Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"
консультация по психологии

Саитхужина Димфира Нурмухаметовна

Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.

Задачи:

·         Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.).

·         Укрепить чувство собственного достоинства.

·         Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.

·         Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

Открыть и осознать свои взгляды и привычки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otpr._dlya_sayta.docx57.25 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов «Сохраним себя для себя» проводит: педагог-психолог Саитхужина Д.Н.

Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.

Задачи:

  • Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.).
  • Укрепить чувство собственного достоинства.
  • Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.
  • Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
  • Открыть и осознать свои взгляды и привычки.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.

Ход упражнения

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идёт по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» обнимаются .

Вопросы для обсуждения: 

  • Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  • В какой роли вам было удобнее и почему?
  • В жизни отвечаете ли вы взаимностью, когда с вами здороваются непривычным для вас способом?
  • Какие чувства вы при этом испытываете?

Мы с вами много говорили о методической стороне воспитательно –образовательного процесса, сегодня я хотела бы с вами поговорить об эмоциональной стороне нашей профессии. Что , по вашему мнению, является основным  качеством педагога, для достижения профессиональных и личностных целей? (рассуждения участников). Для успешной профессиональной деятельность необходимо быть уверенным в себе и своих силах.

Введение: Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

- Я предлагаю вам  показать ,прочувствовать, проанализировать это качество в контексте собственного восприятия.

2.Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель: помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Процедура: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы: Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

Почему, как вы думаете?

Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

 3.Упражнение «Рисунок Я»

Цель: расширить представление о себе, самопознание.

Материалы: карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура: Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время.

Инструкция участникам: «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий ограничивается одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, что бы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки.

7.Упражнение «Ступеньки»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька – самооценка занижена

5-7 ступенька – самооценка адекватна

8-10 ступенька – самооценка завышена

8.Упражнение «Дерево помощи»         

 Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса; обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессами.

 Материал: большой лист ватмана с нарисованным деревом с пятью ветками - «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки-карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш.

 Ведущего: «Мы уже много говорили о том, что  иногда при профессиональном становлении возникают трудности, которые приводят к стрессу, и  как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающейся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессами. Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить. На доске вы видите пять таких сфер. На карточках напишите, как они помогают вам бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно (какое ваше или чужое действие, какой объект или предмет в этих сферах) вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере, чтобы снять стресс? Напишите на листочках и , давайте их наклеим, как листья на дерево, на свою ветку. Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось больше всего листьев? Как вы думаете, это что-нибудь значит? Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил?

 

Упражнение «Круг-треугольник-квадрат-спираль»

Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.

   Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

   Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших  треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

   Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

   Мини-группам дается 5 минут на подготовку. После  этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.

Треугольник — что помогает достигать результатов.

Круг — что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.

Спираль — что помогает быть творческим и создавать новые идеи 

Любые нормы, правила и меры хороши, если они находят своё применение в жизни. Давайте прилагать все свои усилия на то, чтобы ваши предложения воплощались в нашей реальной жизни.

Упражнение «Я такой же, как ты»

Мы все разные, но в чем – то мы похожи. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такая же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

 Психолог рисует на доске круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.

После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали.

Ищите единомышленников.

Упражнение «Круг-треугольник-квадрат-спираль»

Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.

   Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

   Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших  треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

   Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

   Мини-группам дается 5 минут на подготовку. После  этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.

Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.

Треугольник — что помогает достигать результатов.

Круг — что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.

Спираль — что помогает быть творческим и создавать новые идеи 

Любые нормы, правила и меры хороши, если они находят своё применение в жизни. Давайте прилагать все свои усилия на то, чтобы ваши предложения воплощались в нашей реальной жизни.

Приложение 1

КВАДРАТ

Что помогает поддерживать порядок и структуру в коллективе? Нормы и правила, по которым должен существовать дружный коллектив.

КРУГ

Меры, которые помогут коллективу поддерживать хорошие дружеские взаимоотношения.

ТРЕУГОЛЬНИК

 Меры, которые помогут коллективу быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ним целей и задачей.

 

СПИРАЛЬ

 Как коллективу стать максимально творческим и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

   

  Ведущий: И в завершении, я предлагаю вам презентацию – релаксацию, что бы ещё раз убедиться, что уверенность в себе и своих силах, даёт хорошую мотивацию для достижения цели. ( показ презентации Робина Шарма «Цитаты меняющие сознание»).

Просто поверь в себя! 

(Притча)    

         Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше." Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался. 
            Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!"  

             Но   Ручеёк   продолжал    стоять.     Ему очень

хотелось стать большой полноводной рекой, но он

боялся изменений и не хотел идти на  риск. 
             Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься,

 то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!" 
             И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох...

             Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней. 
Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!" 

         Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом! 
        Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг "Помоги себе сам"

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.Задачи: Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков вз...

психологический тренинг "Помоги себе сам"

Предназначен для педагогов, помогает ориентироваться в собственных психологических состояниях...

Психологический тренинг для педагогов: «Познай себя»

Основные задачи тренинга: исследование психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.Скачать музыку...

Игра-тренинг для педагогов «Сохраним душевное равновесие»

Профессия педагога (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и пс...

Психологический тренинг «Родители - начните с себя!»

Цели:показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми, ролевые          функции - членов семьи, мот...

Психологический практикум для педагогов «Сохраняем психическое здоровье»

Каждому человеку нужны ресурсы — источники запасов сил, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость. Важное условие сохранения и укрепления психи...