Развитие понятийного мышления в дошкольном возрасте
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Развитие понятийного мышления в дошкольном возрасте

Для того чтобы ребенок понимал, запоминал и мыслил у него необходимо развить понятийное мышление. Об этом и поговорим

Рождаясь, дети представляют собой чистый лист, который взрослым необходимо грамотно заполнять, то есть научить ребенка многим нужным вещам. А нужным считается только такое обучение, которое приносит пользу.

Нельзя забывать, что в любом возрастном периоде детства обучение должно быть трудным, но посильным данному возрасту. Это необходимо для того, чтобы ребенок учился понемногу преодолевать себя. Как же осуществить это на практике, да еще родителям далеким от педагогики и психологии?

Как же обучать ребенка в дошкольном возрасте, чтобы в школе он понимал, запоминал, мыслил, был внимательным, чтобы школа не была испытанием для него.

Чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо развивать в дошкольнике понятийное мышление и усвоение знаний. Не забывайте, что развитого уровня понятийного мышления ребенок достигнет не так быстро, как вам бы хотелось. Ему предстоит еще пройти несколько периодов развития, но закладывать фундамент понятийного мышления необходимо до школы.

Что такое понятийное мышление

Суть понятийного мышления заключается в определенных формах мышления, которые и помогают ребенку в учебной деятельности.

К таким формами мышления относится:

  • формирование понятий, которые сформированны в процессе исследования и изучения законов природы и общества человечества на протяжении веков;
  • усвоение законов природы и общества;
  • навык выстраивания логических цепочек (это необходимо для понимания информации в процессе изучения, освоение которого развивает понятийное мышление, которое, в свою очередь, необходимо для встраивания знаний в личный опыт индивида).

И если в дошкольном возрасте ребенок способен выделять общие свойства предметов и явлений, а так же связи между ними, то с развитием таких умений у ребенка закладываются основы понятийного мышлений. Но если понятийное мышление не развивалось или недостаточно развивалось, то в школе при усвоении нового материала ребенку придется трудно. Он не сможет абстрагироваться, обобщать, выделять главное и отбрасывать несущественное. Такой ребенок будет испытывать страх на разных предметах на всех ступенях обучения. Именно поэтому основы понятийного мышления необходимо закладывать еще в дошкольном возрасте.

В нашем Центре развития мы даем задания на развитие понятийного мышления. Мы часто сами придумываем задания, например, "Найди букву в путанице". При знакомстве с буквами дети 6 лет видят их в предложенной путанице и легко выделяют.

 

Усвоение букв мы закрепляем и в других заданиях, таких как загадки, стихи или творческие задания. Например вытынанка.

 

Широко известно, что у ребенка в дошкольном возрасте очень легко усваиваются понятия через игры, например "Съедобное-не съедобное", "Найди одинаковые предметы (по форме, размеру, цвету и т.тд.)"

При усвоении понятий «времена года», дикие и домашние животные и т.д. ребенок легко их называет. Также старший дошкольник способен объяснить, в чем различие круга и шара и т.д.

Понятийное мышление не развивается само собой,  в дошкольном возрасте оно только начинает развиваться и помочь детям развить его это задача родителей, воспитателей и учителей.

Как можно помочь вашему ребенку? Играйте с ним в логические игры (они должны быть трудными, но посильными для его возраста) и они мимоходом усвоят знания об окружающем мире, о взаимодействии предметов и явлений, о их внешних и внутренних качествах, о людях и их взаимодействии друг с другом. И тогда вашим детям будет интересно познавать этот мир, может даже они откроют что-то неизведанное,  когда вырастут. Успехов!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatiynoe_myshlenie.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к творческой работе.Игра «На что это похоже?»Развивает ...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления д...

Развитие пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности.

В статье по развитии пространственного мышления детей дошкольного возраста в рамках игровой деятельности описывается о том с чего надо начинать работ у, начиная с младшего дошкольного возраста. продол...

Конспект «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста»....

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....