Что должен знать и уметь ребенок 3 года?
статья по психологии (младшая группа)

Екатерина Глебовна Бирюкова

В три года ребенок должен понимать следующее:

- понимать простыепричинно-следственные связи;

- проявлять первые навоки планирования действий;

- сравнивать предметы по велечине и форме, цвету;

- складывать простые пазлы из четырех крупных частей;

- знать основные цвета и уметь их различать;

- знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных;

- знать названия основных геометрических фигур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_dolzhen_znat_i_umet_rebenok_3_goda.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь ребенок 3 года?

Три года называют возрастом раннего детства. Малыш взрослеет, становится самостоятельнее, готовится идти в детский сад. И каждая мама в этот период задает себе вопрос: “Нормально ли он развивается?”, потому что сейчас закладываются основы будущих знаний и успехов дошкольника и школьника. Что же ребенок должен уметь в 3 года по мнению специалистов?

Физические умения ребенка в 3 года

Движения малышей недостаточно согласованы. Они не могут бегать постоянно с одинаковой скоростью, опираются на полную стопу, часто теряют равновесие и падают. Прыжки на одной ноге или через препятствие им недоступны. Зато дети прыгают на обеих ногах, могут залезать на снаряды игровой площадки или домашнюю мебель. Ловят мяч, хотя им это трудно. Устают от однообразных действий и переключают внимание. Делают пальчиковую гимнастику, изображают простейшие вещи — дует ветер, качаются деревья. Могут перешагнуть через препятствие высотой 20 см чередующимся шагом, ходят по бортику шириной 15-20 см высотой до 36 см.

Динамика физического развития в 3 года существенно не меняется. Ребенок по-прежнему растет в среднем на 8 см и прибавляет в весе 1,5-2 кг в год. В норме к 3 годам у ребенка должно появиться 20 молочных зубов. В этот период нежелательны сильные физические нагрузки, ведь кости, суставы только формируются и содержат много хрящевой ткани.

Развитие мышления, познавательных функций ребенка в 3 года

В 3 года ребенок знает и называет 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), форму предмета, сравнивает, рассказывает об отличиях. Уже развивается ассоциативное мышление: в ответ на предложение поиграть в мяч идет за мячом. Он может выполнять короткие просьбы, например: “Поставь синюю чашку на стол”. Может сложить композицию из конструктора, например — дорогу, дерево, дом. Играя исполняет роли, превращаясь в маму, доктора, продавца, проявляет фантазию. С трудом или легко заучивает наизусть простые стихи по возрасту, пытается подобрать рифмы и придумывает собственные слова.

Психическое развитие детей 3-х лет требует экспериментов и изучения окружающего пространства. Предметы будут проверяться на прочность, каждому будет найдено назначение, традиционное или подсказанное фантазией.

Ребенок уже ищет общения со сверстниками. В групповых играх соблюдает правила и спокойно взаимодействует с другими детьми. Рисует простые предметы на бумаге и называет их. Знает по 3-10 птиц, животных, растений, насекомых, овощей, фруктов, транспорта. Различает времена года, время суток.

В чем заключается роль родителя, как помочь развитию? Рассматривать картинки и называть увиденное, искать похожие предметы в окружении, давать им характеристики, говорить правильно, взрослыми словами, развивать моторику, учить группировать предметы. Развивать моторику и речь при помощи творчества: лепки, рисования, вырезания, игр с конструктором. Нужно обязательно чередовать подвижные занятия и те, что требуют усидчивости, концентрации внимания.

Речевое развитие детей 3 лет

К трем годам малыш говорит предложениями из 3-5 слов. Речь активно развивается, становится содержательнее, приобретает оттенки окружающей ситуации и среды. Появляются вопросы “Почему?”, “Когда?”, прилагательные. Лексикон включает 1100-1500 слов, но количество — не единственный показатель речевого развития детей 3-4 лет. Мало просто знать слова, надо применять, понимать их, менять по родам, падежам, уметь просить, спрашивать окружающих, называть предметы, рассказывать о действиях и ситуациях. В 3-4 года в речи появляются союзы и наречия, числительные. Норма — когда ребенок в любой ситуации активно общается независимо от родителей, может назвать свои имя, пол, возраст, рассказывает сказку по картинкам.

