По материалам А.И. Баркан «Плохие привычки хороших детей»,
статья по психологии

Татьяна Анатольевна Пьянзина

По материалам А.И. Баркан «Плохие привычки хороших детей», М., 2005

Типы темпераментов

Три главных свойства темперамента- СУП. С -это сила, У - уравновешенность, а П - подвижность ос­новных нервных процессов. Все эти свойства в раз­ном сочетании друг с другом обычно составляют основ­ные четыре типа высшей нервной деятельности ребенка, четыре темперамента детей, определяемые с самого рождения.

Под силой мы обычно понимаем функциональную выносливость всех нервных клеток и их способность вы­держать как длительное, так и кратковременное, но зна­чительное возбуждение, не погашая его торможением. Иначе - сила проявляется в трудоспособности ребенка и утомляемости малыша, а также в восприимчивости его к окружающему миру.

Когда малыш неутомим и словно бы «обжора», готов все время потощать неиссякаемую информацию, не от­влекаясь от нее по мелочам, мы говорим о сильном типе высшей нервной деятельности у ребенка.

Когда ребенок очень быстро устает от восприятия даже малейшей информации и ищет повод, чтоб отвлечься от нее, - мы говорим о слабом типе высшей нервной дея­тельности у ребенка.

Короче говоря, такое свойство основных нервных про­цессов малыша, как сила, откладывает свой особый отпе­чаток на внимание ребенка. Мы говорим о силе процесса возбуждения тогда, когда малыш способен длительное время активно прилагать свои усилия, чтоб выполнить им начатую деятельность.

Мы говорим о силе процесса торможения тогда, когда малыш сосредоточивается на этой деятельности и может сдерживать себя, отказываясь от различных нежелатель­ных поступков.

Второе свойство - это уравновешенность процессов возбуждения и торможения у малыша. Обычно признаком уравновешенности у детей является одна и та же сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения.

Малыш с достаточно уравновешенной нервной систе­мой обычно четко, терпеливо и ритмично, без выплеска эмоций и различных отвлечений, доводит до конца все то, что начал.

Когда ребенок неуравновешен и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, о ритме в дея­тельности не стоит говорить. Он то играючи, легко, сво­бодно покоряет «трудные вершины», то застывает у под­ножия холма, не зная, как взобраться на него. Он то все может, то не может ничего и оттого подвержен нервным срывам. Порою кажется нам, что в одном ребенке таится целых два, настолько временами он различен: как смех и слезы, хотя смех и слезы у него нередко заменяют собой речь. Помимо силы и уравновешенности, нас еще инте­ресует также и подвижность основных нервных процес­сов у ребенка, т. е. способность возбуждения и торможе­ния незамедлительно и быстро сменять друг друга. Благодаря подвижности ребенок может адаптироваться ко всему, легко переключаться с одного из видов дея­тельности на другой. Такому малышу не трудно приспо­собиться к организованному коллективу, его в три года можно вести в сад.

Когда же нервные процессы у ребенка не подвижны, а инертны, он может приспособиться к чему-то лишь ценой больших усилий. Такие дети трудно адаптируются к кол­лективу.

 

I тип — сильный, уравновешенный, подвижный — сангвинистический темперамент (сангвиник).

Такой малыш обычно знает себе цену и верит сам себе. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била клю­чом. Ребенку до всего есть дало. С ним интересно и легко. Сангвиник очень компромиссен, и компромиссность не да­ет ему пойти на дно даже тогда, когда, казалось бы, это не­избежно, удерживая на поверхности, как поплавок. Такой малыш без всяких затруднений всегда найдет с ребенком или взрослым понятный им общий язык и «выживет» в лю­бых условиях. Он приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться, и безболезненно и быстро адапти­руется к новому при поступлении в свой первый детский сад. Сангвиники легко «включаются» в любую деятельность и еще легче могут «выключаться» из нее, когда она изрядно им надоедает. Такой ребенок без труда усваивает возраст­ные навыки. В три года он обслуживает себя сам. Его движе­ния - уверенные, точные, легко сменяющие темп. Речь выразителен, быстрая, живая, с мимикой и с жестами. Он без эмоций переносит наказания. Обычно быстро засыпает. Спит хорошо. Такой ребенок просыпается с улыбкой и целый день проводит с ней. А если даже и печалится, то крат­ковременно и ненадолго, смеясь и плача чуть ли не одно­временно. В нем все, пожалуй, гармонично. И все преграды на пути он может «перепрыгнуть» или же «перешагнуть» играючи, «сгибаясь» в нужные моменты и «выпрямляясь» вслед за этим. Такой малыш - источник оптимизма. Ему обычно суждено быть лидером среди других и выполнять роль буфера между холериками и флегматиками, совершая то, на что из них никто т может быть способен.

