Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)


Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»

 

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов, так как современное образование все чаще сталкивается с проблемой постоянно ухудшающегося состояния здоровья учащихся, препятствующего их успешной социализации и овладению образовательными компетенциями. При этом возрастает количество проблем, связанных как с соматическим, так и психологическим здоровьем. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Рассматривая данное понятие покомпонентно, отметим, что

физическое здоровье представляет собой совершенство саморегуляции в организме, максимальную адаптацию к окружающей среде;

психологическое здоровье отражает высокий уровень сознания, развитое мышление, потребность человека к созидательной деятельности; социальное здоровье раскрывается как моральное сообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро- и макросреды.

Рассматривая проблему здоровьесберегающих технологий в процессе социализации ребенка, важно осознавать, что сохранение здоровья во всем многоаспектном его понимании необходимо реализовывать в первую очередь в период раннего и дошкольного детства, что будет являться одним из основных факторов формирования успешной личности в целом. Именно с этого возраста процесс социализации личности, т. е. приобщение ребенка к социуму, включение его в общественную жизнь, усвоение норм и правил поведения в коллективах, должен сопровождаться формированием ценностного отношения к собственному телесному и психическому здоровью. Для адекватной ответной реакции на стихийное, опосредованное влияние, в контексте процесса социализации, несомненную важность вновь приобретает наличие сохранного физического и психологического здоровья подрастающей личности. С целью достижения вышеизложенного, можно говорить о необходимости внедрения комплексного подхода к ребенку на ранних этапах развития, который мог бы обеспечить как оздоровительную, так и развивающую стороны процесса его социализации в любом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). На наш взгляд, наиболее логично было бы рассматривать здоровьесберегающее образование дошкольников через призму и с использованием нейропсихологического подходаНейропсихологическая наука, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучает мозговые механизмы психических процессов и в соответствии с выявленными особенностями развития предлагает определенные пути коррекции конкретного ребенка. Сущность нейропсихологического подхода заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов, при этом комплекс коррекционных упражнений для детей составляется в соответствии с их уровнем развития и общими закономерностями развития человеческого мозга. Заметим, что общими закономерностями развития мозговых структур является движение психики снизу вверх (от подкорки к коре больших полушарий, от правого полушария к левому, от задних отделов мозга в передние.

 

Другими словами, нейропсихологический подход с опорой на мозговую организацию ребенка с помощью определенных упражнений и игр развивает и корригирует несформированные или нарушенные функции. При этом с точки зрения нейропсихологического подхода, в рамках метода замещающего онтогенеза (А. В. Семенович, рассматривается физиологически обусловленное движение развития ребенка, в траектории которого первичное место занимают упражнения на крупную моторику, сенсомоторное развитие, межполушарное взаимодействие, пространственные отношения, зрительно-моторную координацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Нейропсихологические игры как средство социально коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

 

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки

снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

 

Педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике, использую новые инновационные технологии.

При работе с детьми  я заметила, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. 

Видя и понимая проблемы детей, мне очень хотелось помочь, скорректировать некоторые психические процессы, поэтому разработала и внедрила в свою работу Нероигры.

Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.

Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигра. Нейригры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений.

 

 

 

Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.

Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.

Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.

Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.

В условиях модернизации дошкольного образования развитие познавательных способностей стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры могут использоваться в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей. В процессе работы  по изучению нейропсихологических игр и приемов , в первую очередь ,я изучала теоретическую базу по заявленной теме «Нейроигры и упражнения – эффективный инструмент в работе воспитателя» . Во-вторых, начала оформление картотеки игр и упражнений с детьми от 3 до 7 лет. В третьих, проводила работу с родителями, в ходе которой дала представление о значимости развития межполушарного взаимодействия. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов, так как современное образование все чаще сталкивается с проблемой постоянно ухудшающегося состояния здоровья учащихся, препятствующего их успешной социализации и овладению образовательными компетенциями. При этом возрастает количество проблем, связанных как с соматическим, так и психологическим здоровьем. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Рассматривая данное понятие покомпонентно, отметим, что

физическое здоровье представляет собой совершенство саморегуляции в организме, максимальную адаптацию к окружающей среде;

психологическое здоровье отражает высокий уровень сознания, развитое мышление, потребность человека к созидательной деятельности; социальное здоровье раскрывается как моральное сообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро- и макросреды.

