Кукла Колокольчик для педагогов.Семинар-практикум с элементами тренинга по куклотерапии для педагогов: «Кукла-колокольчик»
план-конспект занятия по психологии

Вишнякова Татьяна Сергеевна

Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.

Задачи тренинга:

  • актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
  • научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
  • оптимизировать самооценку педагогов;
  • снять эмоциональное напряжение;
  • через проекцию, выявить проблемные моменты и актуализовать собственные ресурсы;
  • сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla-kolokolchik.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 г. Челябинска»

454081, г.Челябинск, ул. Либединского, 35 Телефон: 772-06-72  ds4.chel@mail.ru

________________________________________________________________________

Семинар-практикум с элементами тренинга:

 «Кукла-колокольчик»

        Составил: 

педагог-психолог

первой квалификационной категории

Вишнякова Т.С.

г. Челябинск

2022 г

Цель тренинга: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.

Задачи тренинга:

  • актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
  • научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
  • оптимизировать самооценку педагогов;
  • снять эмоциональное напряжение;
  • через проекцию, выявить проблемные моменты и актуализовать собственные ресурсы;
  • сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Необходимые материалы: ткани разных расцветок и фактур, белая однотонная ткань х/б, красные нитки, ножницы, пришивные колокольчики, иголки, нитки, шаблоны из плотного картона для юбок (d=10, 15, 20см), МАК: «Тараканы в голове» авт.М.Минакова; «Тайна женской силы» и «Сокровищница жизненных сил» авт. Т.Зинкевич-Евстигнеева; «Внутренняя опора» изд-во Маккардс; «Уроки души» авт.С.Филина, шариковые ручки.

Кукла-колокольчик

(история куклы)

Колокольчик – кукла добрых вестей. Ее родина Валдай, откуда и пошел знаменитый колокольчик.

Звон колокольчиков отгоняет злых духов и болезни, считалось, если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье.

Раньше, такие куколки женщины делали лично для себя, своей семьи или для близких с пожеланием благости.

Интересный факт: мужчины не допускались до изготовления этой куклы. Делать ее могли только женщины. Наполняя ее своей энергией и сакральным смыслом.

Кукла-колокольчик состоит из трех юбок, которые являются символами тех составляющих, которые и отвечают за ощущение счастья и наполненности: Дух (мысли); Душа (чувства и эмоции) и Тело (действие, поступки, поведение).

И мысли, и чувства, и поведение связаны друг с другом и не могут существовать по отдельности.

Мысли рождают эмоции, эмоции предопределяют поведение.

В зависимости от того, какая мысль пришла к нам в голову, будет зависеть не только наше эмоциональное состояние и поведение, но и в целом восприятие реальности. Мысли – это первопричина всего.

Алгоритм изготовления куклы

Шаг 1.  Выберите ткань, которая ассоциируется у вас с вашими мыслями. Обрисуйте круг d=20 см и вырежьте его.

Часто восприятию счастья мешаем мы сами, вернее не мы, а наши мысли или убеждения. Иногда их сравнивают с тараканами. Так и говорят тараканы в моей голове.

Я вам сейчас предлагаю познакомиться с теми тараканами, которые мешают чувствоваться себя счастливыми, более открытыми, наполненными.

  • Возьмите 3 карты из колоды «Тараканы в голове» и «познакомьтесь с ними. Можно их принимать, дружить с ними, пытаться договориться и т.д. и это все здорово, но в этой работе нужно на что-то опираться. (Обсуждение выбранных карт)
  • Вытяните еще по три карты из колоды «Внутренняя опора» с вопросом: «Что поможет мне справиться со своими тараканами и найти с ними общий язык?» (Совместное обсуждение, поиск ресурсов)
  • Теперь возьмите ручку и на обратной стороне ткани пропишите то, что вы сформулируете. Можно по пунктам:1….,2…,3….

Итак, с мыслями разобрались, двигаемся дальше.

Шаг 2.  Выберите ткань, которая будет символизировать ваш эмоциональный мир. Обрисуйте круг d=15 см и вырежьте его по контуру.

Интересный факт: если взять классическую теорию базовых эмоций, например П.Экмана или Изорда, то положительная эмоция всего одна – Радость.