II тип — сильный, уравновешенный, инертный — флегматический темперамент (флегматик).

Такой ребенок - это не спешащий никуда «копуша», все делающий «в час по чайной ложке». С ним рядом ка­жется, что времени на самом деле нет. Ему неведомы се­кунды и минуты, его мгновения напоминают вечность. Он делает все так неторопливо, как будто бы ему отпущен че­репаший вас. И, двигаясь своими черепашьими шагами, он не поймет, куда торопимся мы с Вами, спешим, бежим, пытаясь обогнать друг друга, как будто сдаем нормы ГТО. Малыш-флегматик не выносит спешки. Движения его не­торопливы, среди ровесников он - «увалень», «медведь». Его солидности, пожалуй, позавидует любой начальник, а рассудительности - даже мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием.

Все виды деятельности такой ребенок осуществляет лишь проверенными способами. И даже длительная дея­тельность малыша практически не утомляет, настолько точно он умеет рассчитать все силы. Флегматик делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и пре­одолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Его навряд ли Вам удается заставить по какой-нибудь причине свернуть с уже освоенной дороги. Флегматики предпочита­ют ровный путь извилистым тропинкам. Такой ребенок до невероятности устойчив к внешним раздражителям, и лишь, пожалуй, только «гром и молния» его способны вы­вести надолго из себя. Малыш-флегматик всегда сдержан, и кажется нам малоэмоциональным, таким же толстоко­жим, как тюлень. Однако чувства его глубоки и постоянны. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с боль­шим трудом находит друга. Но если он его уже нашел, то не предаст даже за «тридцать сребреников», какие бы они ни содержали в себе детские соблазны.

Малыш-флегматик не по возрасту миролюбив и по воз­можности уходит от борьбы, предпочитая лишний раз не рисковать. Речь у него нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слота нередко друг от друга отделяются замедленными паузами, хотя актив­ный словарь малыша не отличается от нормы. Такой ребенок засыпает быстро, но после сна все время ходит сон­ный, вялый, словно недоспал.

Все возрастные навыки у малыша-флегматика обычно формируются с трудом и очень долго, но и надолго. Его возможно чему-либо научить и невозможно или же, по крайней мере, трудно после этого переучить.

Малыш-флегматик привыкает к новой обстановке очень медленно и адаптируется к детскому организован­ному коллективу длительное время. Флегматики боятся всего нового, флегматики не любят перемен.

III тип — сильный, неуравновешенный, с преобла­данием возбуждения — холерический темперамент (холерик).

Пожалуй, этот темперамент - один из самых ярких тем­пераментов ребенка, обычно приносящий маме с папой бесконечные хлопоты. И в то же время некоторыми осо­бенностями такого темперамента наделены все дети. Есть тождество между отдельными чертами у холерика и воз­растной характеристикой ребенка.

Малыш-холерик всегда колоритен, похож на самый красочный портрет, а не на робко сделанный эскиз. По­движней ртути, заводящийся с пол-оборота, такой ребе­нок «загорается», как спичка, была бы только маленькая искра. А искрой может оказаться все. И «загоревшийся» малыш-холерик сравним лишь только с капитаном «Сорви-голова». Его энергия неиссякаема и шалости неизмери­мы. Порою кажется, что в нем внутри есть вечный двига­тель, который делает его неутомимым. Малыш-холерик протаранит все преграды и, если нужно, будет «биться го­ловой об стенку», но доберется до своей вершины и поко­рит самый высокий пик.

