Агрессивный ребенок в группе
консультация по психологии

Каширина Светлана Сергеевна

Как избежать чрезмерной агрессивности в ребёнке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnyy_rebenok_v_gruppe.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок в группе

Агрессивная реакция ребенка, появление в его словаре бранных слов... С этими проблемами в последнее время нередко обращаются не только воспитатели, но и родители детей. Приведу пример.

Олег (5 лет) поступил в детский сад в сентябре. До этого он посещал другое дошкольное учреждение. Мальчик остро переживал этот переход: просился в «свой детский сад», выражал нежелание дружить с кем-либо из детей группы. Хотя Олег доброжелателен в общении со взрослыми, но часто бывает агрессивен по отношению к детям: при малейшем неудовольствии поведением другого ребенка толкает его, вместо того, чтобы попросить подвинуться, отбирает игрушки. Он никогда не делится игрушками и книгами, принесенными из дома, с другими детьми. Самостоятельно конфликтные ситуации разрешить не может, часто обращается с жалобами к взрослым.

Такое агрессивное поведение — реакция протеста. Она возникает в том случае, если ребенок не удовлетворен существующими обстоятельствами и не знает, как изменить положение вещей. В первую очередь, необходимо разобраться, в чем заключается причина протеста. Если ребенка баловали, слишком опекали, его агрессию могут вызвать изменение отношения к нему, перемена привычной ситуации, отсутствие чувства безопасности. Он может вести себя агрессивно, подражая, взрослым — если ему приходилось видеть близких людей, которые ведут себя несдержанно, грубо.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь. Он должен чувствовать себя принятым и любимым. Создание теплой эмоциональной атмосферы в группе и внимательное дружелюбное отношение к ребенку поможет снять тревожность, вызванную его переходом в новое учреждение. Организуйте игры, с помощью которых новичок может выучить имена детей группы. Также полезны игры, в которых дети могут выразить доброжелательное отношение друг к другу («Давайте поздороваемся», «Воображаемый подарок»,  «Поиск общего» и т.п.). Дайте ребенку достаточное количество времени на адаптацию в коллективе, не ругайте его за неспешность на занятиях, пониженное настроение, недовольство, даже драки и бранные слова.

В случае детской агрессии:

—спокойно и ласково выразите огорчение и беспокойство по поводу произошедшей  ситуации;

— объясните, как можно и нужно было поступить (можно предложить выбрать верное решение из нескольких вариантов);

— попросите ребенка рассказать, что он будет делать, если такая ситуация повторится;

— предложите свою помощь в решении конфликта. Ребенок должен знать, что вы готовы ему помочь;

— выразите уверенность, что в дальнейшем у ребенка все будет благополучно.

Проследите за тем, есть ли у ребенка возможность дать выход агрессии. Для этого существуют простые способы: рвать бумагу, резать пластилин, бросать на участке снег лопаткой, совершать безобидные разрушительные действия: бить подушку или боксер- скую грушу, раскидывать мягкие вещи, легкие кубики, мячики. После всплеска агрессии полезны успокаивающие занятия:
игры с песком, водой, прослушивание музыкальных записей и сказок с добрым концом.

Вот другой пример из практики.

Дети после летнего отдыха собрались в подготовительной к школе группе. Воспитатель заметила, что Витя обозвал друга бранным словом. При этом мальчик наблюдал за реакцией своих товарищей. Воспитатель сделала Вите замечание, но на прогулке снова услышала, как мальчик обзывает ребят.

Как правильно реагировать в такой ситуации?
Дети легко запоминают бранные слова, так как звучат они необычно, их произнесение сопровождается яркой эмоциональной реакцией, той же агрессией. Поэтому они повторяют ругательства, которые говорят взрослые, старшие братья и сестры, товарищи по играм. Считается, что мальчики более склонны произносить бранные слова, хотя и у девочек такое поведение встречается достаточно часто.

В таких случаях не ругайте ребенка и не угрожайте, что накажете его, если он будет повторять бранные слова. Когда ребенок начнет демонстративно произносить их, отнеситесь к этому спокойно. Если взрослые бурно реагируют на бранные слова, произнесенные детьми, выражают негодование, начинают кричать, угрожать наказанием, это провоцирует повторять ругательства. В таком случае ребенок будет использовать бранные слова как средство влияния на взрослых, как способ выражения протеста. Ласковое, спокойное отношение утихомирит агрессию, не позволит инциденту повториться.

Объясните ребенку, что произносить ругательства неприлично, так же как, например, плеваться или раздеваться на глазах у окружающих. Коротко, спокойным тоном расскажите, что многие взрослые и даже дети знают эти слова, но не говорят их вслух, потому что хотят общаться более добрыми словами.

Побеседуйте с родителями ребенка, объясните, что необходимо построить с ребенком доверительные отношения. Это нужно для того, чтобы он имел возможность быть откровенным с близкими и поделился тем, что узнал нового, сначала с ними. Научите родителей правильно реагировать на появление бранных слов в лексиконе ребенка. Именно родители могут посоветовать детям, чтобы они спрашивали, какие из вновь услышанных слов являются ругательствами, а какие нет.

У ребенка не будет повода выражать агрессию с помощью ругательств при отсутствии словесной агрессии со стороны родителей, при наличии спокойного доверительного отношения ко всему, что он говорит.



Ширяева Л.В., педагог-психолог

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Агрессивный ребенок в группе".

Консультация "Агрессивный ребенок в группе" - это помощь педагогам в решении ситуации  с  детской  агрессией....

Агрессивный ребенок в группе

Причины появления агрессии у детей . Пути их преодоления....

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Работа с агрессивным ребенком в группе

Работа с агрессивным ребенком в группе.Агрессивное поведение - одно из самых распространненых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как, это наиболее быстрый и эффективный способ достижения ...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Агрессивный ребенок. Несколько советов в общении с агрессивным ребенком.

    Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хоче...

Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе».

Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе»....