Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Психологические приемы для снятия эмоционального напряжения» Арт-терапия «Зимний лес»
методическая разработка по психологии

Инна Владимировна Столярова

Мастер-класс на снятие эмоционального напряжения через АРТ-терапию (профилактика профессионального выгорания). Рисование уменьшает стресс, чувство тревоги; помогает выразить свои эмоции и чувства. В Мастер-классе используется дыхательное упражнение и релаксация "Зимний лес".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx834.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

«Психологические приемы для снятия эмоционального напряжения»

Арт-терапия   «Зимний лес»

Цель: Снижение эмоционального напряжения, повышение психического тонуса. Активизация творческого потенциала.

Задачи:

-  Создание положительного эмоционального климата, используя методы и приемы арт-терапии, создание “ситуации успеха”, как одной из форм организации мастер – класса.

- Систематизирование знаний педагогов о техниках арт-терапии.

- Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе. 

- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

-  Развитие творческого воображения, фантазии.

- Самопознание, гармонизация личности.

Введение:

   - Сегодня я с вами хочу поделится Мастер-классом о том, как научиться снимать психоэмоциональное напряжение.

В наше время все увеличивающийся темп жизни заставляет людей прилагать все большие усилия для решения возникающих проблем. Но развивающаяся технология выдвигает подчас невыполнимые для человеческих усилий требования. И тогда с каждым днем у людей нарастает усталость, бессонница, раздражительность. Все мы уже давно привыкли называть такое состояние СТРЕССОМ. Трудности на жизненном пути человека всегда конкретны. Они могут быть им преодолены, а иногда становятся сильнее человека. И если человек осознает этот факт, то он вполне способен выйти из состояния стресса с наименьшими потерями. Профессиональный труд воспитателя отличается высокой эмоциональной загруженностьюнапряженностью работы. Поэтому осознанию человеком своих отношений с миром людей и самим собой в оздоровительных психотерапевтических технологиях придается большое значение. А путь к этому лежит через рефлексию и описание человеком своих ощущений и определения на их основе своего физического и психического состояния.

Содержание занятия

  1. Загадка:

Кто, угадай-ка

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки -

И над миром снежинки.              ( зима)

- А давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать? Каждый называет определение зиме…

Мы любим зиму за ее красоту. Художники написали много картин о зиме, поэты воспевают волшебницу – зиму в стихах. Сейчас мы рассмотрим несколько пейзажных картин о зиме.

Зимний вечер, лунный свет...

В белый снег весь лес одет.

В белых шубах, в белых шапках,

И мороз им шепчет сладко:

Спи, березка, спи, сосна,

Жди, когда придет весна,

Солнышко лучом согреет

И пробудит ото сна…

Изобразительная деятельность: 

          Уважаемые коллеги, предлагаю вам занятие, которое снимет усталость, поднимет настроение, самооценку и каждый из вас почувствует себя художником. Занятие рисованием уменьшает стресс и чувство тревоги, снижается уровень кортизола - гормона стресса. Создаются новые нейронные связи, которые продлевают молодость мозга. Изобразительное искусство помогает преодолеть печаль и уныние, это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Если вы хотите отвлечься от грустных мыслей, берите в руки кисти и краски…

Мы нарисуем зимний сказочный лес.

- У нас на столах лежат листы для акварели, сейчас мы с вами превратимся в художников - пейзажистов и нарисуем свои зимние пейзажи. Передать настроение в живописи можно в технике рисование с элементами аппликации. Для своей работы мы используем 2 листа.

1 лист – фон сине-голубой, наносим гуашевые краски широкой кистью.

2 лист – мы раскрасим разными красками жёлто-зелёного оттенка. Это наши деревья и больше всего из них хвойные, ели.

Физкультминутка:

1. Дыхательное упражнение (направленное на  то, чтобы лучше работал мозг.)

- Делаем вдох 2-мя ноздрями, зажимаем пальцем 1 ноздрю и выдыхаем через другую. Потом вдох и меняем ноздрю.

