« Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии»
консультация по психологии

 

В каком бы возрасте ребенок не пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое отражается  на его психофизическом состоянии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_adaptatsii.odt23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №404 г. Челябинска»

Статья на тему:

« Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии»

Оформил: педагог – психолог

Андрейченко Марина Ивановна

г. Челябинск

« Ясли – это серьезно!»

(В. Алямовская)

В каком бы возрасте ребенок не пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическом состоянии. По данным американских исследований, такое состояние можно сравнить с переживанием взрослого человека в ситуации развода. Это не трудно понять – ведь ломается стереотип жизни, позволявший ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно. Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор – разлука с матерью. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности.

Современная практика воспитания и обучения ребенка раннего возраста все чаще ставит взрослого в своеобразный педагогический тупик. Оказывается, что ребенок напористо отстаивает свою независимость и его трудно дисциплинировать. Малыш, приходя в детский сад и попадая в новые условия жизни, что само по себе для него нелегко, уже имеет ряд психологических проблем или достаточно быстро их приобретает, поскольку родители не обеспечивают ему ощущение безопасности, чувство доверия к миру.

Период раннего возраста требует от взрослых существенно пересмотреть свое отношение к ребенку, которое сложилось, обогатить взаимоотношения с ним деятельным сотрудничеством и таким образом создать для него психологически безопасную среду, в которой только и может благополучно протекать развитие малыша.

Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования. Психологическая безопасность - это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что человека заставляют делать против его желания, от пренебрежения, заброшенности и недоброжелательного обращения.

Ранний возраст – это в буквальном смысле начало. В раннем возрасте от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии. Вхождение ребенка в целесообразно организованную образовательную среду детского сада позволяет начать систематическую работу по формированию его психологической безопасности. Основная задача педагога-психолога состоит в том, чтобы обеспечить психологическую безопасность детей в группах раннего возраста, поскольку именно в этот период ребенок особенно уязвим, не имеет механизмов психологической защиты, не только не может сам удовлетворить свои нужды, но и даже понять их.
Снижается так называемый ресурс сопротивляемости, обеспечивающий психологическое здоровье подрастающей личности. Возникающее у детей в раннем возрасте длительное психоэмоциональное напряжение порождает поиск суррогатных выходов в виде вредных привычек, протестных действий, аффектов, нарушения правил поведения. Данные проявления и характеризуют нарушение психологического здоровья ребенка раннего возраста. Известный врач В. И. Гарбузов так определил механизм возникновения вредных привычек. Ребенка воспитывают по гиперсоциальному типу или по типу неприятия.
В ранние периоды развития ребенка его психологическое здоровье существенно подвержено нарушениям ввиду неправильно выбранной стратегии воспитания. Особенно часто к нарушениям психологического здоровья проводят
депривация, фрустрация потребностей, ошибки в воспитании. Ошибки в воспитании порождают дидиктогении. Это, по определению Н. В. Жутиковой, неблагоприятное последствие педагогических ошибок, отрицательного воспитательного воздействия.

Ребенок нуждается во взрослом человеке и зависит от него. Для ребенка раннего возраста, пребывающего в группе дошкольного учреждения, определяющим его психологическую безопасность фактором становится эмоциональное отношение к нему педагога. Типология эмоционального отношения взрослого к детям (Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский) поможет педагогу-психологу выявить и преодолеть психологические угрозы, которые могут иметь место в образовательной среде.
1. Устойчиво-положительный тип
2. Пассивно-положительный тип

3. Неустойчивый тип

#1054;ткрыто-отрицательный тип
5. Пассивно-отрицательный тип

Итак, с точки зрения психологической безопасности направления деятельности педагога-психолога ДОУ в отношении детей раннего возраста включают:

  • содействие ребенку в адаптации к новым условиям жизнедеятельности в ДОУ;
  • психологическое обеспечение реализации основной общеобразовательной программы;
  • содействие педагогу в реализации психогигиенических требований в образовательном процессе;
  • психопрофилактику дидактогений.

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Успешной будет та адаптация, которая организована не как приспособительный процесс, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образование новых.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических, так и социальных, в новой среде и новыми средствами.

