МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Профилактика нехимических видов зависимости (интернет-аддикция, игровая зависимость, номофобия и др.).
методическая разработка по психологии

Олеся Ивановна Робская

Работа «Профилактика нехимических видов зависимости у детей младшего подросткового возраста» представляет собой исследование, посвященное вопросам профилактики различных форм нехимической зависимости у детей и подростков. В работе анализируются основные причины возникновения таких видов зависимости, их влияние на психологическое и социальное развитие молодежи, а также методы и стратегии профилактики, направленные на предотвращение и снижение рисков развития аддиктивного поведения. Особое внимание уделяется применению педагогических методов и технологий в работе с детьми и подростками, включая проведение бесед, тренингов, лекций, а также использование арттерапии, игротерапии и других методов коррекции и профилактики. Работа представляет собой ценный исследовательский материал для педагогов, психологов, социальных работников и всех заинтересованных в проблеме профилактики нехимических зависимостей среди детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_metodicheskaya_razrabotka_robskaya_olesya_21.02.24g.docx328.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 25

СТАНИЦЫ ПЕТРОВСКОЙ 

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

 

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

«Лучшая методическая разработка в  рамках  профилактики девиантного поведения в Краснодарском крае»

 

 

Номинация:

«Профилактика нехимических видов зависимости (интернет-аддикция, игровая зависимость, номофобия  и др.).

 

Название:

« Нехимические зависимости детей младшего подросткового возраста».

 

 

 

Выполнил (а):  Робская Олеся Ивановна

педагог-психолог  МБДОУ д/с  № 25

 

 

 

 

 

ст. Петровская

2024 год

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………........2
  2. Методическая разработка………………………………………………3
  1. Аддиктивное поведение: теоретические основы………………….3
  2. Особенности младшего подросткового возраста………………….9
  3. Сущность профилактических мер аддиктивного поведения младших подростков………………………………………………12
  4. Методическая разработка программы профилактики нехимических зависимостей детей младшего подросткового возраста…………………………………………………………….16
  1. Дополнительные материалы и приложения………………………….19

Пояснительная записка

Работа «Профилактика нехимических видов зависимости у детей младшего подросткового возраста» представляет собой исследование, посвященное вопросам профилактики различных форм нехимической зависимости у детей и подростков. В работе анализируются основные причины возникновения таких видов зависимости, их влияние на психологическое и социальное развитие молодежи, а также методы и стратегии профилактики, направленные на предотвращение и снижение рисков развития аддиктивного поведения. Особое внимание уделяется применению педагогических методов и технологий в работе с детьми и подростками, включая проведение бесед, тренингов, лекций, а также использование арттерапии, игротерапии и других методов коррекции и профилактики. Работа представляет собой ценный исследовательский материал для педагогов, психологов, социальных работников и всех заинтересованных в проблеме профилактики нехимических зависимостей среди детей и подростков.

В рамках данной проблематики разработана программа профилактики нехимических зависимостей у детей младшего подросткового возраста. Программа состоит из трех основных блоков, направленных на формирование у детей адекватной самооценки, навыков коммуникации, а также развития творческой составляющей их личности.

Четвертый блок программы направлен на работу с родителями посредством обсуждения проблематики нехимических зависимостей у детей, а также получения рекомендаций по взаимодействию с ребенком.

Ожидается, что реализация программы поспособствует работе с причинами развития аддиктивного поведения младших подростков и, соответственно, станет превентивной мерой в развитии у них нехимических форм зависимостей.

2. Методическая разработка

2.1 Аддиктивное поведение: теоретические основы

В настоящее время наблюдается нестабильная экономическая и социальная ситуация не только в стране, но и во всем мире. Значительное количество стрессовых факторов, таких как военные конфликты, пандемия, экономические кризисы, возрастание уровня преступности и т.п., значительным образом влияет на психическое состояние населения. Более того, негативному влиянию стрессовых факторов подвергается младшее поколение, что обусловлено несформированностью их психических процессов и отсутствию сформированной стрессоустойчивости. Исходя из этого, все большее число детей подросткового возраста демонстрируют дезадаптивные формы взаимодействия с окружающей действительностью. В большинстве случаев это проявляется в различных формах аддиктивного поведения, которое основывается на формировании зависимостей, как химических, так и нехимических. Безусловно, это приводит к деградации личности ребенка и его неспособности гармонично и в полной мере развиваться.

Аддиктивное поведение характеризуется склонностью личности к определенному предмету или объекту, что приобретает характер патологии. При возникновении данного термина, его определение характеризовало исключительно химические виды зависимостей (алкоголь, табакокурение, наркотики), но вскоре в спектр аддикций стали относить и иные виды патологических приверженностей личности.

Согласно исследователям, которые проводили работу в данном контексте, определение аддикции приравнивается к зависимости, соответственно, аддиктивное поведение принято называть зависимым.

Стоит отметить, что зависимость не расценивают как некую слабость человека, т.к. она предполагает устойчивое влечение к объекту или предмету, неспособность усилиями воли контролировать данное влечение и ощущение неудовлетворенной потребности, когда не удается получить желаемое. Кроме того, аддикция в полной мере диктует поведенческие реакции человека, которые зачастую не могут быть предсказуемыми для общества.

Как правило, руководствуясь своей зависимостью, личность стремится отгородиться от окружающей действительности и пребывать в том нереальном мире, который с помощью объекта или предмета вожделения себе выстраивает.

Согласно мнению А.О. Бухановского, аддикция предполагает наличие высокоинтенсивных эмоций, которые становятся основой для того, чтобы регулярно видоизменять свое психическое состояние. В результате, аддикция в полной мере овладевает человеком и разрушает его адаптационные функции в реальной действительности.

Любой вид зависимости представляет собой такую поведенческую реакцию, при которой личность нуждается в видоизменении психического состояния. Как правило, предикатом для этого становится неспособность индивида принять окружающую его действительность и желание не пребывать в ней сознательно. Можно говорить о том, то зависимый человек посредством объекта или предмета своей зависимости пытается сформировать для себя иллюзорный комфорт и безопасность. Зависимое поведение формируется в течении временного периода, но имеет тенденцию к масштабированию, в случае отсутствия мер по его коррекции.

Согласно точке зрения исследователя Д.В. Лазаренко, аддиктивное поведение предполагает наличие этапности:

  1. Изначально индивид испытывает интерес и желание пребывать в измененном состоянии сознания.
  2. Далее индивид стремится повторить свой опыт.
  3. По истечении некоторого времени, у индивида формируется стойкая форма зависимости от объекта или предмета.

Какой-либо вид химической или нехимической зависимости имеет определенные предпосылки своего формирования. Рассмотрим факторы, которые могут лежать в основе развития аддикции:

  • биологические предпосылки, которые характеризуются наследственными факторами, заболеваниями органического типа, генетическими нарушениями, различными хроническими заболеваниями и т.п.;
  • наличие психических патологий, которые характеризуются такими заболеваниями как шизофренические расстройства, психозы, биполярные расстройства, ОКР и т.п.;
  • наличие психологических патологий, которые характеризуются психологическими травмами, СДВГ и т.п.;
  • наличие проблем психологического характера: низкий уровень самооценки, нарушения эмоциональной сферы личности, неспособность личности к самоконтролю и т.п.;
  • особенности возрастного периода, которые характеризуются кризисными периодами в жизни человека (подростковый возраст);
  • предпосылки социального характера, которые подразделяются на  две группы – макросоциальные и микросоциальные; в первом случае характерно нарушение статуса личности в социуме и повышенное влияние негативных внешних факторов, а ко вторым – нарушение во взаимоотношениях с окружающими людьми и приобретение негативного жизненного  опыта.

Формирование аддикции имеет определенную этапность, а также отличается тем, что представляет собой определенный цикл, при котором одна фаза переходит в следующую. Рассмотрим этапы формирования зависимости:

  1. На первом этапе у личности появляется негативная установка, которая побуждает его к зависимому поведению, т.е. у него формируется склонность к какому-либо предмету или объекту.
  2. На втором этапе у индивида возникает стремление к желаемому, возрастает тяга.
  3. Третий этап характеризуется фокусом внимания на поиске предмета или объекта зависимости.
  4. На четвертом этапе индивид достигает желаемого объекта или предмета и ощущает временное удовлетворение.
  5. Пятый этап проходит в некотором ощущении успокоения, которое длится до следующего цикла, который начинается с первого этапа.

Временные рамки каждого цикла индивидуальны, но, как правило, он длится од нескольких дней до нескольких месяцев. В данном случае временной фактор не является первостепенным. Напротив, в случае развития аддикции большую роль играет психоэмоциональный статус личности, его низкий уровень адаптационных способностей к динамичным внешним условиям, психологическая неустойчивость и т.п.

