Детская агрессия
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Детская агрессия в возрасте трех лет и причины ее возникновения

Первые сложности во взаимоотношениях со сверстниками, как правило, возникают именно в возрасте 2-3 лет, так как ребенок впервые идет в детский сад. До этого события детские конфликты могут зарождаться на детских площадках, обычно в песочницах, ведь именно там дети собираются в группы, где необходимо отстаивать свои игрушки или наоборот делиться ими. Можно утверждать, что самый протестный возраст начинается с двух лет и его пик наступает ближе к трем годам. Для родителей это так же самый проблемный возраст, здесь они впервые сталкиваются с очень ярким кризисом своего малыша и вместе с ним учатся новому поведению и своему реагированию. 

Агрессивное поведение ребенка – это неотъемлемая часть его развития, становления его личность, но у всего есть своя золотая середина. Чтобы получать желаемое ребенку необходима агрессия, она выступает как «энергия действия». Любая мама знает, что если малыш обладает достаточным уровнем агрессии то, чтобы чего-то достичь он будет отбирать! Вспомните как детки играют, находясь в песочнице, это как раз постоянное отнимание друг у друга лопаток и формочек. Ребенок может не сразу отобрать желаемое, тогда он начнет настаивать на том, чтобы отнять предмет и довольно агрессивно. Это поведение ребенка является нормой, частью взросления и исследования своих способностей и силы. Но оно не должно стать привычным, как для него самого, так и для его родителей.

Возможные причины агрессивного поведения ребенка в три года:

 

1 - Поведение родителей.

Это самая большая и самая важная причина во всем поведении ребенка, это касается не только агрессии, но и любых других проявлений, как негативных, так и позитивных. Именно этой причине стоит уделять большее внимание и ставить ее во главу всего происходящего с ребенком. Помните, ребенок – это зеркало психоэмоционального состояния матери. Эта связь вегетативной нервной системы матери и дитя пришла к нам еще из животного мира, в психологии она называется раппорт. Все просто, что чувствует мама, то отображает малыш. 

Решение: Задумайтесь, что вы делаете не так?

Например: шантажируете ребенка; бьете его в наказание; кричите на него, когда он злится или просто ярко проявляет свои эмоции; обижаетесь на него, если ударил или нагрубил; оскорбляете его; сами говорите, чтобы всегда бил и кусал в ответ на нападки и многое другое. Все это примеры того, что нельзя делать!

 

2 - Отсутствие поддержки в моменты истерики. 

Кризис трех лет так или иначе будет проявлять себя в истериках ребенка: это плачь, злость, крики и пр. Маме бывает очень трудно в такие минуты совладать с собой, со своими вспышками агрессии. Приведу пример, как вы с ребенком пошли в магазин и там он конечно же закатил бурную истерику. Есть мамы, которые в принципе не в силах выдерживать плачь и крик ребенка, а уж в общественных местах тем более. Чаще всего мама хочет, чтобы он сразу успокоился. И, если вы почувствовали тоже самое, то тут же задайте себе вопрос; «Зачем?». Как правило «чтобы косо не смотрели» и «чтобы малышу стало легче», оба варианта безусловно имеют право на существование. Но варианты действий мамы могут быть совершенно разными. Не все мамы готовы игнорировать отрицательное мнение окружающих «а что о нас (обо мне) подумают люди?», поэтому в эти минуты важно по возможности отойти с ребенком в нелюдное место и там дождаться окончания его истерики, чтобы никто не отвлекал маму от воспитательного процесса. Существует вопрос, который придает маме уверенности в своих действиях "а для кого я собираюсь это сделать?".

