Консультация для родителей "Упрямство и капризы детей дошкольного возраста"
консультация по психологии (старшая группа)

Новикова Виктория Андреевна

Консультация для родителей "Упрямство и капризы детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_upryamstvo_i_kaprizy_detey.docx331.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ РЕБЕНКА.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ УПРЯМОГО И/ИЛИ КАПРИЗНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

«Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей».
(В. А. Сухомлинский)

Детское упрямство - это особый период, когда ребенок стремится делать все по-своему, не слушаясь родителей. Заметные перемены в характере и поведении у ребенка проявляются уже в возрасте от двух до четырех лет: у ребенка формируются самооценка и самолюбие.

Взрослые достаточно часто слышат от детей «Я хочу!» и заключают, что это избалованность или упрямство. Чем же объяснить случаи, когда ребёнок употребляет это выражение часто? Если ребёнок избалован, то причины известны – попустительское, не скоординированное родителями воспитание, непоследовательность в требованиях. Но бывает, что родители добросовестно его воспитывают, а чадо всё равно упрямо твердит «Я хочу!». Тогда, как правило, причина либо в очередном возрастном кризисе, либо в характере ребёнка, в его индивидуальных особенностях.

УПРЯМСТВО У ВЗРОСЛЫХ – особенность поведения, в устойчивых формах - черта характера; выступает как дефект волевой сферы индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей.

УПРЯМСТВО У ДЕТЕЙ - форма протеста, которая выражает недовольство необоснованным подавлением (со стороны взрослых) развивающейся самостоятельности ребенка, как личности.

Детское упрямство — это очень неприятно и тяжело для родителей. Взрослый в такой ситуации оказывается в беспомощном, безвыходном и жалком положении: уступить стыдно, а выдержать натиск порой просто невозможно. Некоторые дети с первых дней жизни умело манипулируют своими родителями, очень упрямо и настойчиво требует выполнения их желаний. Даже, если им ничего не надо, дети будут требовать к себе повышенного внимания. Им очень нужно и важно, чтобы мама и папа ни на минуту не отлучались от них. Неповиновение родителей карается плачем, который зачастую может перерасти в настоящую истерику.

Рассмотрим причины детского упрямства:

Одной из причин упрямства может быть возрастной кризис. В процессе воспитания ребёнка выделяются три таких кризиса: трёх, семи лет (предшкольный) и подростковый. В эти периоды желание делать всё по-своему, самостоятельно, столь велико, что любые действия взрослых, препятствующие этому, вызывают реакцию протеста. Как будет протекать кризис, зависит от действий взрослых и от индивидуальных особенностей ребёнка. Возрастные кризисы проходят мягче в тех семьях, где к ребёнку проявляют уважение, интересуются его мнением и предоставляют право адекватного выбора.

"Кризис трёх лет" - это стремление к самостоятельности. https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2023/11/14/pamyatka-dlya-roditeley-krizis-3-h-let Наступает примерно в 2,5 года, может пройти быстро, а может затянуться до 4-х лет. Протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглажено и практически незаметно. Мальчики упрямятся сильнее, а девочки чаще капризничают. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз! Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о "фиксированном" упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями.

«Кризис семи лет» — очередной критический период в жизни ребенка. https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2023/11/14/pamyatka-dlya-roditeley-krizis-7-h-letocherednoy-kriticheskiy-pe Он знаменует собой переход на следующую стадию развития, формирование готовности к обучению в школе. Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка. Упрямство проявляется в случае, когда ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является не желание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.

Иногда упрямство может быть спровоцировано чувством обиды, злости, гнева в адрес родителей. В этом случае оно выступает инструментом мести, привлечения внимания. Это свидетельствует о реальной проблеме общения в семье.

По мнению психологов, главной причиной проявления упрямства у детей, а именно, нежелание делать и выполнять то, о чем просят родители, чего хотят родители, чего они от него ждут, является родительская гиперопека.

Но стоит задуматься, а всегда упрямство - это отрицательная черта ребенка?