Зависимое поведение личности классифицируется согласно тому, каков предмет или объект аддикции, соответственно, она подразделяется на:

- химическую;

-нехимическую;

-промежуточную.

В рамках данной работы мы рассматриваем нехимические виды зависимостей, которые имеют различную направленность. Рассмотрим виды нехимической зависимости подробнее.

Одной из наиболее распространенных видов нехимической зависимости является игромания. Индивид, который имеет данную аддикцию, испытывает патологическое влечение к разного рода азартным играм. Игромания характеризуется наличием у индивида широкого спектра эмоциональных потрясений, начина от эйфории в случае выигрыша, заканчивая тяжелыми депрессивными эпизодами, когда не удается достичь победы в игре. Таким образом, личность имеет эмоциональные расстройства и зачастую они ведут к серьезной клинической депрессии. Человек, зависимый от игр, становится раздражительным и агрессивным, в особенности тогда, когда он принимает участие в играх с повышенным уровнем агрессии. Наряду с депрессивным синдромом и замкнутостью, у личности нарастает гнев и озлобленность, которые могут представлять опасность окружающему социуму. Как правило, игромания негативно влияет на любое взаимодействие личности с обществом: разрушаются семьи, прекращаются дружеские отношения, заканчивается профессиональная деятельность и т.п.

Крайне актуальная на сегодняшний день нехимическая аддикция – номофобия. Стоит отметить, что данный термин достаточно «молодой» и определяется как страх личности лишиться гаджета и доступа ко всем тем функциям, которые он может предоставлять ( телефонная связь, мессенджеры, социальные сети и т.п.). Номофобии подвержена любая возрастная категория, более того, все чаще она отмечается у совсем маленьких детей, которые рождены уже в эпоху гаджетов и взаимодействуют с ними практически с младенчества. У взрослой части общества в одном гаджете концентрируются все сферы их жизни – работа, коммуникация, дружеские связи и т.п., а потому отсутствие телефона вызывает у них чувство тревожности и паники. Прародителем номофобии является зависимость от телевидения, но в настоящее время, когда мир перенасыщен гаджетами, она практически утрачивает свою актуальность.

Одной из самых распространенных аддикций нехимического характера является зависимость от Интернета. По данным Министерства здравоохранения патологическое стремление к Интернету в целом и к компьютерным играм, в частности, является глобальной проблематикой во всем мире. Именно поэтому данный вид нехимической аддикции был зафиксирован в международном классификаторе заболеваний в 2018 г. (МКБ-11). Стоит отметить, что основная проблема заключается в том, что зависимость от Интернета может проявляться как самостоятельно, а также как последствие иной аддикции или развивающееся психическое заболевание.

В настоящее время изобилия и отсутствия дефицита все более масштабной становится пищевая зависимость, которая характеризуется либо патологическим злоупотреблением пищи, либо напротив – жесткими ограничениями. Как правило, такой вид зависимости имеет социальные предпосылки и формируется посредством средств массовой информации. Маркетинговые уловки заставляют человека приобретать и употреблять вредную пищу (например, фастфуд), тем самым причисляя себя к определенной группе людей, сообществу. То же касается и жестких ограничений в питании, которые продиктованы тенденциями худого тела, транслируемого инфлюенсерами и иными медиа. Наиболее подвержены к таким видам аддикции дети подросткового возраста, которые в силу гормональных всплесков остро реагируют на мнение общества, желают приобщиться к какой-либо социальной группе, быть принятым другими. В каждом случае  зависимость от пищи приводит к тому, что видоизменяется работа мозга – выделяются определенные нейромедиаторы, регулирующие пищевое поведение человека. Таким образом, происходит  нарушение первого и развитию различных физических заболеваний.

Еще одним распространенным видом аддикции, которая присуща современному миру массового потребления, является шопоголизм или зависимость от покупок товаров. Индивид, совершая покупку, испытывает удовольствие от данного процесса и повторяя данный процесс испытывает в нем потребность все больше и больше. Как правило, предикатами шопоголизма становятся низкий уровень самоконтроля человека, наличие у него психологических травм, которые он стремится компенсировать за счет реализации действия, приносящего ему временное облегчение.