Рассматривая проблему здоровьесберегающих технологий в процессе социализации ребенка, важно осознавать, что сохранение здоровья во всем многоаспектном его понимании необходимо реализовывать в первую очередь в период раннего и дошкольного детства, что будет являться одним из основных факторов формирования успешной личности в целом. Именно с этого возраста процесс социализации личности, т. е. приобщение ребенка к социуму, включение его в общественную жизнь, усвоение норм и правил поведения в коллективах, должен сопровождаться формированием ценностного отношения к собственному телесному и психическому здоровью. Для адекватной ответной реакции на стихийное, опосредованное влияние, в контексте процесса социализации, несомненную важность вновь приобретает наличие сохранного физического и психологического здоровья подрастающей личности. С целью достижения вышеизложенного, можно говорить о необходимости внедрения комплексного подхода к ребенку на ранних этапах развития, который мог бы обеспечить как оздоровительную, так и развивающую стороны процесса его социализации в любом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). На наш взгляд, наиболее логично было бы рассматривать здоровьесберегающее образование дошкольников через призму и с использованием нейропсихологического подходаНейропсихологическая наука, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучает мозговые механизмы психических процессов и в соответствии с выявленными особенностями развития предлагает определенные пути коррекции конкретного ребенка. Сущность нейропсихологического подхода заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов, при этом комплекс коррекционных упражнений для детей составляется в соответствии с их уровнем развития и общими закономерностями развития человеческого мозга. Заметим, что общими закономерностями развития мозговых структур является движение психики снизу вверх (от подкорки к коре больших полушарий, от правого полушария к левому, от задних отделов мозга в передние.

Другими словами, нейропсихологический подход с опорой на мозговую организацию ребенка с помощью определенных упражнений и игр развивает и корригирует несформированные или нарушенные функции. При этом с точки зрения нейропсихологического подхода, в рамках метода замещающего онтогенеза (А. В. Семенович, рассматривается физиологически обусловленное движение развития ребенка, в траектории которого первичное место занимают упражнения на крупную моторику, сенсомоторное развитие, межполушарное взаимодействие, пространственные отношения, зрительно-моторную координацию.

Тема: «Нейропсихологические игры как средство социально коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

 

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки

снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

 

Педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Работая с детьми, я поняла смысл высказывания Мишеля Монтеня: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Я согласна с этим высказыванием, поэтому стараюсь самосовершенствоваться: знакомлюсь с новыми открытиями в коррекционной педагогике, использую новые инновационные технологии.

При работе с детьми  я заметила, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. 

Видя и понимая проблемы детей, мне очень хотелось помочь, скорректировать некоторые психические процессы, поэтому разработала и внедрила в свою работу Нероигры.

Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.

Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигра. Нейригры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений.

Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.

Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.

Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.

Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.

В условиях модернизации дошкольного образования развитие познавательных способностей стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры могут использоваться в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей. В процессе работы  по изучению нейропсихологических игр и приемов , в первую очередь ,я изучала теоретическую базу по заявленной теме «Нейроигры и упражнения – эффективный инструмент в работе воспитателя» . Во-вторых, начала оформление картотеки игр и упражнений с детьми от 3 до 7 лет. В третьих, проводила работу с родителями, в ходе которой дала представление о значимости развития межполушарного взаимодействия. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций.

Семинар 3 «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»

1Тема «Нейроигры в социализации дошкольников с ОВЗ »

2.Тема: «Нейропсихологические игры как средство социально коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

3.Тема: Использование нейроигр в  коррекционной работе с детьми с ОВЗ

1 вариант. Важным помощником в решении социализации дошкольника с овз  являются нейроигры, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых коммуникативных нарушений нарушений.

2.вариант.Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх,( танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах,) создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Составляющие компоненты нейропсихологического развития, используемые в работе :

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения.

Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка»«Кулак, ребро, ладонь»«Колечки»«Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.

5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др., развитие саморегуляции.

8. Коммуникативные игры– направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга

Я хочу остановиться на коммуникативных играх

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, и становится понятным, что круг таких проблем достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития и  особенностями  эмоционально - волевой сферы. 

Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.

В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигра. Нейригры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений.

1 «Нейротаблицы на внимание»

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить

одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные:

дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и

т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим

потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на

команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть

одному.

2 «Веселые пальчики»

Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом.

Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку

используем разные картинки.

3 «Узнай цифру на ощупь»

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку

и ищет предложенную цифру.

