Характеристика детей с различными типами темперамента
презентация по психологии

Журавлева Мария Евгеньевна

Психологическая характеристика типов темперамента. Практический инструментарий. Определение типа темперамента ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon temperament_detey.ppt703 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» ТЕМПЕРАМЕНТ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Составитель: Журавлева М.Е., Педагог-психолог.

Слайд 2

Темперамент (лат. temperamentum — соразмерность, – надлежащее соотношение частей), особенности психики, объясняющие образ действий человека в той или иной ситуации. Отражает динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. От темперамента человека зависит: * Скорость возникновения психических процессов(например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); * Пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения; * Темп и ритм деятельности; * Интенсивность психических процессов(например, сила эмоций, активность воли); * Направленность психической деятельности на определенные объекты(экстраверсия или интроверсия) Понятие темперамента

Слайд 3

Особенности высшей нервной деятельности у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчёркивал Павлов, ещё не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчёркивал, что черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера. Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе внешнего поведения.

Слайд 4

Виды темпераментов темперамент Меланхолик «слабый» Флегматик «спокойный» Сангвиник «живой» Холерик «безудержный»

Слайд 5

Экспресс-тест на определение типа темперамента

Слайд 6

Характеристики темпераментов сангвиник Маленький сангвиник - c сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Они активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов. Ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Слайд 7

Рекомендации для воспитателей: - важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки; - важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек и.т.д.; - следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качеством выполнения; - небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы; - важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности - воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.

Слайд 8

Характеристики темпераментов меланхолик Маленькие меланхолики – дети со слабой нервной системой – характеризуются высокой чуткостью и ранимостью. Такие дети показывают высокую реакцию даже на слабые раздражители. Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка меланхолика. И в то же время дети очень чуткие, отзывчивые и сильно привязаны к своим друзьям и понимающим взрослым.

Слайд 9

Рекомендации для воспитателей: необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр; категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки; следует чаще хвалить малыша; нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей; следует привлекать меланхолика к совместному со взрослым труду. ребёнку полезно заниматься спортом

Слайд 10

Характеристики темпераментов холерик Ребенок холерик имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Поведенческие реакции малыша проявляются в крайностях: ребенок не плачет, а рыдает, не смеется, а заливается, не сердится, а впадает в ярость. Ребенок имеет выразительную мимику, его жесты порывисты, а речь громкая и быстрая. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми. Ребёнок с возбудимой нервной системой с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм.

Слайд 11

Рекомендации для воспитателей: говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров; к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сончаса следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры; нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование; при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры; приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать; очень важно соблюдать строгий распорядок дня.

Слайд 12

Характеристики темпераментов флегматик: Ребёнок-флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись -лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети- флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Положительные стороны – это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, по всех проявлениях, отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Слайд 13

Рекомендации для воспитателей: следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования; нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе; чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу; не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша; нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности. не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий

Слайд 14

Знание воспитателем черт темперамента помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и теми же методами. Учет типа нервной системы позволяет более качественно подойти к вопросу воспитания успешной личности.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.

Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...

«Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в ОД»

1.      Что такое темперамент.2. Признаки, характерные для детей  с разными темпераментами.3.Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Консультация для педагогов и родителей «Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента»

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения....