"Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как залог успешного обучения в школе"
консультация по психологии (старшая группа)

Стряпихина Ирина Владимировна.

Тема формирования межполушарного взаимодействия особенно  актуальна на сегодняшний день. Игры, упражнения, нейротренажеры в своей работе с детьми используют многие специалисты системы образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_neyropsihologii.docx133.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как залог успешного обучения в школе»

             В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ.

         В целом нейропсихологические проблемы  заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, то есть отсутствие слаженности в работе полушарий мозга, в результате чего не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушарием, каждое из которых постигает мир по -разному. На психическом уровне это выглядит, в частности, как варианты нарушения  речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания, несформированность произвольной саморегуляции, в целом — учебная и социальная неуспешность. Что выражается в  трудностях при  усвоении послогового чтения, ребенок неуверенно узнает, или вообще путает буквы.

                   Что чаще всего мы слышим от самого ребёнка?

Жалобы ребёнка и вероятная «расшифровка»:

«Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью.

«Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.

«Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки информации.

«Не могу представить» — проблема с воображением.

            Заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее.

            Безусловно работа над формированием межполушарного взаимодействия должна иметь комплексный, системный, индивидуально обусловленный подход. Занятия, как правило, включают в себя: игры и упражнения на развитие внимания и памяти, мелкой моторики, дыхательные упражнения, базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность, психогогимнастика  и т.д. В работе нейропсихолога используются карточки-анограммы, таблицы Шульте, нейротренажеры, лабиринты и т.д.  

          Одно из эффективных  упражнений — это рисование обеими руками. В данных заданиях необходимо выполнить рисунок двумя руками, при этом очень важно не давить на ребенка. Помогаем ребенку тем, что даем инструкцию: «работаем двумя руками не торопясь, следим глазками поочередно, то за одним карандашиком, то за другим». Важно, чтобы руки ребенка работали синхронно, не обгоняя друг друга. Обращаем внимание на качество выполнения упражнений.  

        Хорошим итогом считается выполнение на 30-40- 50%… Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.

    В данной статье я делюсь своей разработкой «Нейропсихологический тренажер по точкам». На деревянной доске мы проделали точки, которые имеют контур разных фигур. Детям необходимо двумя карандашами обвести точки по кругу. Затем дети убирают доску и соединяют точки между собой так же двумя руками. Данное упражнение вызывает у детей большой интерес, способствует  формированию  усидчивости, произвольности психических процессов. А если мы попросим ребенка подумать, на что его контур похож  и дорисовать, и рассказать о нем, то  таким образом будет развиваться воображение и речь дошкольника.

Литература:

Н.Семенович, Архипов, 1995 и др.

Е.Тимошенко «Нейропсихологические упражнения по подготовке к школе»; Изд.: «Малыш»,

2022г.

C:\Психология оц2\Ирина Владимировна\мой сайт\фото\yjdst\IMG_20220208_102311.jpgC:\Психология оц2\Ирина Владимировна\мой сайт\фото\yjdst\IMG_20220208_103702.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-КОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

представлен опыт работы по коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников средствами арт - терапии. Определены цель, задачи, структура занятий, предполагаемые результаты...

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню знаний, умений и навыков дошкольников, поступающих в школу. Некоторые  авторы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.Я. Панько, Е.Е. Кравцова...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"

Консультация для родителей  "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...

Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»

Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...

Нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Статья посвящена актуальной проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через применени нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе учи...

«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»

Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным при...