Итак, согласно выше обозначенному, любому виду нехимической аддикции присущи определенные предпосылки, которые затрагивают эмоциональное состояние человека. Он испытывает тревожность, душевную боль, одиночество, испытывает яркие негативные переживания, с которыми не может справиться. Как правило, когда подобное переживает ребенок, он не может справиться со своими чувствами в виду отсутствия сформированного контроля и навыка регуляции, а потому он прибегает к сублимации и приобретает опыт успокоения посредством устранения эмоционального напряжения каким-либо видом аддиктивного поведения. Соответственно, у него закрепляется паттерн такой поведенческой реакции, который закрепляется и требует нового цикла удовлетворения потребности у зависимого. Исходя из того, что подростки наиболее подвержены влиянию извне, именно они становятся наиболее уязвимой категорией в контексте формирования и развития нехимических видов зависимости.

2.2        Особенности младшего подросткового возраста

В последние годы наблюдается заметное снижение возраста проявления аддиктивного поведения, что связано с быстрым распространением информационных технологий среди детей. Дети младшего школьного возраста в настоящее время воспитываются в эпоху информатизации, что влечет за собой особую осторожность в сфере образования, начиная с детских садов и заканчивая школами. Согласно Всемирной организации здравоохранения, подростковый возраст охватывает период от 10 до 19 лет, в то время как отечественная психологическая литература предпочитает разделять его на младший (10-12 лет) и старший (13-15 лет) периоды. Данная классификация соответствует тому, что ребенок в этом возрасте переживает не только физические изменения, но и начинает формировать новые психические образования, такие как произвольность, внутренний контроль и рефлексия. Однако стоит отметить, что для каждого ребенка границы подросткового возраста могут быть индивидуальными.

Младший подростковый период характеризуется значительными изменениями в физиологии и психологии человеческого организма, а также социальной адаптацией. В этот период происходят не только физические изменения, такие как рост, вес, и пропорции тела, но и развивается мозг, достигая к 10-12 годам соразмерности с взрослыми. Физиологический аспект подросткового возраста сопровождается частыми сменами настроения, эмоциональной нестабильностью, снижением активности и повышенной утомляемостью. Начальный период этого возраста (10-11 лет) называется критическим из-за процессов психологической и психофизиологической перестройки организма и психики, затрагивающих все аспекты жизни и развития.

В процессе перехода ребенка из младшей школы в среднюю, его образ жизни претерпевает существенных изменений:

  1. Младшему подростку необходимо встраиваться в новую систему правил.
  2. К ребенку предъявляются новые требования в учебном процессе.
  3. На первое место выдвигается система «учитель-ребенок», а система «родитель-ребенок» отходит на второй план.
  4. Ребенок перестраивается на новую систему рейтингов. Его успешность в обучении и оценивание становится фактором построения взаимоотношений как с родителями, так и с учителями и сверстниками.

В младшем школьном возрасте происходит значительное развитие произвольного восприятия, памяти и внимания, что связано с введением учебной деятельности в их жизнь как постоянного элемента. На начальном этапе обучения восприятие детей еще недостаточно разнообразно, и они обращают внимание лишь на наиболее выделяющиеся предметы с определенными особенностями, что характерно как для младшего школьного возраста, так и для старшего дошкольного. Однако с помощью более глубокого анализа учителя во время обучения дети учатся обращать внимание на более мелкие детали. Постепенно они начинают ставить цели, понимать возможные способы их достижения и стремиться к ним, что является развитием способности к построению внутреннего плана действий. Обычно к концу четвертого класса 70% детей уже усваивают эту способность.

В младшем подростковом возрасте ученики приобретают новые навыки, такие как рефлексия и осознание важности учебной деятельности, а также понимание своих границ знаний. В этот период меняются их социальные привязанности: связь с родителями отступает на второй план, в то время как значимость группы сверстников увеличивается. Часто меняются и отношения между мальчиками и девочками, где мирное сосуществование может смениться открытыми конфликтами. Подростки активно стремятся найти свое место в обществе, как среди взрослых, так и среди сверстников, и проявляют себя как личности в индивидуальном и групповом взаимодействии. Именно в этот период личность подростка особенно чувствительна к воздействию социальной среды, поскольку он стремится утвердить себя в обществе. Появляется необходимость в создании связующего звена между индивидуальными особенностями подростка и общественными отношениями. Таким звеном могут быть как семейная группа с различным возрастным составом, так и группа сверстников. Оно должно обеспечить взаимопонимание как с взрослыми (родственниками, учителями), так и с ровесниками, а также признание подростка в качестве члена общества.

