Проект для старшего дошкольного возраста "Мы - будущие первоклассники. Эйдошколка"
проект по психологии (старшая группа)

Копусова Ирина Ивановна

                                                                          «Быть готовым к школе – не значит уметь читать,

 писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит быть готовым

 всему этому научиться».

Венгер Л.А.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eydoshkolka.docx115.35 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

 «Детский сад №3 комбинированного вида» города Пикалёво

 

Проект для старшего дошкольного возраста

«Мы – будущие первоклассники.

Эйдошколка»

разработала педагог - психолог: Копусова И.И.

срок реализации: долгосрочный

   

2020г.

                                                                          «Быть готовым к школе – не значит уметь читать,

 писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит быть готовым

 всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Актуальность.  Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе.

Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.  Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем.

В психологии внутренняя позиция школьника  является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Эта новая позиция должна быть принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

Объект проекта:  дети 5-7 лет

Предмет проекта: комплекс мероприятий, направленный на формирование «компетенций будущего  школьника» у детей 5-7 лет:

1. «Школа Эйдетики», методологическую основу которой составляет:

  • учение о субъективных наглядных образах Л.С. Выготский, А.Р., Лурия;
  • учение о развитии мышления в детском возрасте Л.С. Выготский;
  • учения о  взаимосвязи мыслительных операций и речи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия;
  • учения о памяти А.Р. Лурия;
  • учения о развитии памяти и мышления И.Ю. Матюгина

2. «Путешествие по Волшебной доске» - интерактивные игры в Умнотеке ДОУ.

3. « Страна геометрических фигур» - развивающие игры с «Блоками Дьенеша».

4. «Мудрый планшет» - использование развивающих карт из серии «Логико – Малыш».

Цель проекта: формирование  у детей старшего дошкольного возраста готовности к предстоящему обучению в школе, развитие образного мышления,  логики, памяти, внимания посредством специально разработанного комплекса мероприятий - Эйдошколка.

Задачи проекта:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.
  • Провести диагностику уровня  развития интегративных качеств у воспитанников старшей группы.
  • Разработать и реализовать комплекс мероприятий – «Эйдошколка», направленный на формирование у детей 5-7 лет «УУД дошкольника».

Гипотеза: мы предположили, что  формирование положительного интереса к школе  и «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы будет успешным, если:

- систематически и целенаправленно реализовывать  специально разработанный комплекс «Эйдошколка» для детей;

- создавать развивающую предметно-пространственную  среду для обогащения жизненного опыта детей;

- повышать  компетенцию родителей в формировании у детей «внутренней позиции школьника».

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта : октябрь 2020г – апрель2021г

                                                                                   

Участники проекта: дошкольники старшего возраста (5-7 лет), родители, воспитатели, специалисты ДОУ (педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальный работник).

Ресурсы. Материально-технические:

 - «Умнотека»: интерактивный комплекс(интерактивная доска, интерактивный глобус, проектор, ноутбук, программное обеспечение – игры для детей 5-7 лет;

 - дидактические и настольно-печатные игры «ЛОГИКО - МАЛЫШ», «БЛОКИ  ДЬЕНЕША»;

 - рабочие тетради «Рабочие тетради для детей 5-7 лет»;

 - серии иллюстративного материала по темам с заданиями на развитие памяти, мышления, воображения, внимания в Эйдошколке»

 Социальные:

 -взаимодействие с городской детской библиотекой по привлечению дошкольников к книге .

 -взаимодействие с МБОУ «СОШ №2»  г. Пикалево

Формы реализации:

 - Подгрупповая деятельность в Умнотеке:

 игры на интерактивной доске, игры с интерактивным глобусом, пополнение и посещение библиотеки ДОУ, экспериментальная деятельность, мозговые штурмы и акции по окружающему миру.

- Индивидуальная и парная деятельность с дидактическим планшетом по серии карт «Логико – малыш» с возможностью реализации самопроверки и взаимопроверки точности выполнения заданий.

-  Взаимодействие педагога - психолога и детей по развитию эйдетики  (эйдос – образ) – Эйдоречь – образная речь:

развивающие словесные, дидактические игры на развитие памяти, мышления, воображения, внимания, так называемые «эйдоминутки», используемые, как часть НОД, часть совместной деятельности, в режимных моментах.