Существуют две технологии в работе с ребенком в адаптационный период:

I. Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период.

В основу этой технологии вложены 2 принципа:

  • Принцип развития предполагает, что смысл состоит не в том,

чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка с взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.

  • Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка второго года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели.

Технология включает в себя три этапа:

На 1 этапе работы развивается контакт со взрослым (формирование привязанности к воспитателю);

2 этап – освоение новых видов занятий (формирование предпочтений в новой предметной среде);

3 этап – формирование контактов с ровесниками.

На первом этапе ребенок постепенно привыкал к контакту с взрослым сначала вместе с родителями (тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками – забавами, игры – шутки).

На втором этапе ребенок в игровой обстановке учиться ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, видов деятельности.

Третий этап стимулирует у ребенка положительное и доброжелательное внимание к ровесникам. На этом этапе целесообразно проводить хороводные и психотехнические игры.

II. Технология психолого – педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ. Диагностика проводиться в три этапа.

  1. Первичная диагностика (анкетирование родителей, наблюдение, беседа с родителями).
  2. Текущая диагностика (наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ).
  3. Итоговая диагностика (наблюдение).

В наше время родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду часто плачут и болеют. Чтоб развеять сложившийся стереотип о детском саде, и не было среди детей дидактогениев, мной была проведена работа под девизом «Позитивный результат – адаптированность!».

Разработана была модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ. Построение целостной модели адаптационного периода обуславливает успешность вхождения ребенка в детский сад.

Задачи модели:

- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к ДОУ;

- использовать новые организационные способы привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом.

- обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период;

- познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;

- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Работа педагога-психолога с родителями

Работа в команде – залог успешности сопровождающего развития детей раннего возраста и родители полноправные члены этой команды.

На первом этапе работы необходимо составить прогноз адаптации на каждого ребенка и важно оказать родителям эмоциональную поддержку, а также настроить на сотрудничество с педагогами. С этой целью мной проводиться работа с родителями.

  • Первое знакомство с родителями проходит до момента поступления их ребёнка в детский сад. Родители новичка приглашаются на встречу – знакомство, затем поздравляю с поступлением их ребёнка в наш детский сад;
  • Заполнение информационного листа и выявления запроса родителей на просветительскую и развивающую работу с ними;
  • На маминых посиделках проводятся мини – беседы, лекции, а так же родителям дарятся информационные памятки или буклеты от педагогов (в зависимости от темы);
  • Знакомство родителей с условиями жизни детей в группе, моделирование проблемных ситуаций, поиск и варианты решений;
  • Первые дни пребывания ребенка в детском саду с родителями: 1-2 день - на прогулке (подвижные игры, наблюдение); 3-5 день – в группе во время совместной деятельности (дидактические игры, релаксационные и динамические паузы, музыкально – танцевальные этюды, игры подражательного характера)

Работая по повышению уровня доверия родителей к нашему детскому саду, мы получаем радость от совместного сотрудничества, а также учим родителей конструктивному общению со своими детьми и готовим их к сотрудничеству.

Второй этап – взаимодействие педагога – психолога с воспитателями групп раннего возраста.

Работа педагога-психолога с воспитателями

Воспитатель ясельной группы – это, по существу, Визитная Карточка детского сада. Такую установку приняли наши педагоги, работающие в группах раннего возраста, которые стараются соответствовать следующим требованиям к своей педагогической деятельности:

- Проявление искреннего интереса к ребёнку, так как ребёнок ясельной группы чрезвычайно чуток к фальшивому, неискреннему покровительственному тону.

- Обладание позитивными человеческими качествами, так как он стоит у истоков становления Человека.

- Высокий профессионализм. Это не только знание возрастных особенностей, но и сильная мотивационно - эмоциональная заряженность на работу с малышами.

- Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей группы.

Работа воспитателей групп раннего возраста очень ответственная должность, с серьезными к ней требованиями соответствия этой должности.

В системе сопровождающего развития малышей их педагогам необходима психологическая поддержка и помощь.

