Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"
консультация по психологии

Тян Анна Валентиновна

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто,
 духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,
и видит в своем ученике друга, единомышленника.
 В. А. Сухомлинский

Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные. Так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnv_s_detmi_ovz.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2012-02/1330329195_7.jpghttp://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2012-02/1330329195_7.jpg

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Выполнила:

педагог-психолог

Тян Анна Валентиновна

г. Улан-Удэ


Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто,
духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,
и видит в своем ученике друга, единомышленника.
В. А. Сухомлинский

Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные. Так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Ни для кого не секрет, что большинство родителей заботится о материальной стороне, в первую очередь, что естественно отодвигает на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как гражданственность и патриотизм, утратили свою приоритетность, поэтому вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся падает на педагогов.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

  • нравственных чувств — долга, совести, веры, гражданской ответственности, патриотизма;
  •  нравственного облика — терпения, милосердия, незлобивости;
  • нравственной позиции —различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний;

 нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли, проявления духовной рассудительности.

Эта тема актуальна для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.

У детей ОВЗ не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со слабостью усвоения ими общих закономерностей и понятий, со свойственной им неразвитостью мышления, сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях нравственного воспитания. Довольно поверхностный характер носят их представления о том, что хорошо и что плохо.

И именно поэтому немаловажная роль в духовно-нравственном воспитании в детском саду с детьми ОВЗ проводится на занятиях через  сказки, песни, театрализованную деятельность.  

Почему именно через сказки ведется работа по НПВ с детьми ОВЗ?

  • Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с РЕБЕНКОМ  анализ сказочных ситуаций (ХОРОШО-ПЛОХО), и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях, с частым повторением и проигрыванием ситуций.  Занятия, связанные со сказками, становятся уроками духовности и патриотизма
  • Сказка является одним из важных социально-педагогических средств развития личности, и дети с ОВЗ воспринимают информацию по НПВ через сказку-доступнее, чем либо через другой процесс обучения.  Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию. И именно побуждение несет для детей с ОВЗ неотъемлемый толчок в  процессе развития дальнейшего миллиметрового продвижения вперед. Содержание сказок вызывает интерес у ребенка с ОВЗ, так как НАГЛЯДНО в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев

Не забываем о том, что
«Да, нас это не коснется…»

Нравственный мир ребенка с ОВЗ сложен и изменчив, находится в развитии. Задача воспитателя и специалистов  состоит в том, чтобы постоянно следить за духовно-нравственным ростом ребенка с ОВЗ, сформировать гражданина своей страны, способного к оценке своего мнения, как имеющего право на полноправную жизнь в обществе. Пусть это долгий, трудный путь, но он преодолим , если эта работа ведется как в коллективе, так и индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗСамый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем уч...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель,и видит в своем ученике друга, единомышленника. В. А. СухомлинскийДетство - это то время, когда обр...

Презентация для педагогов Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ

полноценной духовной жизнью.У детей ОВЗ не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудност...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, нор...

Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, нор...