Некоторые дети своим упрямством показывают свое желание сделать что-то самостоятельно, отстоять свои мысли и убеждения, свои собственные идеи.

Упрямство может стать негативной чертой характера, если не принять меры к его преодолению. В последствии оно приводит к детской лживости, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности (родителями!!!).

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

А теперь немного о капризах, так как эта особенность поведения ребенка во многом пересекается с упрямством…

КАПРИЗЫ особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями капризов детских чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики".

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Конечно, в проявлении упрямства и капризов необходимо учитывать характер ребенка, темперамент, психофизиологические особенности.

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства у детей. Ими могут быть:

  • Нарушения режима дня.
  • Обилие новых впечатлений.
  • Плохое самочувствие во время болезни.
  • Переутомление (физическое и психическое).

Преодолеть капризы можно, если:

  • Увлечь интересным заданием, игрой, всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы;
  • Представить себя на месте ребенка;
  • Сопоставить поведение ребенка дома и в детском саду;
  • Чаще играть с детьми;
  • Общаться «лицом к лицу»;
  • Проигрывать конфликтные ситуации в иносказательной форме с переменой ролей по возрасту;
  • Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку;
  • Будут тверды в позиции и объяснят значение слова «нельзя»;
  • Научат ребенка хотеть, т. е. вырабатывать настойчивость в достижении цели;
  • Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

В целом же, для искоренения упрямства необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этого явления лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник упрямства только в ребенке бесполезно.

Когда начинается приступ упрямства, у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, который вызывает стресс. Что делать?

ПРАВИЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРЯМОМУ РЕБЁНКУ:

Обычно во время приступа детского упрямства силы родителей направлены на борьбу. Зачастую родители употребляют выражение: «Я устала с ним бороться». Со стороны кажется, что между родителями и ребёнком идёт война. Во время любой борьбы всегда есть два противника и обязательно есть проигравший и выигравший. Так получается, что в обстоятельствах борьбы сам ребёнок теряется из виду, и на первый план взрослый выносит ситуацию и свой эгоизм, но не чувства и причину, которые породили факт упрямства. Цели борьбы взрослого обычно таковы: «Я докажу, что я сильнее и авторитетнее». Таким образом, детское упрямство порождает взрослое, и возникает конфликт.

А что чувствует ребёнок? Для этого нужно, чтобы родители вспомнили себя в детстве, свои чувства, когда чего-то хотелось, но не давали или запрещали. И желательно проговорить эти чувства вслух. А потом вернуться в настоящее время и разглядеть собственного ребёнка. При этом ребёнок может переживать грусть, ненависть, обиду, жалость, злобу и др. В этот момент он может испытывать желание действовать наперекор взрослому, ударить его, убежать, спрятаться, заплакать. И это – защитная реакция ребёнка.

Проблему – «Как с ним бороться?» следует переформулировать на – «Как мне понять ребёнка и научиться правильно с ним взаимодействовать?». Необходимо перейти к взаимопониманию. Запас возможностей держать себя в руках у взрослого гораздо больше, чем у ребёнка. Это объясняется физиологической незрелостью некоторых структур мозга, нервной системы, волевой регуляции у детей. Взрослый должен подробнее расспросить ребёнка, чего он хочет. Иногда ребёнок не может подобрать слова, чтобы точно выразиться. После того как желание прояснилось (нет необходимости исполнять его сразу, нужно признать право ребёнка на его желание.

Когда мы чувствуем, что кто-то признаёт и принимает наши планы, мы радуемся, и у нас сразу возникает расположение, тяга к сотрудничеству и диалогу с принимающим нас человеком.

Далее возможно конструктивное обсуждение желания. Желание бывает реалистичным, но осуществимым не в данный момент. В таком случае следует проговорить, когда и как это возможно, и обязательно определить «когда и как» конкретно. И конечно, договорённость с ребёнком необходимо выполнить, иначе у него сформируется недоверие к взрослому.

Безусловно, существуют невыполнимые желания: сложно остановить ветер, срочно вызвать лето и т. д. В таком случае можно поиграть с ребёнком: придумать волшебную палочку, задуть ветер в коробочку, устроить лето дома, позагорать и искупаться.