После достижения возраста 9 лет для родителей и детей наступают изменения. В период 9-10 лет ребенок начинает стремиться к самостоятельности и признанию ее взрослым миром. В последующем, в возрасте 10-11 лет, ему становится важно получить положительную оценку за свои личностные качества от окружающих. К 12-13 годам подросток уже обладает определенным объемом социально значимых дел, осознанием как своих обязанностей, так и прав в обществе.

Младший школьный возраст считается критическим для формирования ценностных ориентиров, которые будут иметь важное влияние на систему отношений в будущем. Важно отметить, что современные подростки имеют обновленное представление о взрослом мире. Вместо традиционных отношений «ребенок – взрослый – окружающая среда» они чаще всего взаимодействуют с информационной цифровой средой, которая выступает важным фактором психосоциального развития, заменяя роль взрослого в развитии и формировании ребенка.

Б. Сигал выделил ряд характеристик аддиктивной личности, которые могут проявляться у младших школьников в повседневной жизни. К таким признакам он относит сниженную переносимость повседневных трудностей, но высокую переносимость кризисных ситуаций. Дети могут также скрывать комплекс неполноценности, одновременно проявляя внешнее превосходство. Им свойственна внешняя направленность на социум, но при этом они могут испытывать страх перед близким эмоциональным контактом. Дети часто стремятся к лжи и перекладыванию ответственности на других, а также избегают принятия собственных решений. Поведение младших подростков стереотипно, а потому для них сложно воспринимать новые модели, что обусловлено зависимостью от  внешних обстоятельств. Кроме того, подростковый возраст обусловлен повышенным уровнем тревожности, что оказывает влияние как на эмоциональное состояние младших подростков, так и на их поведенческие реакции.  

2.3        Сущность профилактических мер аддиктивного поведения младших подростков

 Дети младшего подросткового возраста обычно проявляют высокую познавательную активность, интерес к получению знаний, а также способность к сопереживанию и сотрудничеству. В этом возрасте дети еще сильно зависят от родителей, которые часто контролируют их поведение. Они еще не имеют полного доступа к материальным ресурсам, проявляют несамостоятельность и в основном придерживаются детских ценностей и образцов поведения. Именно поэтому в этом возрасте развитие стойкого аддиктивного поведения является редким явлением, но уже сформировавшиеся паттерны аддиктивной личности могут иметь серьезные последствия в будущем.

Профилактика аддиктивного поведения у детей требует внимания и усилий со стороны различных участников, включая социальных педагогов, руководителей учебных заведений, классных руководителей и прежде всего родителей. Главная задача заключается в создании условий для самореализации личности ребенка через социально позитивные методы и устранение негативных факторов, способствующих возникновению аддиктивного поведения.

Родители должны осуществлять деликатный, но постоянный контроль за детьми младшего подросткового возраста, следя за их видом и состоянием. Они также должны знать всех друзей ребенка, особенно тех, с кем он общается в интернете, и желательно знакомиться с их родителями. Ограничение времени, проводимого за компьютером или смартфоном, является необходимым, причем родители должны демонстрировать личный положительный пример. Также важно проводить свободное время вместе с ребенком и обращать внимание на виды виртуальных игр, которые он выбирает, отдавая предпочтение развивающим играм. Родители должны объяснить детям, что интернет можно использовать для образовательных целей и научить их задавать вопросы в случае непонимания. Необходимо также установить родительский контроль на все источники интернета.

Существует несколько факторов, обусловливающих необходимость своевременной профилактической работы и коррекции зависимого поведения у детей младшего подросткового возраста. Во-первых, наблюдается значительный рост числа детей, склонных к аддикциям, которые проявляют психологическую неустойчивость и придерживаются асоциальных моделей поведения. Во-вторых, отсутствие у подростков группы риска умений владения конструктивными методами преодоления трудностей в жизни и взаимодействия с окружающими, что может привести к использованию аддиктивных веществ в качестве простого способа решения проблем. В-третьих, подростки часто придерживаются поведенческих стереотипов, которые не только не способствуют развитию психологической устойчивости, но и увеличивают риск развития аддикций.

Создание условий для развития самостоятельности и ответственности у младших подростков способствует формированию осознания своих дел и поступков перед обществом. Развитие навыков коммуникации играет важную роль в успешной адаптации в обществе и стимулирует личностный рост учеников. Укрепление коммуникативных способностей начинается с внедрения в систему ценностей младших школьников значимости межличностного взаимодействия. С возрастом участие в коммуникативных ситуациях становится более активным по мере усвоения нравственных норм и принципов общественной жизни. Духовное и моральное развитие служит стимулом к социальной активности младших подростков, поощряя их стремление к принятию морально верных решений. Формирование духовных и ценностно-смысловых ориентаций способствует развитию личной ответственности за судьбу своей страны и за свои действия перед обществом.