- Игровая  деятельность в Стране геометрических фигур с использованием развивающей игры «Блоки Дьенеша» по серии журналов «Праздник волшебных блоков», «В поисках затонувшего клада», «Спасатели идут на помощь».

- Рабочие тетради, как средство реализации подготовки к школе: развитие графических навыков, знакомство с алфавитом, закрепление развития психических процессов .  

 Принципы реализации проекта

  1. Целенаправленность процесса развития УУД детей на основе возрастных особенностей детей;
  2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  3. Единство содержания форм и методов работы ;
  4. Личностно-ориентированный подход в процессе развития УУД детей ;
  5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
  6. Принцип доступности;
  7. Принцип системности и последовательности.

Продукт проекта:

    Дети успешно осваивают ОП, имеют развитое образное мышление, память, воображение, широкий кругозор, положительную мотивацию к обучению в школе , достаточный уровень социализации для перехода в следующее звено образования.

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей:

положительное развитие у детей УУД дошкольника;

личностная готовность детей к обучению в школе.

Для родителей:

положительная оценка деятельности ДОУ; 

активизация педагогического потенциала родителей, 

приобретение и использование знаний по вопросам подготовки детей к школе.

Для педагогов:

         саморазвитие

         активизация творческого потенциала педагога.

Для группы ДОУ:

     Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы.

Возможные риски при реализации проекта и способы их коррекции:

Отсутствие интереса, желания, времени, возможности помочь со стороны родителей.

Коррекция. Предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций педагогов и учителя-логопеда для родителей по теме проекта.

Низкое познавательное развитие детей.

Коррекция. Предусмотрено взаимодействие с педагогом-психологом ДОУ по коррекции  познавательного развития воспитанников.

Сильная загруженность педагога.

Коррекция: четкое планирование деятельности педагога; активное привлечение родителей к проектной работе; помощь специалистов ДОУ (педагога-психолога, музыкального руководителя,  учителя-логопеда).

Новизна проекта:

Синтез в комплексе мероприятий, названных образно «Эйдошколка»:  приобретение детьми необходимых УУД, развитие творческого воображения, образного, абстрактного мышления, образной связной речи, достаточного уровня коммуникативности и социализации.

Эйдетика для детей – ориентирована на активизацию скрытых творческих способностей. Эйдетика для детей – помогает детям не быть шаблонными и стандартными. Эйдетика для детей развивает память, внимание, мышление и креативность у ребенка.

 

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный

План:

- Изучить психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования.

- Провести мониторинг уровня развития интегративных качеств и психических процессов детьми на начало учебного года .

- Создать  центр развития «Эйдошколка»

-Провести опрос  родителей по вопросу подготовки детей к школе на родительском собрании «Мы – не малыши, скоро в школу».

- Анализировать полученные  результаты, выводы.

Методологической основой проекта послужили достижения современной психологии в области специфики возрастного развития психики дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.); разработки проблемы школьной зрелости (А.И.Запорожец, Л.И.Божович, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова); труды по изучению структуры психолого-физиологической готовности к обучению (Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко, Л.Ф. Трохимчук и др.).

        Для выявления уровня развития психических процессов, интегративных качеств дошкольников было проведено обследование детей на начало учебного года (смотреть таблицы мониторинга). Результаты мониторинга показывают, что 3 ребенка – 15% имеют уровень развития ниже среднего, нуждаются в коррекции педагога, лишь 5 детей- 25% показали результат средний уровень .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей находятся на уровне ниже среднего развития интегративных качеств и психических процессов. Необходимо проводить педагогическую работу, направленную на подготовку к обучению в школе.  

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

Нами было проведено опрос родителей с целью определения компетентности в вопросах  подготовки детей к поступлению в школу. (Приложение 3.) Анализ полученных результатов показал, что  все родители заинтересованы в успешной адаптации детей к школьному обучению. 74% родителей считают, что их ребенок готов к обучению в школе. 62 % родителей готовят своего ребенка к поступлению в школу (посещают курсы, обучают ребенка чтению). Подавляющее большинство родителей  - 77% - считают, что для успешной учебы в школе необходимо уметь читать и считать. Также большинство опрошенных (74%)  отметили, что умение учиться в школе – это знание и выполнение всех правил школьной жизни.

Мы предложили ранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости - от наиболее значимых до менее значимых. Полученные результаты отражены в таблице.

