условиями воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группеЗадачи:1.     Познак...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в подготовительной группе "Психологическая готовность в школе"

Материал предназначен для педагогов-психологов, воспитателей подготовительных групп и родителей будущих первоклассников. Речь пойдет о составляющих психологической готовности и о кризисе семи лет....

Родительское собрание в подготовительной группе к школе.

Как родители могут помочь своим детям                          подготовиться к школе.Задачи:Ознакомление родителей с критериями готовно...

Нетрадиционное родительское собрание на тему« Скоро в школу мы пойдем. Родители - водители»"

Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме готовности к школе.Формировать у взрослых и у детей потребность в заботе о своей безопасности через  привычку соблюдения правил д...