Проблемы произношения шипящих и сонорных звуков (ш, р, м, щ, н, ч, ц, с, л), если они были, пока сохраняются. Еще один показатель речевого развития — способность воспринимать, понимать, исполнять словесные инструкции родителей, педагогов.

Социально-коммуникативное развитие детей 3 года

Третий год жизни — время социализации. Социальное развитие ребенка 3-х лет выражается в общении со взрослыми во время игр и в быту. Он все чаще обращается ко взрослому сам, использует слова, лучше понимает речь родителей. На третьем году жизни становится все более самостоятельным и умелым, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и умеет пользоваться ими. Главной становится фраза “Я сам”. Ребенок старается не просто имитировать действие, а получить результат, обращается за советом и инструкциями ко взрослым. Например, важно помыть посуду, а не изображать процесс. Появляется способность самостоятельно оценивать полученный результат. Ему важно одобрение, подтверждение правильности действий со стороны родителей, их включенность в общение. Малыш дополняет слова жестами, действием, мимикой, оценивает и комментирует свои действия и радуется, когда его понимают.

В этом возрасте ребенок уже умеет здороваться и знакомиться, рассказывает о себе и тех, кто с ним живет, периодически делится игрушками или едой, умеет вести себя согласно нормам вежливости. Спасибо, пожалуйста, извините — вот слова, которые он знает и применяет в общении.

Как отличается развитие девочек и мальчиков в 3 года

Мальчик и девочка 3-х лет отличаются ростом, весом, скоростью развития. Так, норма для мальчиков — 88-103 см и 11-18 кг. Для девочек — 87-102 см и 10-18 кг, но существуют поправки на вес, рост при рождении, вид вскармливания, вес и рост родственников и прочие условия. У мальчишек выше потребность в движении, девчонки усидчивее. Умения, за которые отвечает правое полушарие, лучше развиты у мальчиков. Это координация движений, конструирование, восприятие пространства и визуальных образов.

Левое полушарие более активно у девочек, поэтому у них раньше развивается речь, познание и мышление. Речь мальчиков формируется в 4 годам, а девочки уже к 3-м годам используют предложения из нескольких слов и набирают словарный запас до 1500 слов, полнее воспринимают словесные инструкции.

Особенности поведения ребенка в 3 года

Три года — это возраст, в котором вашего милого малыша словно подменяют на почемучку, нехочуху, бунтаря и капризулю. Сложное и неприемлемое поведение ребенка в 3 года объясняется тем, что он пытается понять себя, как отдельную от родителей личность, осознать свои чувства и желания. Агрессия, непослушание, упрямство, неприятие — часть процесса.

Несмотря на обсуждаемый среди родителей кризис трех лет, ребенок уже должен знать что можно, и чего нельзя. Капризы будут в любом случае. Даже если родители заняты и дать ребенку то, что он просит кажется легким и быстрым выходом, потакать капризам нельзя. Иначе вас ждут частые “спектакли” — ребенок будет снова и снова добиваться своего проверенным способом. Лучше отвлечь, увлечь, разговорить, предложить что-то интересное, игру, занятие.

В этот период важно разрешить ребенку действовать самостоятельно, но постоянно наблюдать, страховать его, вмешиваясь только при необходимости.

Базовые навыки ребенка в 3 года будут такими:

  • одевается;
  • застегивает пуговицы;
  • завязывает шнурки;
  • сам вытирается салфеткой при кормлении;
  • есть вилкой и ложкой;
  • чистит зубки;
  • ходит в туалет;
  • спускается по лестнице;
  • стоит на одной ножке;
  • катается на велосипеде и плавает, если его специально этому учили.

Не стоит паниковать, если сын или дочь чего-то не умеет. Во-первых, каждый малыш обладает собственным набором предрасположенностей и способностей. Если в вашей семье начинают говорить позже, не стоит требовать от наследника невозможного. Во-вторых, определить, где норма, а где отставание, может только квалифицированный специалист. И последнее: у ребенка впереди достаточно времени, чтобы учиться в своем темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это вы...

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?Прежде всего, следует разобрат...

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс.

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс...

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс? Рекомендации родителям....

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?Прежде всего, следует разобрат...