Свою деятельность с педагогами я веду в следующих направлениях:

- психологическое просвещение: консультации, семинары, выпуск информационных листков, памяток;

- психопрофилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги (обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психоэмоционального напряжения), дискуссии;

- исследовательская работа: анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;

- консультационная работа: тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу.

Цель проводимой работы – повышение уровня теоретических и практических знаний в области возрастной психологии, профилактика синдрома эмоционального выгорания воспитателей.

Своевременно оказанная помощь малышу даёт свои результаты: обеспечена “легкая” степень адаптации детей при переходе их в дошкольные группы детского сада.

Третий этап – работа с детьми.

Развивающая работа с детьми раннего возраста

Система работы с детьми раннего возраста включает в себя два этапа:

- Этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период). На этом этапе создается безопасная психологическая обстановка для малышей: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

- Этап после адаптационный. - малышам предлагаются развивающие встречи со специалистами, налаживается ритм их жизни в ДОУ.

Цель Этапа привыкания: осуществление помощи детям, их родителям в адаптации к новым социальным условиям.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на этом этапе следующие:

- Преодолеть стрессовое состояние малышей и их родителей.

- Формировать активную позицию родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду;

- Помочь воспитателям, их помощникам в подборе методов и приемов профилактики нежелательных проявлений у малышей.

Учитывая важность адаптационного периода, мои занятия с малышами начинаются постепенно: первые встречи с психологом намечаются на 2-3-ю неделю их пребывания в группе. Эти кратковременные встречи

(5-7 мин.) проходят в групповом помещении: я прихожу к малышам в установленное время ( мед.сестрой и воспитателем определили для этих минут благоприятное время: после завтрака и режимных процедур). Мой приход в группу сопровождается эмоциональным “якорем”: обязательно привожу “гостя” - яркую мягкую игрушку. Большинство малышей мгновенно проявляют интерес и желание все посмотреть, потрогать.

Первый эмоциональный контакт налажен. От лица игрушки вступаю в диалог с теми детьми, которые подбежали и готовы к игре, с остальными малышами находится воспитатель и предлагает им поиграть с героем. Такие кратковременные встречи походят 1-2 раза в неделю до тех пор, пока дети “не привыкнут” к моему появлению и не начнут проявлять радость от желания поиграть с героями или с “волшебным” мешочком. Обычно через 2-3 недели малыши при моём появлении в группе бегут на встречу или усаживаются на коврик, проявляя радость и желание играть.

Таким образом, мои встречи с малышами служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребёнку в приобретении им позитивного опыта совместного существования со сверстниками и взрослыми.

В основу занятий с малышами легли следующие принципы:

- “от простого – к сложному”;

- принцип активности и посильной самостоятельности (его суть – активное участие взрослого и его сотворчество с ребёнком);

- принцип эмоциональности (необходимо эмоциональное взаимодействие взрослого с ребёнком, которое поддержит устойчивость действий ребёнка и направленность его интереса);

- принцип повторности и цикличности позволит взрослому осуществить “живое” общение с детьми, учитывая особенности восприятия и индивидуального реагирования малышей.

Индивидуальные занятия в виде:

- “пальчиковые” игры в виде игрового массажа пальчиков и кистей рук;

- игры-забавы, игры-сюрпризы и т.д.;

- изодеятельность (пальчиковое рисование, действие с бумагой, лепка и т.д.).

Кризис системы общего дошкольного образования обострил проблему помощи и поддержки семье, не имеющей специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Таким семьям поможет только человек, имеющий специальное образование и освоивший новую модель дошкольного образования: Ребёнок – Педагог (ДОУ) – Родитель.

Реализация предлагаемой модели позволила повысить уровень психологического здоровья ребенка раннего возраста и задать тем самым задел для его благополучного развития в период дошкольного детства.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,,1984 г.-Т. 4.
  4. Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком. – С – П, 2005 г.
  5. Мухина В. Детская психология. Учебник для пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.
  6. Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.
  7. Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста.- Н.Н.,1992











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Самообразование на тему «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий»

Воспитать творческую, самодостаточную личность может только творческий и талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития. Если задаться вопросом о том, как педагог может постр...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении»Новые условия, осознание важности и возрождение необходи...