Борец, задира, он не знает чувства страха и бабочкою летит на огонь. Причем, «обжегшись», - снова расправля­ет свои крылья и продолжает начатое дело, когда оно ему необходимо, но не всегда доводит до конца. Ему вдруг хо­чется буквально на середине поставить точку, чтобы почи­вать на лаврах, которые еще не заслужил. Но почивает он, как правило, недолго, запрятанный в нем вечный двига­тель «ржавеет» от бездействия, поэтому холерик вновь «загорается» какой-нибудь идеей и принимается ее осу­ществлять.

Не удивляйтесь, если даже он бросает недавно начатую им игру ради других занятий, где можно «выпустить свой пар» и промелькнуть метеоритом. Малыш-холерик сам . всегда на взводе, и все «кипит» обычно рядом с ним.

Его движения порывисты, резки. Он по натуре коман­дир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хо­тя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители, а одиночество ему невыносимо.

Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Ему подай немедленно, все сразу на блюдечке да «с золотой каемочкой». Вся деятельность у холериков - урывками, то с непредвиденными спадами, то с поражающими всех подъемами, короче говоря, с известными лишь им зигза­гами, причем не каждый из зигзагов — зигзаг удачи.

Обычно речь холерика отрывиста, быстра, с проглаты­ванием отдельных слое, однако она очень выразительна и эмоциональна. Такой ребенок говорит так громко, как будто бы в нем спрятан микрофон.

Как правило, холерики спят беспокойно, под впечатле­нием событий дня. И засыпают из-за этого с трудом. Прос­нувшись, могут быть в различном настроении, от самого хорошего до самого плохого, в зависимости от того, что днем их ожидает.

Обычно эти дети быстро приспосабливаются ко многим атрибутам нового организованного коллектива и очень долго - к требованиям дошкольных учреждений. Они лег­ко смиряются с любым словесным наказанием, не в силах вынести, когда цель наказания - лишение свободы. Нет больше унижения для них, чем постоять в углу. Свободо­любие их - безгранично.

IV тип — слабый — меланхолический темперамент (меланхолик).

Не все ученые согласны до сих пор, что есть вообще на свете этот темперамент, так как он просто показатель сла­бости ребенка. А темперамент нужен для того, чтоб вы­жить. Поэтому не стоит путать темперамент с меланхоли­ческим характером.

Но пока скрещивают шпаги видные ученые и нет еще ни победителей, ни побежденных, мы все-таки осмелимся немного рассказать об этих детях.

Они сравнимы лишь с оранжерейными мимозами. «Принцессы на горошине» намного менее чувствительнее их. Малейший ветерок - им вроде сквозняка. Во всем ме­рещится двойное дно. Они ранимо реагируют даже на го­лос человека: попробуй чуть повысить - и такой ребенок сразу в плач.

Запасы слез у них неистощимы, ведь меланхолики всего боятся, порою кажется, что и самих себя, тем более че­го-то нового, особенно людей и обстановки. Они застен­чивы, робки, и нерешительность одна из основных свойств их характера. Они почти не верят в свои силы, до­вольствуясь обычно ролью тени, даже тогда, когда от них самих исходит тень. Любой из них «зацикливается» на не­удачах, и наказание воспринимает как трагедию. Обидчивость их без конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. Любая деятельность меланхолику - работа, работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже игран, утомляет­ся. Обычно дети-меланхолики легко усваивают возраст­ные навыки, но навыки их неустойчивы, зависимы от обстоятельств. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Такой ребенок очень долго и довольно обстоятельно гото­вится ко сну, но засыпает быстро, просыпаясь бодрым и ве­селым.

