Развитие социальных и коммуникативных качеств личности старшего дошкольника через социокультурные традиции.
статья по психологии

Орлова Анастасия Николаевна

Значитеьное внимание в дошкольном детстве необхдимо уделять развитию социальной компетентности.  Уметь понимать другого человека, научиться ему сопереживать и сочувствовать, удовлетворяя свои желания, учитывать интересы других людей – очень важный этап в развитии личности ребенка. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения является залогом успеха развития социальной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Орлова Анастасия Николаевна

педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 99 Выборгского района Санкт-Петербурга,

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ.

Человек – существо социальное. Для социализации ребенка в обществе необходимы осознание собственной индивидуальности (своего «Я»), осознание и принятие особенностей других людей и умение эффективно взаимодействовать с ними, то есть развитие социальной компетентности.

Дети по природе своей эгоцентричны. Уметь понимать другого человека, научиться ему сопереживать и сочувствовать, удовлетворяя свои желания, учитывать интересы других людей – очень важный этап в развитии личности ребенка.

Первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка является семья. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Огромное значение в дошкольном детстве уделять внимание развитию социальной компетентности. Данную работу следует вести системно и последовательно.

В процессе этой работы должны развиваться такие качества ребёнка как: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость; ребенок должен овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; научиться управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения; уметь решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту); иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

В начале ребенок, как это не странно звучит, должен познакомиться с самим собой, ведь только тот, кто относится к себе как к самоценности, как субъекту, способному к активному и самостоятельному самоопределению, также относится и воспринимает другого человека.  Отношение человека к себе как к ценности служит гарантом такого же отношения к личности другого и определяет выбор им ненасильственных способов взаимодействия с людьми.

В связи с этим, особенно важным и необходимым в процессе формирования у ребенка гуманных взаимоотношений является характер его самоотношения, уровень принятия ребенком своей собственной личности, его самооценка, а также сформированность у него образа Я.

Сформированность образа Я к концу старшего дошкольного возраста является первой и необходимой предпосылкой для дальнейшего формирования у ребенка способности к гуманному взаимодействию со сверстниками.

Испокон веков семья являлась значимой частью жизни человека, фундаментом его практической деятельности, основой эволюции мироздания. Трудно переоценить социальное значение семьи как первичного института социализации личности, в неразрывной связи с которым человек нуждается на протяжении всей своей жизни.

Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители, порой, все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью.

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.

Успешное взаимодействие не может быть осуществлено без сформированности у человека направленности на другого, как на высшую ценность, занимающую ведущее место в системе его человеческих смыслов.

А. А. Бодалев считает, что одним из необходимых условий для успешного общения людей друг с другом является «... воспитанность его эмоциональной сферы», проявляющаяся в наличии у человека способности к сопереживанию и состраданию окружающим – эмпатии [1, 69].

Одним из условий для проявления личностью способности к сопереживанию выступает наличие потребности и умения адекватного самооценивания в процессе общения, а также способность определять характер реакции окружающих на самого себя.

Основной задачей в старшем дошкольном возрасте, в силу специфики его возрастных возможностей, является формирование предпосылок толерантности. Сущность данного личностного образования заключается в стремлении ребенка понять и принять личность другого человека, его право на «инаковость», его мнения и интересы как данность, даже если они не совпадают с его собственными. При этом большое внимание следует уделять совершенствованию у ребенка эмоциональной саморегуляции, умению не раздражаться, не испытывать и не проявлять чувства обиды, непонимания, превосходства при взаимодействии с другими людьми.

Дети не всегда адекватно могут назвать причины, лежащие в основе конфликтов со сверстниками, перечислить известные им конструктивные способы их разрешения. Мы считаем необходимым помочь детям научиться разбираться в причинах и масштабах тех конфликтных ситуаций, с которыми очень часто приходится сталкиваться ребенку в процессе общения со сверстниками. Овладение ненасильственными способами взаимодействия со сверстниками, основу которого составляет взаимное доверие, стремление к диалогу, должно отвечать личностным особенностям самого ребенка, использующего эти способы в процессе общения с другими людьми.

Ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского [6, 201], начинает чувствовать переживания другого только в случае оказания ему действенной помощи, сочувствия и заботы. В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ориентации – сопереживания к ориентации – действию.

Необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Для этого следует научить детей дарить продукты своей деятельности, будь то рисунки, поделки, изготовленные ими самими, или подготовленные концертные номера. Особо важно, когда в такая работа идет совместно с родителями. 

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.

В семьях детей нередко хранятся подлинные вещи и документы, семейные реликвии. Прикосновение к «живым» документам истории семьи, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикали семейных связей.

Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.

Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – мой город – моя  страна – моя планета).

Социализация личности начинается с раннего детства и формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает жизнь ребенка. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Позднее к процессу социализации личности присоединяются детский сад и школа. Именно в тесном взаимодействии семьи и образовательного учреждения и состоит залог успеха развития социальной компетентности.

 

Список литературы:

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  2. И.Н. Гильяшева, Н.Д. Игнатьева. Межличностные отношения ребенка. М., 1994
  3. Е. Клепцова. Детская нетерпимость // Дошкольное воспитание 2008 г., №7
  4. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – Москва, 2007.
  5. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – Москва, 2002.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Москва, 1992.
  7. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О.Л. Князева. – Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"

Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...

"Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников через театрализованную деятельность"

Опыт работы воспитателяМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Трубчевского детского сада комбинированного вида «Дельфин» Дедущенковой О. Н. на тему«Воспита...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

«Новогодние хороводные игры, как одно из средств воспитания нравственных и коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника»

Материал будет полезен  музыкальным руководителям, воспитателям при подготовке к новогоднему празднику....

Воспитание социально-нравственных качеств личности старших дошкольников (5-7 лет) через средства художественной литературы

Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты социально-нравственного развития, воспитания, совершенствования дошкольников занимают особое место среди проблемных тем педагогической ...