Отводя истерящего ребенка в укромный тихий уголок без лишних глаз, маме определенно легче собраться и направить все свои силы на малыша, чтобы войти с ним в доверительный контакт или просто дать ему возможность выплакаться здесь и сейчас. И существует еще один очень значимый вопрос самой себе «почему мне так невыносим детский плач (истерика)?», если вы сталкиваетесь с вспышками ярости, обиды и злости в моменты крика и плача ребенка, то вам сразу необходимо остановиться и разобраться почему так происходит. Важно помнить, что, регулярно задавая себе вопросы "для кого я собираюсь это сделать" и "почему мне невыносим плачь?", вы сможете найти связи и логику в своих ответах, сможете прислушаться к себе и понять, что вы делаете не так. Как правило, в моменты истерик, мама поступает так как удобно ей, а не ребенку, тем самым выстраивая очередные границы контроля над ним. А как известно, если малыш регулярно сталкивается с ограничениями, то это может привести лишь к усилению агрессивного поведения. Но если учитывать только удобство своего ребенка, то у матери накопится агрессия, поэтому четкая система правил, норм и ограничений жизненно необходима малышу для его адекватного развития как личности. Другими словами, и здесь нужно найти золотую середину, где-то уступать ребенку, где-то ориентироваться на себя. Таким образом малыш приходит к уверенности и пониманию, что мама принимает во внимание его потребности, хоть в некоторых случаях не все его потребности удовлетворяются.

 

3 - Реакция родителей на укусы и удары малыша. 

Речь о самой первой реакции мамы или папы на физическую агрессию ребенка, вместо демонстрации, что родитель испытывает боль и неприязнь от укуса, мама начинает смеяться и подпрыгивать, чего делать не стоит. Ведь ребенок думает, что теперь данные действия приведут к игре, мама и дальше будет смеяться и визжать. Первые же проявления агрессивности малыша в отношении его окружения необходимо пресекать сразу, объясняя и проговаривая почему так делать нельзя и как лучше поступать в данной ситуации. Здесь важно запастись терпением, не ожидать, что малыш сразу же все усвоит и станет послушным. Улыбка мамы в ответ на удар и укус, выглядят для ребенка как приглашение к повторению подобных действий.

 

4 - Запреты или вседозволенность. 

В данном случае чрезмерное проявление того или другого несут в себе большую опасность, так как оказывают сильнейшее влияние на поведение ребенка, в частности на проявление агрессии. Постоянный контроль и запреты могут вызывать тревогу и страх у малыша. Зародившись внутри него, они аккумулируются и сформируют протест в отношении существующих правил, выраженный в форме агрессии. Давая ребенку право выбора, мама дает больше свободы, здесь важно находить компромисс. Например, малыш хочет сам одеться, можно предложить ребенку, чтобы он застегнул молнию куртки до середины, а дальше продолжите вы, или один ботинок он наденет без вашей помощи, а другой вы ему и так далее. Здесь можно предлагать малышу, а не высказывать свою категоричность.

 

5 - Копирует поведение сверстников или эффект “мейнстрима”.

 Чаще это возникает в детском саду, там ребенок находится в новом окружении, рядом нет матери, которая сможет пояснить то или иное поведение детей, а где-то и защитить своего малыша. Воспитатель детского сада не всегда вовремя успевает реагировать на различные конфликтные ситуации и рассказывать о иных способах взаимодействия. Часто дети начинают перенимать агрессивное поведение ровесника, который, например, позволяет себе ударить, укусить или ущипнуть кого-то из группы. 

 

6 - Неблагоприятная обстановка дома. 

К этому можно отнести: конфликты между членами семьи; алкоголизм родителей; развод супругов; переезд в другой город тоже может являться для малыша неблагоприятным событием, которое нарушает его душевное равновесие. В некоторых случаях стоит задуматься о возможности обратиться к специалисту за помощью, так как вышеперечисленные случаи могут быть крайне тяжелыми и кризисными для всех членов семьи.

 

7 - Дефицит внимания. 

Малыш может испытывать чувства одиночества и брошенности по различным причинам. Чтобы привлечь хоть какое-то внимание к себе, он начинает совершать негативные действия, дабы ухватить хотя бы такой кусочек реагирования от близкого взрослого. Решение такой проблемы, это регулярно уделять адресное внимание своему малышу, в какой-то момент вы заметите, как он все чаще самостоятельно играет в игрушки, не требуя каждую минуту поиграть с ним. Важно, в моменты такого персонального внимания к своему ребенку, отдаваться этому процессу полностью, стараться не отвлекаться на различные вещи (телефон, уборка, телевизор и пр.).