Всем меланхоликам невероятно трудно адаптировать­ся к детским коллективам. Во время адаптации у них во всем регресс. Зато в привычной для них обстановке они способны превзойти самих себя, достичь того, что редко удается и сангвинику, а их чрезмерная чувствитель­ность - залог отзывчивости и притягивающей к ним доб­роты. Обычно меланхолики напоминают собой чуткую антенну, улавливающую все нюансы колебаний окружа­ющей среды.

 

Об особенностях темперамента возможно косвенно судить по ряду индивидуальных призна­ков ребенка, которые Вы  ежед­невно наблюдаете у малыша: по речи и его походке, при­вычным позам и характеру движений, по отношению к игре, к своим друзьям и просто к детям и по тому, как ваш ребенок спит и засыпает, как он усваивает возрастные навыки, как адаптируется к новой обстановке, как радуется, как печалится. Глав­ными критериями служат эмоциональность и общая ак­тивность малышей.

Практически навряд ли вы найдете ребенка «чистого» флегматика, холерика, сангвиника и меланхолика, чтобы он идеально соответствовал всем вышеперечисленным стандартам. А если даже и найдете, то это будет исключе­ние из правил - ведь чистых темпераментов в природе почти нет. Однако у всех нас, тем более у нашего ребенка, какой-нибудь один всегда преобладает.

Характер - это то, что можно нам приобрести в процессе жизни. Он соз­дается и культивируется взрослым. А темперамент Вы не создадите. Малыш рождается с ним, старик умира­ет. Однако, формируя характер, мы учимся им упра­влять. Убирать все недостатки Вам поможет правильное вос­питание ребенка.

КАК НАДО

вести себя родителям с детьми с различными темпераментами.

Учитывать все минусы и плюсы темперамента  ребенка.

Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.

Не подавлять, а управлять любым из типов темпераментов
ребенка.

Воспитывая, не пытаться превратить холерика в           флегматика, флегматика — в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему темперамента, которые навряд ли       поддадут­ся скрещиванию с чертами ею подлинного Я.

Не быть жокеем темперамента ребенка, не укрощать его, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.

КАК НАДО

правильно воспитывать детей

в зависимости от особенностей темперамента ребенка

Учитывая то, что нервная система у детей пластична, мы можем так отшлифовать особенности темперамента ребенка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется невольно лишь только сильным из его сторон.

Как лучше воспитывать сангвиника?

Стремиться выработать у него устойчивые интересы.

Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.

Как можно больше поощрять за нравственность в его по­ступках.

Искоренять небрежность и поверхность при выполнении заданий.

Учитывать, что жизнерадостность, общительность и опти­мизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной ме­дали и стать источником как легкомыслия, так и непостоян­ства данного ребенка.

Как лучше воспитывать флегматика?

Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.

Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как распределить рационально время, чтоб не попасть в цейтнот.

Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, приме­няя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.

Стараться привить навыки общения и развивать его комму­никабельность.

Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точ­ность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила игры.

Любыми способами пробуждать сообразительность и вооб­ражение ребенка.

Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, все  время «тормошить» его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств — в их нищенскую скудность.

Как лучше воспитывать холерика?

Замедлить темп его кружения по жизни, расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки.

Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.

Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.

Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обла­дать собой, чтоб не вспылить. В зачатке погашать любую агрес­сивность.

Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы про­весы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внима­ния и нужен только минимум эмоций.

Не забывать, что непосредственность холерика нередко вы­ливается в бестактность и задевает самолюбие людей.

Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал. Да, да, не уговаривать, а требовать...

Холерика не стоит уговаривать, он реагирует обычно только лишь на требования родителей.

Как лучше воспитывать меланхолика?

Не надо требовать от меланхолика того, что для него невы­полнимо. Приказы замедляют его деятельность.

Опираться поддержать его, одобрить, быть с ним поласковее и помягче.

Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их во­время исполнить.

Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.

Поддерживать его самостоятельность.

Воспитывать в нем инициативность, общительность, до­верчивость и смелость.

Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.

Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивать его.

Стараться вызвать больше положительных эмоций, исполь­зуя их для специальной ретушевки отрицательных.

Учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность ребенка — кривое зеркало всех Ваших воспита­тельных воздействий и может исказить конечный результат, по­этому, воспитывая меланхолика, Вам надо принять тактику жонглера. Однако помните, что вышеперечисленные свойства — залог отзывчивости, преданности и жалеющей всех доброты, а эти качества — предтеча благородства и порядочности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temperament.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

По материалам А.И. Баркан «Плохие привычки хороших детей», М., 2005

Типы темпераментов

Три главных свойства темперамента- СУП. С -это сила, У - уравновешенность, а П - подвижность основных нервных процессов. Все эти свойства в разном сочетании друг с другом обычно составляют основные четыре типа высшей нервной деятельности ребенка, четыре темперамента детей, определяемые с самого рождения.

Под силой мы обычно понимаем функциональную выносливость всех нервных клеток и их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не погашая его торможением. Иначе - сила проявляется в трудоспособности ребенка и утомляемости малыша, а также в восприимчивости его к окружающему миру.

Когда малыш неутомим и словно бы «обжора», готов все время потощать неиссякаемую информацию, не отвлекаясь от нее по мелочам, мы говорим о сильном типе высшей нервной деятельности у ребенка.

Когда ребенок очень быстро устает от восприятия даже малейшей информации и ищет повод, чтоб отвлечься от нее, - мы говорим о слабом типе высшей нервной деятельности у ребенка.

Короче говоря, такое свойство основных нервных процессов малыша, как сила, откладывает свой особый отпечаток на внимание ребенка. Мы говорим о силе процесса возбуждения тогда, когда малыш способен длительное время активно прилагать свои усилия, чтоб выполнить им начатую деятельность.

Мы говорим о силе процесса торможения тогда, когда малыш сосредоточивается на этой деятельности и может сдерживать себя, отказываясь от различных нежелательных поступков.

Второе свойство - это уравновешенность процессов возбуждения и торможения у малыша. Обычно признаком уравновешенности у детей является одна и та же сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения.

Малыш с достаточно уравновешенной нервной системой обычно четко, терпеливо и ритмично, без выплеска эмоций и различных отвлечений, доводит до конца все то, что начал.

Когда ребенок неуравновешен и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, о ритме в деятельности не стоит говорить. Он то играючи, легко, свободно покоряет «трудные вершины», то застывает у подножия холма, не зная, как взобраться на него. Он то все может, то не может ничего и оттого подвержен нервным срывам. Порою кажется нам, что в одном ребенке таится целых два, настолько временами он различен: как смех и слезы, хотя смех и слезы у него нередко заменяют собой речь. Помимо силы и уравновешенности, нас еще интересует также и подвижность основных нервных процессов у ребенка, т. е. способность возбуждения и торможения незамедлительно и быстро сменять друг друга. Благодаря подвижности ребенок может адаптироваться ко всему, легко переключаться с одного из видов деятельности на другой. Такому малышу не трудно приспособиться к организованному коллективу, его в три года можно вести в сад.

Когда же нервные процессы у ребенка не подвижны, а инертны, он может приспособиться к чему-то лишь ценой больших усилий. Такие дети трудно адаптируются к коллективу.

I тип — сильный, уравновешенный, подвижный — сангвинистический темперамент (сангвиник).

Такой малыш обычно знает себе цену и верит сам себе. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. Ребенку до всего есть дало. С ним интересно и легко. Сангвиник очень компромиссен, и компромиссность не дает ему пойти на дно даже тогда, когда, казалось бы, это неизбежно, удерживая на поверхности, как поплавок. Такой малыш без всяких затруднений всегда найдет с ребенком или взрослым понятный им общий язык и «выживет» в любых условиях. Он приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться, и безболезненно и быстро адаптируется к новому при поступлении в свой первый детский сад. Сангвиники легко «включаются» в любую деятельность и еще легче могут «выключаться» из нее, когда она изрядно им надоедает. Такой ребенок без труда усваивает возрастные навыки. В три года он обслуживает себя сам. Его движения - уверенные, точные, легко сменяющие темп. Речь выразителен, быстрая, живая, с мимикой и с жестами. Он без эмоций переносит наказания. Обычно быстро засыпает. Спит хорошо. Такой ребенок просыпается с улыбкой и целый день проводит с ней. А если даже и печалится, то кратковременно и ненадолго, смеясь и плача чуть ли не одновременно. В нем все, пожалуй, гармонично. И все преграды на пути он может «перепрыгнуть» или же «перешагнуть» играючи, «сгибаясь» в нужные моменты и «выпрямляясь» вслед за этим. Такой малыш - источник оптимизма. Ему обычно суждено быть лидером среди других и выполнять роль буфера между холериками и флегматиками, совершая то, на что из них никто т может быть способен.

