Игры дома, направленные на развитие психических процессов
консультация по психологии

Игры, направленные на развитие психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_psihicheskih_protsessov.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игры дома, направленные на развитие психических процессов

«Придумай окончание к рассказу»

Цель: Развивать воображение, способствовать развитию связной речи.

Взрослый зачитывает ребенку  начало придуманного им рассказа, ребенок придумывает продолжение к этому рассказу.

Варианты: Ребенок придумывает начала  рассказа, затем ребенок продолжает рассказ, затем снова рассказ продолжает взрослый, потом ребенок  и т.д.   К придуманным рассказам ребенок может нарисовать рисунки.

«Послушай и запомни»

Цель: Способствовать развитию слуховой памяти.

Ребенку предлагается ряд слов (не связанных по смыслу друг с другом) (от 4-10), которые он запоминает, а потом воспроизводит.

«Запомни  узор (фигуры)»

Цель: способствовать развитию зрительной  памяти.

Материал:  геометрические  фигуры, счетные палочки, наборы фигур, счетных палочек.

Ребенку предлагается запомнить последовательность геометрических фигур,  узоров, которые выкладывает взрослый из счетных палочек. Далее, взрослый, убирает образец, а ребенок, выкладывает этот узор (фигуры) на столе. Ребенку предлагается от 3 и более фигур и узоров.

   

«Какой игрушки не хватает»

Цель: Развитие зрительной памяти.

Материал: игрушки.

 Поставить перед ребенком на 1 минуту 4- 5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну (несколько) игрушку. Вопрос ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

  1. Увеличить количество игрушек;
  2. Ничего не убирать, а только поменять их местами.

«Придумай предложение по картинкам»

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Взрослый показывает 2 карточки, на которых нарисованы какие-то предметы. Задача в том, чтобы придумать слово, служащее как бы переходным мостиком от одного к другому предмету. Например, 2 картинки- на одной зайчик, на другой - морковка. Переходным мостиком могут быть слова «ест» (заяц ест морковку), «любит» (заяц любит морковку), «украл» (заяц украл морковку) и т.д.

«Назови одним словом»

Цель: развитие мышления.

Перед ребенком раскладываются картинки, взрослый  просит  рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

«Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления.

Предложите  ребенку игру:  «Я буду говорить слово, а ты тоже скажи мне его же, только наоборот, например, большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

«Угадай»

Цель: развитие мышления.

Взрослый  предлагает  угадать, о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать ребенку конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

«Найди игрушку»

Цель: Развитие внимания, наблюдательности; учить детей ориентироваться в пространстве.

Взрослый  описывает ребенку какую-нибудь игрушку или предмет, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

«Что это?»

Цель: Способствовать развитию наблюдательности, ориентировки детей в пространстве, закрепить понятия: «впереди», «сзади», «справа», «слева» и др.

Материал: предметы, игрушки.

Взрослый размещает вокруг ребенка три-четыре предмета и загадывает один из них, сообщив ребенку только место расположения (перед тобой, позади (за), справа, слева и т.д.). Известно, что предмет (игрушка) лежит перед тобой, что это? И т.д.

«Хлоп» («Топ»)

Цель: развивать внимание.

Описание: взрослый перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый  назовет (например)  животное, или топнуть ногой, если услышит название (например) растения. Правила заранее обговариваются, можно применять разные варианты

«Успей дотронуться»

Цель: развивать внимание, речь.

Описание: предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.». Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься до двух круглых предметов».

«Чем похожи – чем отличаются»

Цель: развивать внимание.

Возьмите две игрушки, похожие по цвету или форме. Спросите у ребёнка: похожи ли игрушки друг на друга? Они одинакового цвета (размера). А чем игрушки отличаются? Например, у зайчика длинные, большие ушки, а у медведя маленькие. Для того, чтобы играть в эту игру, сначала научите ребёнка правильно рассматривать игрушку. Внимательно рассмотрите все части игрушки, цвет. На ощупь определите, какая игрушка, из чего сделана. Вспомните, как можно с ней играть.

«Какого цвета не стало?»

Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания

Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

«Ласковые лапки»  

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, развитие чувственного восприятия 

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Рисование на спине» 

Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.

Ребенок встает спиной к взрослому. Взрослый рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована. 

Вариант. «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.

«Чудесный мешочек» 

Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти

Ребенку предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Ребенок поочередно ощупывает одну из находящихся в мешочке игрушек, называет ее, а затем вынимает и показывает игрушку.

Задание можно усложнить, предложив достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.

«Укрась слово» 

Цель: развитие образного вариативного мышления

Ребенок  подбирает как можно больше определений к данному слову.

Осень (какая она?)…  Дом (какой он?)…  Зима (какая она?)…  Лето (какое оно?)… Бабушка (какая она?)… Цветок (какой он?)… Мама (какая она?)…  Игра (какая она?)…

«Три предмета»

Цель: закрепление умения классифицировать.

Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Затем называется другая категория, например, овощи. В игре используются все известные ребенку обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)

«Кто кем был?» 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать.

ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ), ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ), КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ), РЫБА (ИКРИНКОЙ), ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ), БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ), ХЛЕБ (МУКОЙ),  ШКАФ (ДОСКОЙ), ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ), РУБАШКА (ТКАНЬЮ), ДОМ (КИРПИЧОМ), ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ), СОБАКА (ЩЕНКОМ), СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ), ПТИЦА (ПТЕНЦОМ), КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ), ОВЦА (ЯГНЕНКОМ), МАСТЕР (УЧЕНИКОМ) ит.д.

Вариант: «Кто кем будет?»

Игры на установление причинно-следственных связей

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей...
• Дети стояли, открыв  рот от изумления...
• Вода в чашке стала мутной...
• Внезапно в комнате погас свет...
• Пение птиц внезапно прекратилось...
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула...

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

Игра «Продолжи предложения»

• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .

Успехов Вам!

Педагог- психолог:  Негода Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Игры, направленные на развитие психических процессов ребенка.

Игры, направленные на развитие внимания дошкольников,   на развитие различных видов памяти,  на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы,  на развитие мыслительных операци...

Игры, направленные на развитие психических процессов по лексическим темам

Подборка игр на развитие внимания, памяти, мышления, воображения по лексическим темам...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Игры направленных на развитие психических процессов старших дошкольников

Данные игры предполагают использование интерактивной доски. Первая игра направлена на память и внимание, заключается в том, чтобы запомнить предметы на экране, за ограниченное количество времени и вос...