 

8 - Пассивность родителей в отношении «кусачести и драчливости» своего ребенка. 

Если родители не объясняют малышу, что кусаться и драться это неправильно, а игнорируют этот факт, то в дальнейшем они могут столкнуться с постоянным проявлением не просто агрессии, но и ярости. Что исправить гораздо сложнее, нежели в самом начале. Важно вовремя предупредить такое поведение, стараться всегда пояснять своему ребенку его же состояние, или состояние его родителей. Говорите спокойно и строго, не используя крик, шлепки и иные формы ругани, объясняйте, что так делать нельзя. Это абсолютно нормально, что вы тоже иногда злитесь или расстраиваетесь, так же как, когда вы радуетесь и смеетесь. Главное в этом уровень проявления адекватности таких реакций. Старайтесь всегда рассказывать своему ребенку, что вы чувствуете сейчас и почему, так же говорите и своей крохе: 

“Ты сейчас злишься на меня, это абсолютно нормально. Я понимаю твои чувства, любимый. Тебе сейчас очень обидно, и ты топаешь ножками, потому что я не разрешаю тебе съесть еще одну конфету. Давай я обниму тебя, я очень сильно тебя люблю! В другой раз я угощу тебя конфетой, а сейчас давай вместе почитаем твою любимую книгу?”. 

Не игнорируйте, не поощряйте агрессивное поведение вашего ребенка, всегда говорите с ним.

 

9 - Недостаточное развитие речи. 

Когда малыш еще не совсем освоил речь, он не в силах выразить своих желаний, соответственно его не всегда могут понять, что начинает его раздражать и злить. В этом случае также маме поможет принятие такого положения вещей, а также объятия своего чада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressiya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия в возрасте трех лет и причины ее возникновения

Первые сложности во взаимоотношениях со сверстниками, как правило, возникают именно в возрасте 2-3 лет, так как ребенок впервые идет в детский сад. До этого события детские конфликты могут зарождаться на детских площадках, обычно в песочницах, ведь именно там дети собираются в группы, где необходимо отстаивать свои игрушки или наоборот делиться ими. Можно утверждать, что самый протестный возраст начинается с двух лет и его пик наступает ближе к трем годам. Для родителей это так же самый проблемный возраст, здесь они впервые сталкиваются с очень ярким кризисом своего малыша и вместе с ним учатся новому поведению и своему реагированию. 

Агрессивное поведение ребенка – это неотъемлемая часть его развития, становления его личность, но у всего есть своя золотая середина. Чтобы получать желаемое ребенку необходима агрессия, она выступает как «энергия действия». Любая мама знает, что если малыш обладает достаточным уровнем агрессии то, чтобы чего-то достичь он будет отбирать! Вспомните как детки играют, находясь в песочнице, это как раз постоянное отнимание друг у друга лопаток и формочек. Ребенок может не сразу отобрать желаемое, тогда он начнет настаивать на том, чтобы отнять предмет и довольно агрессивно. Это поведение ребенка является нормой, частью взросления и исследования своих способностей и силы. Но оно не должно стать привычным, как для него самого, так и для его родителей.

Возможные причины агрессивного поведения ребенка в три года:

 

1 - Поведение родителей.

Это самая большая и самая важная причина во всем поведении ребенка, это касается не только агрессии, но и любых других проявлений, как негативных, так и позитивных. Именно этой причине стоит уделять большее внимание и ставить ее во главу всего происходящего с ребенком. Помните, ребенок – это зеркало психоэмоционального состояния матери. Эта связь вегетативной нервной системы матери и дитя пришла к нам еще из животного мира, в психологии она называется раппорт. Все просто, что чувствует мама, то отображает малыш. 

Решение: Задумайтесь, что вы делаете не так?

Например: шантажируете ребенка; бьете его в наказание; кричите на него, когда он злится или просто ярко проявляет свои эмоции; обижаетесь на него, если ударил или нагрубил; оскорбляете его; сами говорите, чтобы всегда бил и кусал в ответ на нападки и многое другое. Все это примеры того, что нельзя делать!