Значимость компонентов психологической готовности,

по мнению родителей

Мотивационная

(личностная)

Интеллектуальная

Коммуникативная (социально-психологическая)

Эмоционально-волевая

На 1 месте

На 1 месте

На 1 месте

На 1 месте

        Таким образом, подавляющее число родителей считают  интеллектуальную готовность ребенка к школе не основным фактором успешной адаптации  к школьному обучению. Этот вывод дает понимание родителей о важности всестороннего развития детей, как основы  для обучения  в школе. 

        Изучив  данные мониторинга детей и результаты опроса родителей, был разработан комплекс мероприятий для создания центра « Эйдошколка» детям 5-7 лет.

II этап – основной

Задачи :

1. Формировать у детей предпосылки УУД, развитие образного, логического мышления, памяти, воображения, как основы обучения в школе;

2. Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;

3.Формировать и расширять кругозор детей;

4. Фиксировать уровень тревожности и страха перед школой у детей;

5.Проводить мероприятия  педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

6. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы  в центре «Эйдошколка».

Работа выстраивалась в следующих направлениях:

Работа с детьми - в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей. Были подобраны разнообразные формы и методы работы в центре активности «Эйдошколка» - развитие психических процессов – мышления, памяти, воображения, внимания посредством:

  • «Школа Эйдетики» на основе методов «Эйдетика детям», разработанных Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, И.Ю. Матюгина.

- словесные и дидактические игры на развитие образного мышления, эйдоминутки в режимных моментах, экскурсии (в школу, в библиотеку, в музей), работа в тетрадях на печатной основе, встречи с интересными людьми .

  • «Путешествие по Волшебной Доске»- интерактивные игры в Умнотеке ДОУ.
  • «Страна геометрических фигур»- развивающие игры с блоками «Дьенеша».
  • «Мудрый Планшет»- использование развивающих карточек из серии «Логико - Малыш»

Работа с родителями - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

Для работы с родителями нами был подобран интересный и необходимый материал .

Формы работы с родителями:

  • Творческие мастерские, мастер-классы для родителей.
  • Открытые просмотры для родителей НОД и СОД по подготовке детей к школе.
  • Анкетирование родителей по вопросам подготовки детей к школе.
  • Печатные буклеты для родителей «Как развивать память?», «Развитие мышления у детей» и т.д. 
  • Совместные акции, участие в конкурсах, проектах ДОУ, города, района, области детей и родителей для развития активной позиции будущих школьников.
  • Мини родительские собрания: педагог – дошкольник – родитель.

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы:

- оформление центра активности «Эйдошколка»;

 - оформление ЛЭПБУКа загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.;

 - внедрение и разработка дидактических игр на развитие психических процессов;

- создание развивающей среды к творческим, сюжетно-ролевым играм «Школа. Школьные уроки» и др. на основе приемов: «Маркеры игрового пространства», «Сенсорные коробки»

Работа по созданию предметно-развивающей среды проходит совместно с родителями и детьми. Наша задача состоит в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.

Реализация проекта

Сроки

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

октябрь

I-II неделя

Мудрый планшет «Логико-малыш»- Первый десяток

Рабочая тетрадь – готовим руку к письму, буква А, Б

Эйдоминутки – слуховые  ассоциации на тему стиха «Стало вдруг светлее вдвое…», музыкальные ассоциации по временам года»

Рассматривание сюжетных картин о природе осенью. Игры «Сложи узор», «Магнитные фигуры», «Сложи квадрат»

Родительское собрание «Мы – старшие дошкольники» (с приглашением педагога – психолога, учителя-логопеда ДОУ).

Консультация «Когда необходимо обращаться к логопеду» (учитель- логопед);

III-V неделя

Рабочая тетрадь- окружающий мир, с.1.