Таким образом, развитие социально значимых навыков у младших подростков с аддиктивными тенденциями способствует формированию стабильного поведения и успешной интеграции в общество. Профилактическая работа с младшими подростками обычно включает в себя несколько этапов. Первый этап - диагностика, в ходе которой оцениваются личностные характеристики ребенка, его семейная и учебная среда, а также выявляются возможные склонности к аддиктивному поведению. Второй этап - формирование, включает в себя коррекцию проблем и профилактические меры, направленные на предотвращение появления зависимостей в будущем. На третьем этапе производится повторная диагностика для оценки результатов. Основные аспекты профилактики и коррекции аддиктивного поведения у подростков заключаются в выявлении психологических и физиологических особенностей, которые могут мешать их социализации. Для диагностики аддиктивного поведения подростков применяются различные методики, выбор которых зависит от цели (выявление зависимости, оценка личностных характеристик, анализ семейных и коллективных отношений, компетентность родителей и учителей и т. д.).

На основе проведенных исследований разрабатывается и внедряется программа профилактической работы с подростками, которая включает обязательные компоненты: образовательный, социальный и психологический. Педагогическая профилактика играет ключевую роль в первичной профилактике и должна быть комплексной и систематической, охватывая всех участников образовательного процесса, чтобы способствовать снижению аддиктивного поведения и формированию социально принятых личностных качеств у подростков. Педагогические условия психопрофилактики аддиктивного поведения включают в себя формирование отрицательного отношения к аддиктивному образу жизни у младших подростков, просветительскую работу, обучение социально значимым навыкам, поведенческую психотерапию, пропаганду и организацию здорового образа жизни. В программу могут входить различные форматы мероприятий, такие как беседы, лекции, практические занятия и тренинги. Эффективными методиками могут быть арттерапия, основанная на использовании искусства и творчества, сказкотерапия, которая помогает корректировать поведение детей на бессознательном уровне через сказки, игротерапия и другие. Профилактические мероприятия, ориентированные на младших школьников, должны учитывать их специфические особенности, включая любознательность и склонность к протестному поведению, и могут быть организованы как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время, с учетом всестороннего развития школьников.

Эффективность профилактики аддиктивного поведения у младших подростков зависит от применения следующих принципов: универсальности, единства профилактики и диагностики, формирования рационального поведения, опережения момента возникновения проблем, комплексного подхода, а также активного участия и ответственности всех участников процесса. Важными мерами в предотвращении аддиктивного поведения у младших подростков являются те, которые направлены на улучшение социальных отношений в учебном коллективе, тем самым облегчая процесс социальной адаптации для ребенка.

Аддиктивное поведение у младших подростков часто связано с активным пребыванием в Интернете. В современном обществе он стал неотъемлемой частью повседневной жизни, и школьники разных возрастных категорий не исключение. Хотя во многих школах запрещено использование мобильных телефонов, некоторые ученики все равно прибегают к этому. Телефоны видны даже у детей начальных классов. От нормального использования Интернета аддиктивное поведение отличается возникновением проблем со здоровьем.

2.4        Методическая разработка программы профилактики нехимических зависимостей детей младшего подросткового возраста

Таким образом, с целью профилактики различных видов нехимических зависимостей, предложена методическая разработка программы.

Цель: работа с причинами появления зависимостей у детей младшего подросткового возраста.

Задачи:

  1. Сформировать осознанное отношение к использованию интернетресурсов – открыть разнообразные возможности использования компьютера и интернета.
  2. Способствовать развитию личностных качеств у младших подростков: формирование адекватной самооценки; формированию и развитию коммуникативных навыков, умению говорить «нет».
  3. Способствовать организации социально-значимой деятельности детей младшего подросткового возраста, поиск альтернативных интернету форм проведения досуга: искусство, культура, спорт.

Возрастная категория: 12-13 лет.

Сроки реализации: 13 часов.

Режим занятий: 2 раза в неделю.

Форма проведения: игровая, тренинговая, беседы, консультации, арт-терапевтические техники.

Формат работы: групповая.

Правила проведения занятий:

- активность со стороны участников;

- командная работа, взаимодействие со сверстниками;

- доброжелательное отношение ко всем участникам;

- высказывание личной точки зрения и толерантность к чужому мнению;

- наличие коммуникации посредством диалога.