2 - Отсутствие поддержки в моменты истерики. 

Кризис трех лет так или иначе будет проявлять себя в истериках ребенка: это плачь, злость, крики и пр. Маме бывает очень трудно в такие минуты совладать с собой, со своими вспышками агрессии. Приведу пример, как вы с ребенком пошли в магазин и там он конечно же закатил бурную истерику. Есть мамы, которые в принципе не в силах выдерживать плачь и крик ребенка, а уж в общественных местах тем более. Чаще всего мама хочет, чтобы он сразу успокоился. И, если вы почувствовали тоже самое, то тут же задайте себе вопрос; «Зачем?». Как правило «чтобы косо не смотрели» и «чтобы малышу стало легче», оба варианта безусловно имеют право на существование. Но варианты действий мамы могут быть совершенно разными. Не все мамы готовы игнорировать отрицательное мнение окружающих «а что о нас (обо мне) подумают люди?», поэтому в эти минуты важно по возможности отойти с ребенком в нелюдное место и там дождаться окончания его истерики, чтобы никто не отвлекал маму от воспитательного процесса. Существует вопрос, который придает маме уверенности в своих действиях "а для кого я собираюсь это сделать?".

Отводя истерящего ребенка в укромный тихий уголок без лишних глаз, маме определенно легче собраться и направить все свои силы на малыша, чтобы войти с ним в доверительный контакт или просто дать ему возможность выплакаться здесь и сейчас. И существует еще один очень значимый вопрос самой себе «почему мне так невыносим детский плач (истерика)?», если вы сталкиваетесь с вспышками ярости, обиды и злости в моменты крика и плача ребенка, то вам сразу необходимо остановиться и разобраться почему так происходит. Важно помнить, что, регулярно задавая себе вопросы "для кого я собираюсь это сделать" и "почему мне невыносим плачь?", вы сможете найти связи и логику в своих ответах, сможете прислушаться к себе и понять, что вы делаете не так. Как правило, в моменты истерик, мама поступает так как удобно ей, а не ребенку, тем самым выстраивая очередные границы контроля над ним. А как известно, если малыш регулярно сталкивается с ограничениями, то это может привести лишь к усилению агрессивного поведения. Но если учитывать только удобство своего ребенка, то у матери накопится агрессия, поэтому четкая система правил, норм и ограничений жизненно необходима малышу для его адекватного развития как личности. Другими словами, и здесь нужно найти золотую середину, где-то уступать ребенку, где-то ориентироваться на себя. Таким образом малыш приходит к уверенности и пониманию, что мама принимает во внимание его потребности, хоть в некоторых случаях не все его потребности удовлетворяются.

3 - Реакция родителей на укусы и удары малыша. 

Речь о самой первой реакции мамы или папы на физическую агрессию ребенка, вместо демонстрации, что родитель испытывает боль и неприязнь от укуса, мама начинает смеяться и подпрыгивать, чего делать не стоит. Ведь ребенок думает, что теперь данные действия приведут к игре, мама и дальше будет смеяться и визжать. Первые же проявления агрессивности малыша в отношении его окружения необходимо пресекать сразу, объясняя и проговаривая почему так делать нельзя и как лучше поступать в данной ситуации. Здесь важно запастись терпением, не ожидать, что малыш сразу же все усвоит и станет послушным. Улыбка мамы в ответ на удар и укус, выглядят для ребенка как приглашение к повторению подобных действий.

 

4 - Запреты или вседозволенность. 

В данном случае чрезмерное проявление того или другого несут в себе большую опасность, так как оказывают сильнейшее влияние на поведение ребенка, в частности на проявление агрессии. Постоянный контроль и запреты могут вызывать тревогу и страх у малыша. Зародившись внутри него, они аккумулируются и сформируют протест в отношении существующих правил, выраженный в форме агрессии. Давая ребенку право выбора, мама дает больше свободы, здесь важно находить компромисс. Например, малыш хочет сам одеться, можно предложить ребенку, чтобы он застегнул молнию куртки до середины, а дальше продолжите вы, или один ботинок он наденет без вашей помощи, а другой вы ему и так далее. Здесь можно предлагать малышу, а не высказывать свою категоричность.

 

5 - Копирует поведение сверстников или эффект “мейнстрима”.

 Чаще это возникает в детском саду, там ребенок находится в новом окружении, рядом нет матери, которая сможет пояснить то или иное поведение детей, а где-то и защитить своего малыша. Воспитатель детского сада не всегда вовремя успевает реагировать на различные конфликтные ситуации и рассказывать о иных способах взаимодействия. Часто дети начинают перенимать агрессивное поведение ровесника, который, например, позволяет себе ударить, укусить или ущипнуть кого-то из группы. 

 

6 - Неблагоприятная обстановка дома. 

К этому можно отнести: конфликты между членами семьи; алкоголизм родителей; развод супругов; переезд в другой город тоже может являться для малыша неблагоприятным событием, которое нарушает его душевное равновесие. В некоторых случаях стоит задуматься о возможности обратиться к специалисту за помощью, так как вышеперечисленные случаи могут быть крайне тяжелыми и кризисными для всех членов семьи.

 

7 - Дефицит внимания. 

Малыш может испытывать чувства одиночества и брошенности по различным причинам. Чтобы привлечь хоть какое-то внимание к себе, он начинает совершать негативные действия, дабы ухватить хотя бы такой кусочек реагирования от близкого взрослого. Решение такой проблемы, это регулярно уделять адресное внимание своему малышу, в какой-то момент вы заметите, как он все чаще самостоятельно играет в игрушки, не требуя каждую минуту поиграть с ним. Важно, в моменты такого персонального внимания к своему ребенку, отдаваться этому процессу полностью, стараться не отвлекаться на различные вещи (телефон, уборка, телевизор и пр.).

 

8 - Пассивность родителей в отношении «кусачести и драчливости» своего ребенка. 

Если родители не объясняют малышу, что кусаться и драться это неправильно, а игнорируют этот факт, то в дальнейшем они могут столкнуться с постоянным проявлением не просто агрессии, но и ярости. Что исправить гораздо сложнее, нежели в самом начале. Важно вовремя предупредить такое поведение, стараться всегда пояснять своему ребенку его же состояние, или состояние его родителей. Говорите спокойно и строго, не используя крик, шлепки и иные формы ругани, объясняйте, что так делать нельзя. Это абсолютно нормально, что вы тоже иногда злитесь или расстраиваетесь, так же как, когда вы радуетесь и смеетесь. Главное в этом уровень проявления адекватности таких реакций. Старайтесь всегда рассказывать своему ребенку, что вы чувствуете сейчас и почему, так же говорите и своей крохе: 

“Ты сейчас злишься на меня, это абсолютно нормально. Я понимаю твои чувства, любимый. Тебе сейчас очень обидно, и ты топаешь ножками, потому что я не разрешаю тебе съесть еще одну конфету. Давай я обниму тебя, я очень сильно тебя люблю! В другой раз я угощу тебя конфетой, а сейчас давай вместе почитаем твою любимую книгу?”. 

Не игнорируйте, не поощряйте агрессивное поведение вашего ребенка, всегда говорите с ним.

9 - Недостаточное развитие речи. 

Когда малыш еще не совсем освоил речь, он не в силах выразить своих желаний, соответственно его не всегда могут понять, что начинает его раздражать и злить. В этом случае также маме поможет принятие такого положения вещей, а также объятия своего чада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессия Что такое агрессия?

Как агрессивность проявляется у детей?-             Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены ...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Детская агрессияЧто такое агрессия?...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленноена причинение вреда кому-либо....

Детская агрессия Что такое агрессия?

Материал для родителей....

Детская агрессия. Что такое агрессия?

АГРЕССИЯ-это физическое или вербальное(словесное)повединие,направленное на причинение кому-либо вреда.Как агрессивность проявляется удетей?Всегда ли это плохо?Причины детской агрессивности?Когда нужна...