  • Удивление
  • Печаль
  • Гнев
  • Отвращение
  • Страх

По этому нет ничего удивительного в том, что мы не находимся в состоянии счастья и радости постоянно, и абсолютно нормально, что в течении дня мы злимся, грустим, боимся, испытываем неприязнь к кому-то или чему-то.

        Мы не можем быть все время в состоянии эйфории. Для здоровой психики – это не норма.

        Но это вовсе не означает, что со своим эмоциональным состоянием не нужно работать. Постоянно находится в унынии или раздражении нет ничего хорошего или полезного.

        По мимо мыслей, на наше эмоциональное состояние могут влиять различные факторы, например ситуации. Которые происходят сейчас или происходили в прошлом, даже мысли о будущем могут тоже влиять на наше эмоциональное состояние.

  • Возьмите одну карту из колоды МАК «Уроки души» и задайте себе вопрос: «Что мешает мне ощущать вкус жизни, состояние счастья, что это за эмоции или ситуации, которые являются барьером». (Обсуждение)
  • Сейчас мы снова обратимся за помощью к ресурсам, выберите по одной карте из колоды МАК «Сокровищница жизненных сил» с вопросом: «Какая сила поможет мне справится с этим барьером?» (Совместное обсуждение).
  • Запишите ваши открытия на обратной стороне ткани второй юбки.

Шаг 3. Третья юбка (самая верхняя) – это наше поведение, действия. Выберите ткань, которая ассоциируется у вас с действиями, вашими поступками, обрисуйте круг d= 10см и вырежьте его по контуру.

  • Вытяните одну карту из колоды МАК «Уроки души» с вопросом: «Какие поступки, поведение отдаляют меня от ощущения счастья и радости?» (Обсуждение).
  • Следом вытяните карту из колоды МАК «Тайна женской силы» и постарайтесь, опираясь на информацию на карте ответить на вопрос: « Что мне нужно сделать сейчас, в каком направлении двигаться, от чего беречься, что развивать в себе?» (Обсуждение)
  • Пропишите свои открытия на нижней юбке.

Шаг 4. Сбор куклы:

  • Из ваты скатываем шарик и помещаем его в центр нижнего круга – мысли. Обматываем сверху ниткой, связываем, концы нитки обрезаем.
  • Сверху накладываем вторую юбку – эмоции и снова заматываем нитку.
  • Самая верхняя юбка – поведение прикрепляется аналогично первым двум.
  • Самая верхняя часть куклы (голова и ручки) делаются по индивидуальным размерам их белой ткани х/б. Размеры: длинна – длинна вашей ладони; ширина – длинна вашего указательного пальца.
  • Формируем ручки, одевает сверху всех юбок белое, чистое, обновленное сознание. 
  • Обматываем голову, так же как и юбки, расправляет края.
  • Пришиваем колокольчик под нижней юбкой.

Шаг 5.  Кукла готова. Послушайте звон. Он что-то говорит. О чем говорит ваша кукла? (Обсуждение, рефлексия, обратная связь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерство воспитателя. Совет педагогов-семинар практикум

В данной презантации предоставлены разные задания для воспитателей. Педагоги разделяются на две команды. Выбирается жюри. После каждого задания жири выставляет баллы каждой команде. Выигравшая команда...

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Изготовление русской традиционной тряпичной куклы Кукла Колокольчик

Задачи: Приобщать детей к традиционной культуре России. Развить интерес к истокам народного творчества.Учиться мастерить куклу из лоскутков ткани. Формировать у детей эстетический вкус, развивать...

Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"

Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....

Мастер-класс с педагогами. Кукла - колокольчик своими руками.

Мастер-класс с педагогами. Кукла - колокольчик своими руками....

Мастер-класс с элементами тренинга педагога-психолога ДОУ "ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА "СИНЕЛЬНЫЕ ЧУДЕСА"

Данный мастер-класс будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и учителям-логопедам.Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта выполнения пальчиковых к...

Кукла Десятиручка для педагогов. Семинар – практикум по куклотерапии с элементами тренинга для педагогов Тема: «кукла Десятиручка»

Цель: поиск ресурсного состояния.Задачи:Сформировать антистрессовые планы на будущее.Обогащение знаний об истории возникновения куклы...