Умнотека - интерактивная доска: игра «ПДД»

«Страна геометрических фигур»- классификация фигур по свойствам и отрицанию свойств

ОМ – составление загадки о фруктах и овощах

Сюжетно-ролевая игра  «Школьники переходят дорогу»

Д/и «Блоки Дьенеша»

Папка – передвижка «Что должен знать и уметь ребёнок 6 лет»

ноябрь

I неделя

Рисование «Осень» (после экскурсии)- образное восприятие

«Мудрый планшет»- первый десяток, ассоциации

Эйдетика - память «Что изменилось?», «Запомни и назови»

Эйдоминутка – словесные образы (о чем ты подумал? назови слово на звук А, Б)

Д/и «Буквы и цифры »

Папка – передвижка «Виды памяти»

II неделя

«Страна геометрических фигур» - свойства отрицания

Артикуляционная гимнастика по тетради логопеда

Д/и  «Игровая азбука»

«Рекомендации по развитию речи детей»;

III неделя

«Путешествие по Волшебной доске» - интерактивная игра по обучению грамоте

Рабочие тетради – 30занятий для успешного развития - развитие психических процессов

Страна геометрических фигур- журнал «Праздник в стране блоков»

Эйдоминутка – мнемотехника в составлении рассказа об осени

Просмотр мультипликационных фильмов: «Козленок, который умел считать до 10»;

Настольно-печатные игры «Буквы», «Цифры», «Стань другом природы».

Консультация «Ребенок идет в школу. Педагогические рекомендации и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников и формированию внутренней позиции».

IV неделя

Познавательное занятие «Путешествие в прошлое предметов. История возникновения шариковой ручки»;

Эйдетика – ОВ(образное воображение)- изобрази свою ручку для письма

Беседа

«Какие предметы помощники в школе?»

Сюжетно-ролевая игра  «Магазин «Канцтовары»»

Изготовление совместно с детьми альбома «Школьные принадлежности»

декабрь

I неделя

Эйдошколка «На что это похоже?»- развитие наглядно- образного мышления

д/и «Ассоциации»

«Логическое домино»

эйдоминутка- разучивание стихотворения  по мнемотаблице о зиме

«Школа будущего первоклассника» ( с приглашением учителей СОШ №3

IIнеделя

Страна геометрических фигур – «Блоки Дьенеша» игра «Житейские истории» ( журнал «Спасатели приходят на помощь»)

эйдоминутка «Цветные коврики» - развитие воображения, восприятия

Д/и «Составь слово»,  «Число и цифра»

«Сложи узор»

Консультация «Развивающие игры» для старших дошкольников

III -IV неделя

школа Эйдетики – развитие наглядно – образного, словесно –образного мышления, игра «Что? откуда? почему?»

Путешествие по Волшебной доске в Умнотеке – интерактивная игра «ПДД»

эйдоминутка зрительные, слуховые ассоциации на тему «Зима. Новый год.»

Настольно-печатные игры «Кто больше? Кто меньше?»

«Цветные счетные палочки Кюизенера»

Совместное творчество детей и родителей «Делаем волшебную букву»(буквы на тему Новый год)

январь

III неделя

Рисование «Умные клеточки» - рабочие тетради.

Эйдошколка – Танграм( логическое мышление)

Азбука животных – «живые буквы»

Просмотр мультипликационных фильмов: «Остров ошибок»

Д/и «Собери картинку».

«Логические таблицы»

Буквы - пазлы

Участие в создании творческих работ на зимнюю тематику

IV неделя

Лепка «Лепим имя»

Рабочие тетради- « 30 занятий для успешного развития детей»

эйдошколка – память, внимание: игры «слушаем и рисуем», «рисуем и запоминаем»,

Просмотр мультипликационных фильмов: «Наш друг Пиши-читай».

Д/и «Азбука», «Блоки Дьенеша», «Логическое домино», «Танграм»

Рекомендации по обучению чтению  «7  золотых правил обучения чтению ребёнка- дошкольника.

февраль

I неделя

Страна геометрических фигур – «Логический поезд», «Спасатели приходят на помощь»

Эйдошколка – внимание

«следи за стрелкой часов», «выбери из предложения букву и зачеркни»

Беседа «Что можно, что нельзя».

эйдоминутка – «внимательные глазки»,

минутки шалости

П/и с мячом «Да» и «нет» не говори»

игры «Что? Откуда? Почему?»,  «Логическое домино»

«Что делать если ребёнок не хочет идти в школу»;

II неделя

Рисование «Карта дороги в школу»

Умнотека – интерактивный глобус «Россия- огромная страна»

Ситуация «Родители не пришли встречать или ты остался один на улице»

«Веселые запоминалки» - дни недели

Игра – путешествие «Я иду из дома в школу, на занятия» по плану-схеме.