Правила успешного преодоления упрямства и капризов:

  • Позиция понимания. Не придавайте большого значения и не обращайте внимание на упрямство. Просто подойдите и обнимите своего ребенка, дайте ему понять, что в этот момент он вам так же дорог, как и всегда. Чаще ставьте себя на место ребёнка и смотрите на мир его глазами.
  • Будьте рядом. Не отходите далеко во время приступа от ребенка, дайте ему ощутить, понять, что понимаете, как он страдает, как ему плохо.
  • Момент твердости. Предъявляйте ребёнку разумные требования, соответствующие его возрасту. Если вы сказали «нет» один раз, придерживайтесь и в дальнейшем этого мнения. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.
  • Без паники. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых может проявиться упрямство. Не сдавайтесь и не отчаивайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребенка случился в общественном месте. Стоит – взять его за руку и увести оттуда. Опять же обнять и дать почувствовать вас рядом.
  • Позитивная установка. Не соглашайтесь с ребёнком только для того, чтобы он «отстал». Повторяйте своему ребенку, что у него много разных достоинств. Не сравнивайте с другими детьми, не унижайте, не оскорбляйте. Хвалите детей в семейном кругу и в присутствии посторонних людей, ребенок будет чувствовать свою значимость, у него возникнет желание сделать что-то такое, что удивит и обрадует родителей.
  • Доброжелательность. Прежде, чем обвинить ребёнка в упрямстве, подумайте, не упрямитесь ли вы сами. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать. Проявляйте больше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов и усилий над собой. Предоставляйте ребёнку право выбора.
  • Момент равноправия. Не ведите «борьбу» с ребёнком: взрослый и физически, и психологически крепче, так что ребёнок будет в проигрыше в любом случае; выстраивайте с ним разумное взаимодействие.
  • Любовь во главе. Посвящайте ребёнку больше времени и внимания, чаще играйте с ним. Помните: здоровый ребёнок не может везде и всюду подчиняться родителям!

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675447427_gas-kvas-com-p-semya-fonovii-risunok-semi-3.jpg


Задайте себе вопросы:
1) Сколько времени Вы проводите с ребенком ежедневно?
2) Как часто сталкиваетесь с упрямством и капризами ребенка?
3) Какие эмоции испытывает ваш ребёнок по отношению к вам во время проявления капризов и упрямства? (обзывается, дерётся...)
4) Какие эмоции испытываете Вы, по отношению к ребёнку (ругаетесь, раздражаетесь)
5) По вашему мнению, что заставляет ребенка так себя вести?
6) У всех членов семьи единые требования к воспитанию?
7) Какие приёмы Вы использовали, чтобы отвлечь ребёнка от капризов?

НЕ РУГАЙТЕ И НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКА, КОГДА:

  • он болеет, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  • во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  • когда вы сами не в себе.

НЕ СТОИТ ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше, и на ночь тоже.
  • уметь хвалить, не перехваливая (без фанатизма).

Воспитывая ребенка, помните, что послушание детей - не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. Воспитание послушного ребенка зависит от Вас.

Акцентируйте внимание ребенка на хороших качествах и поступках.

Вы мудрее его, помогите ребёнку справиться с самим собой, основываясь в своём поведении на трёх принципах:

стараться понять ребёнка, обозначить пределы допустимого, проявить сочувствие к нему.

Любите своих детей такими, какие они есть!

С уважением, педагог-психолог Новикова В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

«Упрямство и капризы   детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОМОЖЕТ КАК ПРАВИЛЬНО ОТРЕАГИРОВАТЬ НА УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ РЕБЕНКА...

Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"

КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Причины капризов детей дошкольного возраста

Уметь сказать "нет" капризам ребенка...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультации «Агрессия, злость и жестокость детей дошкольного возраста» для родителей детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет

Консультация поможет повысить педагогическую культуры родителей дошкольника в вопросе преодоления злости, агрессии и жестокости ребенка.Профилактика детской агрессии....