«Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия детей раннего возраста в ДОУ в период адаптации»
учебно-методический материал по психологии (младшая группа)

Губанова Ирина Александровна

Психологический комфорт, эмоциональное благополучие  в период адаптации, ранний возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия детей раннего возраста в ДОУ в период адаптации»

Актуальность.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Чёткий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребёнка стрессовою ситуацию, которая влияет на его психическое и физическое здоровье.

Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Чтобы облегчить адаптационный период, необходимо создать для малыша особый, эмоционально комфортный климат в группе правильно организовать деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок- взрослый», «ребенок-ребенок», обязательно включающую в игру и упражнения.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявление заботы к каждому малышу.

Так же наладить эмоциональный контакт в адаптационный период помогают потешки, прибаутки, стишки, которые вызывают у детей положительные эмоции. Вслушиваясь в их слова, ритм, музыкальность,- дети делают ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются.

Поэтому, осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья является актуальным.

Цель – улучшение психоэмоционального благополучия в адаптационный период у детей раннего возраста вспомогательными психолого-педагогическими средствами.

Задачи:

  1. Способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию ребенка к новой обстановке.
  2. Создать адекватные условия для реализации эмоционально насыщенной игровой деятельности
  3. Содействовать возникновению у малышей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций
  4. Обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.

Для реализации цели и задач я использую методику психологической поддержки детей в адаптационный период «Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период» Беловой О.Е., которая выделяет следующие Циклы: «Игры с воздушными шарами», «Веселые мячи», «Игры с водой», «Кукла Маша играет с детьми», «Игры –забавы», «Осенние забавы», «Транспорт».

Циклы игровых комплексов включают в себя игры с сюжетными игрушками, игровые упражнения, игры с правилами, подвижные игры, игры-забавы и сопровождаются русскими народными потешками, прибаутками, стишками.

Игровые сеансы проводятся фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Игровая ситуация имеет в своей основе определенный сюжет. Смысл этой ситуации состоит в том, чтобы захватить ребенка впечатлением, эмоцией, создать атмосферу непринуждённости, импровизации, которой все происходит «здесь и сейчас».

Важным моментом при проведении игровых упражнений является эмоциональный настрой педагога. Он должен заряжать детей своей эмоциональностью, стараясь отвлечь их от негативных переживаний, переключив внимание на интересную деятельность.

Цикл «Веселые мячи». Задачи этого цикла Вы видите на слайде, названия игровых комплексов также увидите на слайде под фотографиями. Здесь мы вместе с детьми катали мячики друг другу, выполняли имитационные движения в соответствии с текстом, ловили мячи, сортировали по цвету, «колючие» мячики дети катали ладошками, а во время минутки-шалости дети играли с мячами по желанию.

Игровые упражнения сопровождались стишками:

Что такое, что за шум?

Скачет мячик бум-бум-бум.

Прыг-скок, прыг-скок

Укатился под кусток.

Цикл «Игры с водой». Вместе с детьми мы ловили рыбок сачками и с помощью магнитной удочки, играли в подвижную игру «Кто поймает», выполняли движения в соответствии с текстом, и т.д. Деятельность также сопровождалась потешками:

Саша наш - молодец!

Саша наш- удалец!

Саша рыбку поймал,

А потом поплясал!

Цикл «Кукла Маша играет с детьми». Вместе с куклой Машей дети делали зарядку, играли с платочками, выполняли танцевальные движения, делали пальчиковую гимнастику и другое.

Цикл «Игры – забавы».

Вместе с детьми мы искали тигренка, делали «лесную» зарядку, доставали ягодку для мишки, играли в игру «Мишка косолапый»

Мишка косолапый

Манит деток лапой,

Приглашает погулять,

В догонялки поиграть

Также доставали из волшебного мешочка игрушки и показывали движения персонажей: мишки, зайчика, птички и т.д. и по окончании игры из мешочка мы достали мыльные пузыри и поиграли с ними.

Цикл «Осенние забавы». Дети раскладывали по образцу листочки, выполняли различные игровые упражнения с листочками, дули на листочки,

Летит, летит листочек-

Желтый парусочек.

Ветерок его качает,

Словно парус надувает

, также играли в игру «Солнышко и тучка», и т.д

Цикл «Игры с воздушными шарами». Вместе с детьми мы танцевали с шариками, прятались за них, прогуливались с шариками, подбрасывали и ловили их

Шарик, шарик, не спеши

И детишек посмеши.

Вместе мы потопаем,

Вместе мы похлопаем

, показывали шарики друг другу , а в минутку шалости дети играли с ними по желанию.

Цикл «Транспорт».

Имитируя различные виды транспорта, мы с ребятами двигались друг за другом, по кругу, между предметами, играли в игру «Птички и автомобиль», запускали бумажный самолетик, ездили на паровозе

Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чу!
Я далеко укачу

Важным моментом при проведении игровых упражнений является эмоциональный настрой педагога. Он должен заряжать детей своей эмоциональностью, стараясь отвлечь их от негативных переживаний, переключив внимание на интересную деятельность.

Взаимодействие педагога-психолога с семьями воспитанников.

Психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить своего ребенка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.

Взаимодействие с родителями производится через наглядно – информационную пропаганду, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы и носит характер сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста

Картотека содержит набор подвижных и пальчиковых игр, которые рекомендуются проводить в период адаптации....

эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период адаптации

большую роль в адаптациооный период  оказывает игра....

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...

ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742891","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19742893","...

Педагогическая программа по направлению "Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр" уникативных игр

   Так как в современное время педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»

В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...