II тип — сильный, уравновешенный, инертный — флегматический темперамент (флегматик).

Такой ребенок - это не спешащий никуда «копуша», все делающий «в час по чайной ложке». С ним рядом кажется, что времени на самом деле нет. Ему неведомы секунды и минуты, его мгновения напоминают вечность. Он делает все так неторопливо, как будто бы ему отпущен черепаший вас. И, двигаясь своими черепашьими шагами, он не поймет, куда торопимся мы с Вами, спешим, бежим, пытаясь обогнать друг друга, как будто сдаем нормы ГТО. Малыш-флегматик не выносит спешки. Движения его неторопливы, среди ровесников он - «увалень», «медведь». Его солидности, пожалуй, позавидует любой начальник, а рассудительности - даже мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием.

Все виды деятельности такой ребенок осуществляет лишь проверенными способами. И даже длительная деятельность малыша практически не утомляет, настолько точно он умеет рассчитать все силы. Флегматик делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Его навряд ли Вам удается заставить по какой-нибудь причине свернуть с уже освоенной дороги. Флегматики предпочитают ровный путь извилистым тропинкам. Такой ребенок до невероятности устойчив к внешним раздражителям, и лишь, пожалуй, только «гром и молния» его способны вывести надолго из себя. Малыш-флегматик всегда сдержан, и кажется нам малоэмоциональным, таким же толстокожим, как тюлень. Однако чувства его глубоки и постоянны. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с большим трудом находит друга. Но если он его уже нашел, то не предаст даже за «тридцать сребреников», какие бы они ни содержали в себе детские соблазны.

Малыш-флегматик не по возрасту миролюбив и по возможности уходит от борьбы, предпочитая лишний раз не рисковать. Речь у него нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слота нередко друг от друга отделяются замедленными паузами, хотя активный словарь малыша не отличается от нормы. Такой ребенок засыпает быстро, но после сна все время ходит сонный, вялый, словно недоспал.

Все возрастные навыки у малыша-флегматика обычно формируются с трудом и очень долго, но и надолго. Его возможно чему-либо научить и невозможно или же, по крайней мере, трудно после этого переучить.

Малыш-флегматик привыкает к новой обстановке очень медленно и адаптируется к детскому организованному коллективу длительное время. Флегматики боятся всего нового, флегматики не любят перемен.

III тип — сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения — холерический темперамент (холерик).

Пожалуй, этот темперамент - один из самых ярких темпераментов ребенка, обычно приносящий маме с папой бесконечные хлопоты. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Есть тождество между отдельными чертами у холерика и возрастной характеристикой ребенка.

Малыш-холерик всегда колоритен, похож на самый красочный портрет, а не на робко сделанный эскиз. Подвижней ртути, заводящийся с пол-оборота, такой ребенок «загорается», как спичка, была бы только маленькая искра. А искрой может оказаться все. И «загоревшийся» малыш-холерик сравним лишь только с капитаном «Сорви-голова». Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Порою кажется, что в нем внутри есть вечный двигатель, который делает его неутомимым. Малыш-холерик протаранит все преграды и, если нужно, будет «биться головой об стенку», но доберется до своей вершины и покорит самый высокий пик.

Борец, задира, он не знает чувства страха и бабочкою летит на огонь. Причем, «обжегшись», - снова расправляет свои крылья и продолжает начатое дело, когда оно ему необходимо, но не всегда доводит до конца. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Но почивает он, как правило, недолго, запрятанный в нем вечный двигатель «ржавеет» от бездействия, поэтому холерик вновь «загорается» какой-нибудь идеей и принимается ее осуществлять.

