Конспект открытого занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение педагогического коллектива»
план-конспект занятия по психологии

Гареева Гульназ Мидхатовна

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_splochenie_pedagogov.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №5 села Иглино»

муниципального района Иглинский район

Конспект открытого занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение педагогического коллектива»

Составила: педагог-психолог

Гареева Гульназ Мидхатовна

Иглино 2022

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Ход занятия

Психолог:

«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

В течении занятия вы будете выполнять задания по teambilding, т. е. на сплочение коллектива. «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

  1. Упражнение «Тренинговое имя»

Цель: дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или как-то необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени - Петровна, Михайловна. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так.

У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бэйдже. Все остальные члены группы, в том числе и я, в течение всего тренинга будут обращаться к вам только так.

Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя и качество.

2. Принятие правил группы:

Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты» - по имени, что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Давать безоценочное суждение - способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека.

4. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю.».

5. Активно и с юмором участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.

6. Добровольное участие. Кто не хочет, может не говорить.

7. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).

  1. Упражнение «Друг к дружке»

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Встаньте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!» вы должны поменять партнера.

• Правая рука к правой руке!

• Нос к носу!

• Спина к спине!

• Друг к дружке.

• Носок к носку!

• Живот к животу!

• Лоб ко лбу!

• Друг к дружке.

• Бок к боку!

• Колено к колену!

• Мизинец к мизинцу!

• Друг к дружке.

• Бедро к бедру!

• Ухо к уху!

• Пятка к пятке!

• Друг- к дружке.

• Затылок к затылку!

• Локоть к локтю!

• Кулак к кулаку!

• Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

  1. Упражнение «Счет до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

«Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

• Что с вами происходило?

• Если не получилось, то почему?

  1. Упражнение «Ассоциации»

Эмпатия – это представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека. Сейчас мы попробуем определить свою эмпатическую чувствительность.

Педагоги встают в круг друг за другом. Каждому участнику на спину прикрепляются альбомные листы и выдаются фломастеры. Ведущий задает вопросы, а участники тренинга пишут друг другу ответы на листах бумаги: слова–ассоциации.

Вопросы:

1. На какой цветок похож этот человек?

2. На какую птицу?

3. На какое животное?

4. На какой предмет мебели?

5. На какое дерево?

6. На какую еду, или блюдо?

7. На какой напиток?

8. На какой фрукт?

Затем листочки перемешиваются, каждый участник вытягивает спонтанно лист и зачитывает содержимое. Задача аудитории угадать о ком идет речь.

Рефлексия:

• У всех ли совпали ассоциации с личным мнением?

• Кто не согласен с предложенными вариантами?

7. Упражнение «Волшебная пещера»

Цель: сплочение группы.

Ведущий зачитывает описание ситуации.

Ведущий.

Представьте, что ваша группа отправилась в путешествие на ковре-самолете и случайно попала на необитаемый остров, который представляет собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней. Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы.

Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками, потом тоже будет нельзя. Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка - 7-8 минут.

После выполнения этой части задания группа получает следующую инструкцию.

Ведущий.

У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры всего 10 предметов. В течение 10 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый общегрупповой список.

Обсуждение

• Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

• Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие - препятствовали?

• Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

8. Релаксационное упражнение «Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук, и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется».

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.

9. Наша встреча подходит к концу.

Упражнение «Я в лучах солнца».

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя и несколько качеств, характеризующих этого человека. Далее листы передаются по кругу, каждый участник прорисовывывает лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записываются дополнительные качества.

- Ну вот, все игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

10. Упражнение «Рукопожатие»

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до 10, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием».

Психолог. А я, в свою очередь, благодарю каждую из вас за активное участие! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива"

В тренинге представлены упражнения по раскрытию творческих способностей педагогов и коммуникативные игры по сплочению педагогического коллектива.Данный тренинг комплексный и решает сразу несколько зад...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ по педагогическому общению

Профессиональный рост педагога - это постоянное совершенствование. Важную роль играет отработка навыков педагогического общения. В данной разработке представлены игры и упражнения на отреагирвание агр...

Конспект занятия для педагогов по сплочению педагогического коллектива «Дружная команда».

Цель занятия: знакомство и повышение сплоченности педагогического коллектива.Задачи: Улучшение эмоционального состояния педагогов. Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию межд...

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение коллектива», с использованием игровой и телесно-ориентированной технологии.

Цель: создать условия для сплочения педагогического коллектива.Задачи:Способствовать улучшению эмоционального контакта между членами педагогического коллектива.Познакомить с играми и упражнениями на с...

Мини – тренинг для педагогов на сплочение педагогического коллектива «Команда ДОУ».

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллек...

Конспект психологического занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Зимние посиделки»

Цель: развитие коммуникативных навыков у педагогов.Задачи:• формировать ощущения доверия и общности в коллективе;• снять психоэмоциональное напряжение и усталость;• развить умение ...