«Логико  малыш»– 1десяток

«логическое домино»

Рекомендации «Как выбрать школу» ( педагог - психолог Копусова ИИ)

III-IV  неделя

«Веселые старты» (совместно с физруком)

«Мудрый планшет» - карточки Соответствия, «Поймай звук»

Страна геометрических фигур – «Спасатели приходят на помощь»

. Беседа «Режим дня будущего первоклассника»

Минутки памяти – карточки 6 штук( образные крючки, цепочки)

Рассматривание иллюстраций на тему «Сутки. Распорядок дня школьника»

Сотворчество детей и родителей: краткосрочный проект «Папа, мама, я – спортивная семья»

март

Iнеделя

НОД «Волшебные слова»

Мудрый планшет – Карточки «Поймай звук», «Поймай слог»

Рабочие тетради – Пишем по клеточкам.

Слуховые ассоциации с закрытыми глазами – прием оживление.

Лото «Как поступить в ситуации»

игра «В городе», «Логическое домино»

Консультация «Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?»

II неделя

Умнотека – интерактивные игры  по теме недели, по ЗКР.

эйдошколка – творческое воображение ТРИЗ

память и мышление – «опиши предмет», «смысловые пары»

Чтение художественной литературы.

Стихотворение А. Барто «В школу».

ассоциации «Живые буквы», «Живые цифры»

игры «Палочки Кюизенера», «Логическое домино», « сложи узор», «Танграм»

Организация фотовыставки «Мы умеем, мы знаем»

III неделя

НОД «Поговорим о дружбе»

Мудрый планшет – карточки «Композиции»

Страна геометрических фигур – журнал «Спасатели приходят на помощь»

Ситуация «Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?»

эйдоминутка на творческое воображение Придумай поговорку о дружбе

Совестное с детьми  рисование «Мой лучший друг»

IV неделя

Экскурсия в библиотеку.

Умнотека – интерактивные игры по развитию речи.

эйдошколка – внимание, игры со стрелками часов – проследи стрелочкой цифру 5, 8 и т.д.

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные книги».

Ситуация «Если книга заболела».

Заучивание стихотворения:
В. Берестов «Как хорошо уметь читать».

Сюжетно-ролевая игра «Школьная библиотека»

Рекомендации по подбору художественной литературы, мультфильмов и дидактических игр  по школьной тематике

апрель

I неделя

Страна геометрических фигур – журнал «Спасатели приходят на помощь»

Беседа «Бережное обращение с книгами»

Работа в книжном уголке

Выставка книг «Моя любимая книга»

II неделя

Конструирование «Моя школа» (из лего)

Умнотека  -интерактивный глобус

Рабочие тетради - окружающий мир, предметы

 Придумывание загадок о весне.

игры с буквами, числовым рядом, д/и «Что? Зачем? Почему?

Логико – малыш с карточками

 Памятка «Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение»

III-IV  неделя

Рисование на тему «Моя школа»

Экскурсия в школу

Страна геометрических фигур – журнал «Спасатели приходят а помощь»

Составление рассказа на тему сюжетной картины на школьную тематику.

Слушание и разучивание: песен о школьной жизни. ( совместно с музыкальным руководителем)

Решение кроссвордов по теме «Школа»

Сюжетно-ролевая игра  «Школьный урок»

 Рекомендации « В первый класс: с шести или семи лет?»

Папка – передвижка «Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников».

III этап – заключительный – анализ результатов проекта

Задачи:

-  мониторинг уровней развития психических процессов и интегративных качеств детей

-  мониторинг сформированности у дошкольников внутренней позиции школьника

-  результативность реализации проекта.

Методика определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»

Ход выполнения.

Экспериментатор просит ребенка ответить на следующие вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Экспериментатор фиксирует ответы ребенка.

Обработка результатов и выводы.

Учитываются все ответы, кроме 6 и 7 . При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

1. Хочу идти в школу.

2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

4. Люблю, когда мне читают книжки.

5. Сам прошу, чтобы мне почитали книжки.

8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9. Хочу быть учеником.

10. Пусть будет длиннее урок.

Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Цель: – выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

а Да – А., не знаю, нет – Б.

А – называет школьные предметы, уроки;

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

А – нет;

Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

А – школа А, Б – школа Б

А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

  • положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

  • отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

  • возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

  • сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 – Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень – обязательно 1, 3, 5 – А, 2, 6, – Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» на I этапе

Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» на заключительном этапе

           

 Цель мониторинга развития у дошкольников психических процессов - анализ воздействия психолого-педагогических и педагогических технологий в комплексе «Эйдощколка» на личностные изменения воспитанников, выявление динамики психического развития воспитанников. По результатам мониторинга планируется коррекционно-развивающая система взаимодействия педагога–психолога с воспитанниками.            