Не удивляйтесь, если даже он бросает недавно начатую им игру ради других занятий, где можно «выпустить свой пар» и промелькнуть метеоритом. Малыш-холерик сам . всегда на взводе, и все «кипит» обычно рядом с ним.

Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители, а одиночество ему невыносимо.

Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Ему подай немедленно, все сразу на блюдечке да «с золотой каемочкой». Вся деятельность у холериков - урывками, то с непредвиденными спадами, то с поражающими всех подъемами, короче говоря, с известными лишь им зигзагами, причем не каждый из зигзагов — зигзаг удачи.

Обычно речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слое, однако она очень выразительна и эмоциональна. Такой ребенок говорит так громко, как будто бы в нем спрятан микрофон.

Как правило, холерики спят беспокойно, под впечатлением событий дня. И засыпают из-за этого с трудом. Проснувшись, могут быть в различном настроении, от самого хорошего до самого плохого, в зависимости от того, что днем их ожидает.

Обычно эти дети быстро приспосабливаются ко многим атрибутам нового организованного коллектива и очень долго - к требованиям дошкольных учреждений. Они легко смиряются с любым словесным наказанием, не в силах вынести, когда цель наказания - лишение свободы. Нет больше унижения для них, чем постоять в углу. Свободолюбие их - безгранично.

IV тип — слабый — меланхолический темперамент (меланхолик).

Не все ученые согласны до сих пор, что есть вообще на свете этот темперамент, так как он просто показатель слабости ребенка. А темперамент нужен для того, чтоб выжить. Поэтому не стоит путать темперамент с меланхолическим характером.

Но пока скрещивают шпаги видные ученые и нет еще ни победителей, ни побежденных, мы все-таки осмелимся немного рассказать об этих детях.

Они сравнимы лишь с оранжерейными мимозами. «Принцессы на горошине» намного менее чувствительнее их. Малейший ветерок - им вроде сквозняка. Во всем мерещится двойное дно. Они ранимо реагируют даже на голос человека: попробуй чуть повысить - и такой ребенок сразу в плач.

Запасы слез у них неистощимы, ведь меланхолики всего боятся, порою кажется, что и самих себя, тем более чего-то нового, особенно людей и обстановки. Они застенчивы, робки, и нерешительность одна из основных свойств их характера. Они почти не верят в свои силы, довольствуясь обычно ролью тени, даже тогда, когда от них самих исходит тень. Любой из них «зацикливается» на неудачах, и наказание воспринимает как трагедию. Обидчивость их без конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. Любая деятельность меланхолику - работа, работа, от которой он мгновенно устает. Такой малыш, даже игран, утомляется. Обычно дети-меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но навыки их неустойчивы, зависимы от обстоятельств. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Такой ребенок очень долго и довольно обстоятельно готовится ко сну, но засыпает быстро, просыпаясь бодрым и веселым.

Всем меланхоликам невероятно трудно адаптироваться к детским коллективам. Во время адаптации у них во всем регресс. Зато в привычной для них обстановке они способны превзойти самих себя, достичь того, что редко удается и сангвинику, а их чрезмерная чувствительность - залог отзывчивости и притягивающей к ним доброты. Обычно меланхолики напоминают собой чуткую антенну, улавливающую все нюансы колебаний окружающей среды.

Об особенностях темперамента возможно косвенно судить по ряду индивидуальных признаков ребенка, которые Вы  ежедневно наблюдаете у малыша: по речи и его походке, привычным позам и характеру движений, по отношению к игре, к своим друзьям и просто к детям и по тому, как ваш ребенок спит и засыпает, как он усваивает возрастные навыки, как адаптируется к новой обстановке, как радуется, как печалится. Главными критериями служат эмоциональность и общая активность малышей.