Ожидаемые результаты: формирование и развитие личностных качеств младших подростков (адекватная самооценка, навыки эффективного общения, рефлексия, саморегуляция и самоконтроль), способствующих в дальнейшем умению общаться со сверстниками, сплочению школьного коллектива и сокращение времени пребывания в виртуальной реальности.

Тематический план программы по профилактике нехимических видов зависимостей у младших подростков

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Блок 1. Развитие коммуникативных навыков

1

«Познакомимся»

Цель: формирование комфортного климата в группе, знакомство участников, обозначение правил работы.

Упражнения: «Расскажи о себе за пять слов».

1

2

«Моя коммуникация»

Цель: мотивировать участников к взаимодействию.

Упражнения: «Рисуем вместе», «Я думаю, что ты..»

1

3

«Как общаться правильно»

Цель: развивать коммуникативные навыки подростков.

Дискуссия: Манеры поведения в обществе. Как я говорю?

1

4

«Интернет»

Цель: ознакомить подростков с понятием зависимости от Интернета и виртуальных игр.

Упражнения: мозговой штурм «Портрет человека, у которого есть Интернет-зависимость», рассуждения на тему: Что я могу делать в Интернете.

1

Блок 2. Формирование самооценки

5

«Что я думаю о себе»

Цель: понимание себя и своих характерных особенностей.

Упражнение: «Я-реальный и Я-идеальный»

1

6

«Я такой»

Цель: формировать у подростков принятие себя и других людей такими, какие они есть.

Упражнение: «Я уверен в том, что ты…»

1

7

«Самооценка»

Цель: формировать у подростков самооценку адекватного уровня.

Упражнения: «На какой ты ступеньке?» (Приложение 2)

Домашнее задание: написать тезисы о том, что мне в себе нравится и не нравится.

1

8

«Эмоциональный интеллект»

Цель: развивать у подростков эмоциональный интеллект, способность распознавать свои эмоции.

Упражнения: «Нарисуй эмоцию»

1

9

«Саморегуляция»

Цель: научить подростков экологично выражать эмоции.

Упражнения: арт-терапия – работа с песком и глиной.

1

Блок 3. Развитие творческого потенциала

10

«Театр»

Цель: творческое самовыражение подростков.

Упражнения: «Театр импровизации»

1

11

«Креатив»

Цель: развивать у подростков навык нестандартного мышления.

Упражнения «Биография несуществующего героя».

1

Блок 4. Рефлексия

12

«Итоговое занятие»

Цель: подвести итоги работы.

Упражнения: «Что я знаю о нехимической зависимости?», «Чему я научился?», создание творческого продукта «Мы - друзья!».

1

Блок 5. Работа с родителями

13

«Круглый стол»

Цель: обсуждение аддиктивного поведения подростков в рамках нехимических видов зависимостей.

1

Данная методическая разработка поможет детям младшего подросткового возраста сформировать коммуникативные навыки, выявить творческую составляющую их личности, сформировать адекватную самооценку, а также получить знание о нехимических формах зависимости и их негативном влиянии. В процессе работы подростки будут пребывать в психологически комфортной атмосфере, создадут дружеские связи.

Круглый стол с родителями позволит обсудить актуальную проблему нехимических зависимостей у детей данной возрастной группы. Родители смогут получить необходимые рекомендации по профилактике аддикций у детей и реализовать их в условиях семейной системы.

Приложение 1

Список рекомендованной литературы

  1. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. М., 2019. 368 c
  2. Сыроватская А.А. Возрастные особенности подросткового периода [Электронный ресурс] // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 20 (20). URL: https://sibac.info/journal/student/20/90711. (дата обращения: 19.02.2024).
  3. Телепова Н.Н., Телепов М.Н. Личностное взросление подростка как необходимое условие формирования устойчивости к аддиктивному поведению// Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: cборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием (Рязань, 09-10 апреля 2020 года). Рязань, 2020. С. 479–485.
  4. Тинькова Е.Л., Шеховцова Е.А., Катилевская Ю.А. Выявление и сопровождение подростков, склонных к аддиктивному поведению// Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-i-soprovozhdenie-podrostkovsklonnyh-k-addiktivnomu-povedeniyu (дата обращения: 19.02.2024).
  5. Шмелева С.А. Аддиктивное поведение подростков как социальнопедагогическая проблема// в сборнике: Молодая наука. Сборник трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Научн. ред. Н.Г. Гончарова. 2019. С. 374–375.