 В мониторинге принимали участие дети, достигшие пяти лет, то есть воспитанники старшей группы и подготовительной группы. Всего было обследовано 12 детей.

Мониторинг проводился по методике Н.Н. Павловой и Л.Т. Руденко[1] посредством наблюдения за различными видами деятельности (непосредственно образовательной, игровой, коммуникативной, продуктивной, творческой), тестирования психических процессов по методикам Р.С. Немова, О.М. Дьяченко, О.И. Бардиной.

Результаты мониторинга заносятся в индивидуальные карты воспитанников, а также в сводную таблицу по группе.

После заполнения карт педагог-психолог проводил обработку полученных результатов, переводя их в количественный состав, выводя средний балл по ребенку и группе, а также высчитывался процент развития конкретного психического процесса в данной возрастной категории. Критерии оценки определялись буквами (в-высокий уровень, в.с.- выше среднего уровня, с-средний уровень, н.с -ниже среднего уровня, н.-низкий уровень).

В начале учебного 2020 года на основании мониторинга детей группы компенсирующей направленности МБДОУ «ДС№3КВ» города Пикалево были получены следующие данные:

                        Итоги мониторинга развития психических процессов:

Старшая группа

Психические процессы

Сентябрь-октябрь 2020(начало года)

В

В.С

С

Н.С

Н

Восприятие

-

      -  

   50%

25%

25%

Наглядно-действенное мышление

      -

      -

50%

32%

13%

Наглядно-образное мышление

-

-

   32%

43%

25%

Устойчивость внимания

-

-

55%

22%

23%

Концентрация внимания

-

-

50%

25%

    25%

Слуховая память

-

-

43%

57%

-

Зрительная память

-

-

70%

30%

-

Воображение

-

-

43%

43%

14%

Речь

-

-

39%

27%

6%

Волевые качества

-

      -

45%

25%

    25%

Общение со взрослыми

-

    25%

50%

25%

-

Общение со сверстниками

-

    50%

37%

13%

-

Статус в группе

-

  25%

50%

25%

-

Подготовительная группа

Психические процессы

Сентябрь-октябрь 2020(начало года)

В

В.С

С

Н.С

Н

Восприятие

-

7%

43%

43%

7%

Наглядно-действенное мышление

-

60%

26%

14%

-

Наглядно-образное мышление

-

20%

60%

13%

7%

Устойчивость внимания

-

7%

66%

20%

7%

Распределяемость внимания

-

7%

60%

26%

7%

Концентрация внимания

-

7%

54%

32%

7%

Слуховая память

-

33%

   46%

7%

    14%

Зрительная память

-

20%

34%

32%

  21%

Воображение

-

4%

48%

40%

8%

Речь

-

16%

64%

12%

8%

Самооценка

-

64%

22%

14%

-

Волевые качества

-

20%

44%

36%

-

Общение со взрослыми

-

20%

60%

20%

-

Общение со сверстниками

-

44%

40%

16%

-

Статус в группе

-

44%

44%

12%

-

Проанализировав и обобщив данные, полученные в ходе мониторинга развития психических процессов у воспитанников, можно сделать вывод о том, что средний уровень развития является преобладающим, данный факт свидетельствует о том, что в целом уровень развития детей, посещающих группу компенсирующей направленности, соответствует возрастной норме.

Но, как видно из таблицы, есть процент детей имеющие показатели ниже среднего. Для того, чтобы способствовать развитию психических процессов у данной группы воспитанников, проводятся коррекционно-развивающая система НОД в индивидуальной и групповой форме в соответствии с индивидуальным маршрутом, определенным совместно с педагогами. А также проводится работа с родителями данной группы детей.