Практически навряд ли вы найдете ребенка «чистого» флегматика, холерика, сангвиника и меланхолика, чтобы он идеально соответствовал всем вышеперечисленным стандартам. А если даже и найдете, то это будет исключение из правил - ведь чистых темпераментов в природе почти нет. Однако у всех нас, тем более у нашего ребенка, какой-нибудь один всегда преобладает.

Характер - это то, что можно нам приобрести в процессе жизни. Он создается и культивируется взрослым. А темперамент Вы не создадите. Малыш рождается с ним, старик умирает. Однако, формируя характер, мы учимся им управлять. Убирать все недостатки Вам поможет правильное воспитание ребенка.

КАК НАДО

вести себя родителям с детьми с различными темпераментами.

Учитывать все минусы и плюсы темперамента        ребенка.

Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.

Не подавлять, а управлять любым из типов темпераментов
ребенка.

Воспитывая, не пытаться превратить холерика в        флегматика, флегматика — в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему темперамента, которые навряд ли         поддадутся скрещиванию с чертами ею подлинного Я.

Не быть жокеем темперамента ребенка, не укрощать его, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.

КАК НАДО

правильно воспитывать детей

в зависимости от особенностей темперамента ребенка

Учитывая то, что нервная система у детей пластична, мы можем так отшлифовать особенности темперамента ребенка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется невольно лишь только сильным из его сторон.

Как лучше воспитывать сангвиника?

Стремиться выработать у него устойчивые интересы.

Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.

Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.

Искоренять небрежность и поверхность при выполнении заданий.

Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.

Как лучше воспитывать флегматика?

Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.

Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как распределить рационально время, чтоб не попасть в цейтнот.

Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.

Стараться привить навыки общения и развивать его коммуникабельность.

Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила игры.

Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение ребенка.

Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, все  время «тормошить» его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств — в их нищенскую скудность.

Как лучше воспитывать холерика?

Замедлить темп его кружения по жизни, расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки.

Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.

Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.

Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой, чтоб не вспылить. В зачатке погашать любую агрессивность.

Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы провесы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.

Не забывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей.

Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал. Да, да, не уговаривать, а требовать...

Холерика не стоит уговаривать, он реагирует обычно только лишь на требования родителей.

Как лучше воспитывать меланхолика?

Не надо требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.

Опираться поддержать его, одобрить, быть с ним поласковее и помягче.

Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя исполнить.

Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.

Поддерживать его самостоятельность.

Воспитывать в нем инициативность, общительность, доверчивость и смелость.

Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.

Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивать его.

Стараться вызвать больше положительных эмоций, используя их для специальной ретушевки отрицательных.

Учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность ребенка — кривое зеркало всех Ваших воспитательных воздействий и может исказить конечный результат, поэтому, воспитывая меланхолика, Вам надо принять тактику жонглера. Однако помните, что вышеперечисленные свойства — залог отзывчивости, преданности и жалеющей всех доброты, а эти качества — предтеча благородства и порядочности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хорошие дети с плохими привычками или ошибки в воспитании"

Освещены родительское отношение к детям и их влияние на разитие детей...

Консультация для педагогов и родителей "Плохие привычки хороших детей".

Три главных свойства темперамента - СУП. С - это сила, У - уравновешенность, а П - подвижность ос­новных нервных процессов. Все эти свойства в раз­ном сочетании друг с другом обычно составляют основ­н...

"Привычки бывают плохие и хорошие"

У детей много вредных привычек. Давайте разбираться....

Плохие привычки у детей

Плохие привычки у детей...

консультация для родителей " Плохие привычки хороших детей. Тип темперамента ребёнка"

Особенности высшей нервной деятельности детей прявляются более ярко, чем у взрослого. Судить о том, к какому типу ВНД относится ребёнок, можно на основе внешнего поведения ....

Консультация для родителей «Плохие привычки хороших детей"

Дети - наша гордость. В них все нам мило и дорого, и, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывалистараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно. Не всегда ли мы задумываемся над тем, ...

"Как справляться с плохими привычками у детей"

Консультация для родителей о причинах появления негативных привычек у детей, способах их преодоления....