Приложение 2

Диагностика самооценки «На какой ты ступеньке?»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

Групповая инструкция:

«Уважаемые участники, у вас перед вами бланк с нарисованной лестницей и красный карандаш. Обратите внимание на доску, где также изображена лестница. Пожалуйста, прислушайтесь к инструкции. Если мы представим, что все участники этого упражнения расположены на лестнице, то на первой ступеньке (покажите на первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, на второй и третьей (покажите) – хорошие, на четвертой (покажите) – ни хорошие, ни плохие, на пятой и шестой (покажите) – плохие, а на седьмой ступеньке (покажите) – самые плохие. Теперь подумайте, на какую ступеньку вы бы поставили себя? Пожалуйста, нарисуйте кружок на выбранной ступеньке. Повторю инструкцию еще раз».

Интерпретация результатов

При анализе данных можно выделить несколько уровней самооценки у детей, начиная от завышенной в первоклассниках до заниженной и низкой в старших классах.

На первом уровне, дети имеют завышенную самооценку, что типично для младших школьников. Они могут объяснять свой выбор, ставя себя на верхнюю ступеньку, например, тем, что она высокая, или просто заявляя, что они лучшие. Однако, это часто связано с недостаточно развитой способностью анализировать свои действия и мнения окружающих.

Дети со сформированной адекватной самооценкой могут оценивать себя и свою деятельность реалистично, основываясь на своих действиях и отношениях с окружающими.

На ступени с заниженной самооценкой, дети могут иметь психологические проблемы, которые влияют на их восприятие себя и своих возможностей. Это может быть связано с семейными отношениями или учебными трудностями.

Низкая самооценка может быть ситуативной или стойкой. В первом случае, она может быть вызвана конкретными событиями, такими как ссора с другом или неудачная ситуация на уроке. Однако, стойкая низкая самооценка требует серьезного внимания, так как она может повлиять на жизнь ребенка на долгосрочной основе.

Для помощи детям с низкой самооценкой важно выявить причины их отрицательного восприятия себя и начать работу над ними, включая сотрудничество с родителями и педагогами-психологами.

Все педагоги осознают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению успеваемости, а лишь могут усугубить негативное отношение ребенка к учебе. Поэтому важно акцентировать внимание на положительных аспектах деятельности ученика, даже на маленьких успехах, поощрять его за старания, самостоятельность и внимательность. Проблемы в межличностных отношениях являются одной из главных причин конфликтов в детской среде и требуют особого внимания.

Резко заниженная самооценка, когда ребенок ставит себя на самую нижнюю ступеньку, часто связана с школьной дезадаптацией и эмоциональными трудностями. Это может быть результатом комплекса негативных факторов, включая неудачи в обучении, проблемы с общением и неблагоприятную обстановку в школе или семье.

Для преодоления такой ситуации необходима комплексная помощь со стороны учителя, школьного психолога и социального педагога. Важно установить доверительные отношения с учеником, поддерживать постоянный контакт с его семьей, и верить в его потенциал. Это позволит постепенно, но уверенно формировать у ребенка более здоровую и адекватную самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

   Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...

Методическая разработка НОД «Зимние виды спорта»

Задачи:1. Расширить знания детей о зимних видах спорта.2. Учить различать и правильно называть зимние виды спорта.3. Развивать у детей логическое мышление, внимание, память, воображение.4. Закрепление...

Учебно-методическая разработка. "Профилактика нарушения осанки и свода стопы у дошкольников"

В учебно-методическую разработку входят: теретический и практический материал....

Методическая разработка "Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушениями зрения и речи"

Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка с нарушением зрения и речи элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся преп...

Методическая разработка НОД «Зимние виды спорта»

Задачи: 1. Расширить знания детей о зимних видах спорта. 2. Учить различать и правильно называть зимние виды спорта. 3. Развивать у детей логическое мышление, внимание, память, воображение. ...

Методическая разработка использования различных видов деятельности детей в центре «Кафе «Карамелька»

ФГОС ориентирует педагогов позитивную социализацию детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование умения устанавливать и...

«Профилактика нехимических видов зависимости (интернет-аддикция, игровая зависимость, номофобия и др.).

Работа «Профилактика нехимических видов зависимости у детей младшего подросткового возраста» представляет собой исследование, посвященное вопросам профилактики различных форм нехимической ...