 2. Релаксация   «Зимний лес»

«Зимняя сказка – лесные жители»

Садимся поудобнее и закрываем глаза. Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие.  Мы с вами попали в зимний лес. Вы тепло одеты и чувствуете себя комфортно. Какая вокруг красота. Вы гуляете по лесу и чувствуете, как ваши лёгкие наполняет свежий воздух. Ваше дыхание ровное… глубокое…спокойное. Всё покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо - тихо в лесу. Медленно падают снежинки. Сделаем глубокий вдох. Насладимся морозной свежестью. Расслабимся. Нам спокойно. Мы идём по узкой снежной дорожке. Лёгкий ветерок качает верхушки деревьев. Нам дышится легко, глубоко и спокойно. На ветках берёз лежит пушистый снег. На вершинах елей висят смолистые шишки. Старые пни надели на головы белоснежные шапки. На сугробах видны узоры заячьих следов… Недалеко от нас под кустом сидит белый пушистый заяц. Белка прыгает по веткам. Она торопится в свой домик, в дупло, на самом высоком дереве. Мы идём всё дальше и дальше. Идём тихо, кажется, волк притаился в своём логове… По тропинке мы выходим на красивую поляну. Оглядимся вокруг, полюбуемся красотой сказочного зимнего леса. Глубоко вдохнём свежий морозный воздух. Постоим, прислушаемся к сказочной тишине. Представим, как медведь спит в своей берлоге. Лиса в норе готовится выйти на охоту.

Мы идем по узенькой заячьей тропинке друг за другом. Нам дышится легко, глубоко и спокойно. Вдох – выдох. Легкий ветерок качает верхушки деревьев, а с них – то слева, то справа хлопьями падает мягкий пушистый снег. Иногда хлопья падают на ваш нос, лоб, на одежду, рукавички.  Вы чувствуете, как заряжаетесь энергией от этого уголка природы… Он дарит нам лёгкость, ощущение свободы, уверенности, радости, восторга… Запомните эти ощущения и чувства. Постарайтесь взять их с собой на весь день.  Но нам пора возвращаться. Потихоньку выходим из леса и приближаемся к дому.  

Рефлексия:

- Что вам больше всего понравилось или запомнилось в зимнем лесу?

- Удалось ли вам отвлечься, отдохнуть, расслабиться?

Рисование под музыку.

Вырезаем ели в форме острых треугольников.

Наклеиваем ёлочки  на синий фон, оставляя место для ствола снизу. Ствол прорисовываем фломастером или маркером.

Если это зимний лес, то конечно нам не хватает белого снега, снежинки которого медленно падают на деревья. Снег рисуем с помощью ватной палочки методом тычка белой гуашью.

- Снежинки падают на землю и получаются сугробы… их мы нарисуем необычным способом - с помощью мятой бумаги. Вот кусочки бумаги, давайте их помнем. Окунем мятую бумагу в краску и рисуем под деревьями сугробы.

Завершение работы. Обратная связь:

- Какое настроение у вас было, когда вы рисовали волшебный лес?

- Давайте посмотрим на наши картины.

- А какой техникой вам больше всего понравилось рисовать?

- Теперь вы знаете как легко и необычно нарисовать волшебный лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Снятие эмоционального напряжения педагогов»

Актуальность выбранной темы: профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагр...

Мастер-класс для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"

Мастер-класс для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"...

Мастер-класс "Снятие эмоционального напряжения у педагогов и детей"

Одной из важных проблем в работе с детьми - это сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего потдерживается душевно...

Мастер-класс для родителей детей с ЗПР на тему: «Использовании игровых приёмов по снятию эмоционального напряжения у дошкольников»

Цель: Научить использовать в играх приёмы снятия эмоционального напряжения, способствующими гармоничному развитию детей....

Мастер - класс для родителей по снятию эмоционального напряжения в адаптационный период при переходе из подготовительной группы в школу.

Мастер -  класс для родителей по снятию эмоционального напряжения в адаптационный период при переходе из подготовительной группы в школу....