Также наблюдается небольшая группа детей, имеющая низкий уровень развития. Для работы с  детьми в рамках проекта ипользовался комплекс «Эйдошколка»

  В конце  учебного года 2020-2021г. на основании мониторинга подготовительной группы компенсирующей направленности МБДОУ «ДС№3КВ» города Пикалево были получены следующие данные:

                        Итоги мониторинга развития психических процессов:

Старшая группа

Психические процессы

             Апрель - май 2021(конец года)

В

В.С

С

Н.С

Н

Восприятие

-

      15%  

   70%

15%

-

Словесно -логическое мышление

      -

      -

40%

60%

-

Наглядно-образное мышление

-

-

   50%

50%

-

Устойчивость внимания

-

-

50%

50%

-

Концентрация внимания

-

-

60%

40%

      -

Слуховая память

-

-

85%

15%

-

Зрительная память

-

15%

85%

-

-

Воображение

-

-

30%

70%

-

Речь

-

15%

40%

45%

-

Волевые качества

-

      -

45%

25%

      -

Общение со взрослыми

-

    30%

70%

-

-

Общение со сверстниками

-

    50%

50%

-

-

Статус в группе

-

  30%

70%

-

-

Подготовительная группа

Психические процессы

                Апрель - май 2021(конец года)

В

В.С

С

Н.С

Н

Восприятие

-

   40%

30%

30%

-

Словесно-логическое мышление

-

15%

45%

40%

-

Наглядно-образное мышление

-

30%

55%

15%

-

Устойчивость внимания

-

   40%

40%

20%

-

Распределяемость внимания

-

   30%

40%

30%

-

Концентрация внимания

-

30%

40%

30%

-

Слуховая память

-

-

   100%

-

       -

Зрительная память

-

40%

60%

-

 -

Воображение

15%

15%

40%

30%

       -

Речь

-

30%

40%

30%

-

Самооценка

40%

30%

15%

15%

-

Волевые качества

-

30%

40%

30%

-

Общение со взрослыми

-

60%

40%

-

-

Общение со сверстниками

-

85%

15%

-

-

Статус в группе

15%

30%

55%

-

-

Проанализировав и обобщив данные, полученные в ходе итогового мониторинга развития психических процессов у воспитанников, можно сделать вывод:

Средний уровень развития является преобладающим, данный факт свидетельствует о том, что в целом уровень развития детей, посещающих группу компенсирующей направленности, соответствует возрастной норме.

К концу учебного года вырос процент детей, достигших уровень выше среднего по концентрации, распределяемости, устойчивости внимания, словесно - логическому мышлению, зрительной памяти, воображению.

Процент детей, имеющих показатели ниже среднего, уменьшился по восприятию, мышлению, вниманию, речи, волевым качествам.

            Наблюдается положительная динамика в развитии детей  с низкого уровня на уровень ниже среднего по наглядно – образному мышлению, по устойчивости, концентрации внимания.

Вывод: Реализация долгосрочного проекта «Эйдошколка» способствует развитию психических процессов старших дошкольников, формирует внутреннюю позицию будущего школьника, развивает коммуникативность и социализацию дошкольника.

Список литературы

1.Безруких.М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.

2.Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.

3.«Идем в школу с радостью!»  Пазухина И. А. , /Дошкольная педагогика/ №4 2010.

4.Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

5.«Хочу учиться!» Павлов И. В. / Родителям о психологической подготовке ребенка к школе/ СПб. Речь, 2008.

6.Интернет – ресурсы.

7.Учение о субъективных наглядных образах Л.С. Выготский, А.Р., Лурия;

8.Учение о развитии мышления в детском возрасте Л.С. Выготский;

9.Учение о  взаимосвязи мыслительных операций и речи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия;

10.Учения о памяти А.Р. Лурия;

11.Учения о развитии памяти и мышления И.Ю. Матюгина

                 

             



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста "Будущий первоклассник"

Пояснительная записка.В соответствии с пунктом 3.3.6. федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Содержание образовательно...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников "Мэри Поппинс"

Программа готовит детей к системному обучению в школе, осуществляя преемственность дошкольного и начального общего образования...

Проект для старших групп «Мы – будущие олимпийские чемпионы», посвященный XXII зимним Олимпийским играм в Сочи.

Это проект был составлен с целью вызвать у детей дошкольного возраста интерес к XXII зимним Олимпийским играм в Сочи и создать условия ощущения сопричастности к важнейшим событиям современной России. ...

Проект для старшей группы "Город будущего."

Совместно с родителями группы мы увидели, что у наших детей есть проблемы в знаниях об истории нашего города, о том, как все начиналось, о настоящем и будущем. Повышению системности в работе способств...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников

      Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проход...

ПРОЕКТ для старшего дошкольного возраста «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»

ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.Задачи педагогической деятельности: расширить знания ...