4 «Составь фигуру»

Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру:

квадрат, круг, прямоугольник.

5 «Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать:

молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен

реагировать соответствующим образом.

6 Пальчики-мышки

7. Игры-показушки

Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.

Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности.

Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела.

Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.

Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.

Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.

Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры могут использоваться в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей. 

Таким образом, нейропсихологический подход, являясь наиболее перспективным методом, учитывая особенности развития психики детей, возрастные характеристики разных групп воспитанников и их индивидуальные свойства, на наш взгляд, может обеспечить комплексное воздействие на физиологический, психологический и социальный уровень развития каждого ребенка. Применение данного подхода в ДОУ, основанное на специфическом соотношении внешнего воздействия с внутренним движением личности, будет способствовать не только коррекции психических функций в случае их нарушения, но и всестороннему гармоничному развитию личности ребенка в целом. И в этом случае будут эффективно решаться задачи здоровьесбережения детей дошкольного возраста в рамках образовательного учреждения.

Использование нейроигр в  коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ОВЗ отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Для большинства детей характерна несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга гуманитарное, образное, творческое отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Анализируя используемые современные методы коррекционно-развивающего воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья, следует сказать, что невозможно добиться положительных результатов в развитии психических и личностных качеств детей без применения методов нейропсихологической коррекции. Технология нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией психических процессов. Значительная часть упражнений посвящена развитию взаимодействия полушарий. Подбирая специализированные упражнения можно воздействовать на восстановление поврежденных функций.

Решаются следующие задачи:

Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

Формируется правильное взаимодействие ног и рук.

Развивается слуховое и зрительное внимание.

Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Пальчики-мышки

Снятие импульсивности, повышение самоконтроля Играть можно как за столом, так и на полу.

Взрослый и ребёнок договариваются между собой, кто будет «мыш¬ кой», а кто — «кошкой». Руки «мышки» гуляют по столу, а «кошка» должна своими ладошками быстро поймать их. «Мышка» старается вовремя отдёрнуть руки. Затем участники меняются ролями.

Игры-показушки

Изобразить руками предмет, животное. 

image001.jpg

Используемая литература

1.              Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. –М.: Айрис, 2007. -112с.

2.              Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. –М.: Генезис, 2008. -319с.

3.              Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. –М.: Генезис, 2010. –474с.

1.Дидактические игры «Нейротаблицы на внимание»

Игры направлены на развитие навыка концентрации внимания, а также на улучшение кратковременной памяти и расширение угла зрительного охвата.

раздать таблицы

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. 

Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям.

Можно играть всей группой на скорость.

Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем.

Также в эту игру можно играть одному

Изготовить подобную игру очень просто. Это можно сделать вручную на листе бумаги фломастером или ручкой, или с помощью программ на компьютере или смартфоне.

Дети с большим удовольствием приступают к упражнению и соревнуются друг с другом

2.Дидактические игры " Веселые пальчики"

Материал: математический набор

1 вариант. Дима, произноси слог.ру и двигай пальцами соответственно цветовой схеме. начали. Например, лампочка,д ракон, труба, трамвай

2 вариант. Называй картинки ( произноси слова четко проговаривая  звуки )

двигай руками соответственно схеме

https://almode.ru/uploads/posts/2022-05/1651435836_42-almode-ru-p-gradient-vipolnennii-na-odnom-ili-neskolki-48.jpg

3 «Узнай цифру на ощупь»

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку

и ищет предложенную цифру.

4 «Составь фигуру»

Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру:

квадрат, круг, прямоугольник.

5 «Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать:

молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен

реагировать соответствующим образом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Нейропсихологический подход в работе с детьми на занятиях физической культуры»

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Основа формирования личности – это полноценное физическое...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нейропсихологических подходов в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Целью данного семинара является  расширение знаний педагогов о нейропсихологических подходах к коррекции речевых нарушений детей, обучение навыкам практического использования нейропсихологич...

Нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Статья посвящена актуальной проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через применени нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе учи...

Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....

Проект "Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор процесса социализации"

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психиче...

Консультация для родителей «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Так что же такое нейропсихология?Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов.Цель нейропсихологии — поним...

Нейропсихологический подход в работе с детьми с ОВЗ

Нейропсихолия - научное междициплинарное направление с глубокими знанияями структур , функций мозга, взаимосвязи его развития с развитием ребенка. Данный подход является новым важным звеном в коррекци...